Конспект урока русский язык по теме "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Наумов Артем Андреевич

Представлен конспект для 4 класса, по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok._mestoimenie_kak_chast_rechi.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Местоимение как часть речи

Цели урока:  - познакомить с особенностями местоимения как части речи;

                     - учить распознавать местоимения среди других частей речи.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • знать особенности местоимения, как части речи;
  • уметь распознавать местоимения среди других частей речи.

  • Личностные:
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация,  учебник Русский язык 4 кл., ч. 2, Канакина, Горецкий

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Я смотрю, все ли подготовлены к уроку. Молодцы! Пожалуйста, присаживайтесь.

Приветствовать учителя

2. Актуализация знаний. Мотивация.

Метод: словесный

Прием: настрой на положительные эмоции.

- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Отгадай загадку:

У кого за носом пятка? (Обувь.)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. (Подушка.)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком. (Шапка.)

На чужой спине едет, а на своей груз везёт. (Седло.)

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит - слёзы льёт. (Зима.) 

Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок.)

А ну-ка, ребята, кто угадает:

На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки.)

—  На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корней)

—  Подберите проверочные слова.

Отвечать на вопросы учителя

П. - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;

К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. Постановка учебной задачи.

Эвристическая беседа  

Формулировать тему и цели урока.

Метод: Наглядно- словесный

Приём:

Постановка проблемных вопросов.

—  Послушайте стихотворение.

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла.

А. Барто

—  Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)

—  Что такое местоимение?

—  С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения.)

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

П. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;

К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р. - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

4. Решение учебной задачи или открытие нового знания.

Метод: Наглядно - словесный

Приём:

Постановка проблемных вопросов.

Упр. 108 (с. 52).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Назовите личные местоимения.

—  Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его.)

Упр. 109 (с. 52).

—  Прочитайте.

—  Запишите личные местоимения.

—  Найдите в толковом словаре значение слова личный.

—  Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают налицо или лица.)

—  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.)

—  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.)

—  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.)

Физкультминутка

Выполнять задания в учебнике

Отвечать на вопросы

Выполнять физминутку

П. - анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;

К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р.- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

5. Первичное закрепление.

Метод: Наглядно - словесный

Приём:

Постановка проблемных вопросов.

1. Работа по учебнику

Упр. 110 (с. 53).

—  Прочитайте первое предложение.

—  Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.)

—  Прочитайте второе предложение.

—  Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она —ящерица.)

—  С какой целью в загадках используют местоимения?

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Два ученика выполняют на доске звуко-буквенный разбор слов.)

2. Работа над загадками        

—  Выпишите местоимения, рядом запишите слова, которые они заменяют.

Утром —                              

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей. (Оно солнце.) 

А стемнеет - он придёт:

Тоненький, смущённый, —

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной. (Он — месяц.)

Грациозна, и умна,

И хитра немножко,

Для мышей она грозна.

Кто же это? (Она — кошка.)

Выполнять задания по учебнику

Отвечать на вопросы учителя

Работать самостоятельно

Отгадывать загадки

К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р.- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

6. Рефлексия деятельности.

Словесный: беседа,

Фронтальный опрос.

Графический диктант

(Учитель читает утверждение, учащиеся ставят знак «+», если согласны с ним, и знак «—», если не согласны.)

1) Местоимение - часть речи.

2) Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.

3) Он — это местоимение.

4) Местоимения не называют предмет и не указывают на него.

5) Личные местоимения заменяют имена существительные.

(Проверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  Была ли тема для вас сложной?

Домашнее задание

Упр. 111 (с. 53).

Выполнять графический диктант

Отвечать на вопросы

Записывать домашнее задание

К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р. - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, са...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"

Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи. Имя прилагательное.".

Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России" на тему "Части речи. Имя прилагательное." построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке примен...

Конспект урока русского языка. Тема: «Глагол как часть речи»

Цель деятельности учителя: -формирование понятия о глаголе как части речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...