Главные вкладки

    Конспект урока русский язык по теме "Местоимение как часть речи"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Наумов Артем Андреевич

    Представлен конспект для 4 класса, по УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1_urok._mestoimenie_kak_chast_rechi.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Местоимение как часть речи

    Цели урока:  - познакомить с особенностями местоимения как части речи;

                         - учить распознавать местоимения среди других частей речи.

    Планируемые результаты:

    • Предметные:
    • знать особенности местоимения, как части речи;
    • уметь распознавать местоимения среди других частей речи.

    • Личностные:
    • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

     

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: презентация,  учебник Русский язык 4 кл., ч. 2, Канакина, Горецкий

    Этапы, методы и приёмы.

    Хронометраж

    Содержание урока и деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Самоопределение к деятельности.

    Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Я смотрю, все ли подготовлены к уроку. Молодцы! Пожалуйста, присаживайтесь.

    Приветствовать учителя

    2. Актуализация знаний. Мотивация.

    Метод: словесный

    Прием: настрой на положительные эмоции.

    - Отгадайте загадки, запишите отгадки. Отгадай загадку:

    У кого за носом пятка? (Обувь.)

    Вспушит она свои бока,

    Свои четыре уголка,

    И тебя, как ночь настанет,

    Всё равно к себе притянет. (Подушка.)

    Сижу верхом,

    Не ведаю на ком. (Шапка.)

    На чужой спине едет, а на своей груз везёт. (Седло.)

    Хоть сама и снег и лёд,

    А уходит - слёзы льёт. (Зима.) 

    Частый, зубастый,

    Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок.)

    А ну-ка, ребята, кто угадает:

    На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки.)

    —  На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корней)

    —  Подберите проверочные слова.

    Отвечать на вопросы учителя

    П. - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;

    К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    3. Постановка учебной задачи.

    Эвристическая беседа  

    Формулировать тему и цели урока.

    Метод: Наглядно- словесный

    Приём:

    Постановка проблемных вопросов.

    —  Послушайте стихотворение.

    Заранее, заранее

    Всё было решено:

    У школьников собрание,

    Потом у них кино.

    Домой придёт

    Мой старший брат,

    Он мне расскажет

    Всё подряд,

    Он объяснит мне,

    Что к чему.

    А я большая!

    Я пойму.

    И вот он начал

    Свой рассказ:

    — Они ползут,

    А он им — раз!

    А тут как раз

    Она ползла,

    А он как даст ему

    Со зла!

    Они ей - раз!

    Она им — раз!

    Но тут как раз

    Её он спас,

    Он был с ней

    Заодно...

    Ух, сильное кино!

    Нет, видно, я ещё мала:

    Я ничего не поняла.

    А. Барто

    —  Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)

    —  Что такое местоимение?

    —  С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными.)

    —  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения.)

    Слушать стихотворение

    Отвечать на вопросы

    П. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;

    К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Р. - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    4. Решение учебной задачи или открытие нового знания.

    Метод: Наглядно - словесный

    Приём:

    Постановка проблемных вопросов.

    Упр. 108 (с. 52).

    (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

    —  Прочитайте ниже сведения о языке.

    —  Назовите личные местоимения.

    —  Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его.)

    Упр. 109 (с. 52).

    —  Прочитайте.

    —  Запишите личные местоимения.

    —  Найдите в толковом словаре значение слова личный.

    —  Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают налицо или лица.)

    —  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.)

    —  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.)

    —  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.)

    Физкультминутка

    Выполнять задания в учебнике

    Отвечать на вопросы

    Выполнять физминутку

    П. - анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;

    К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Р.- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

    5. Первичное закрепление.

    Метод: Наглядно - словесный

    Приём:

    Постановка проблемных вопросов.

    1. Работа по учебнику

    Упр. 110 (с. 53).

    —  Прочитайте первое предложение.

    —  Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.)

    —  Прочитайте второе предложение.

    —  Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она —ящерица.)

    —  С какой целью в загадках используют местоимения?

    —  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Два ученика выполняют на доске звуко-буквенный разбор слов.)

    2. Работа над загадками        

    —  Выпишите местоимения, рядом запишите слова, которые они заменяют.

    Утром —                              

    Так заведено —

    Разомкнёшь ресницы,

    И к тебе идёт оно

    Розовой жар-птицей. (Оно солнце.) 

    А стемнеет - он придёт:

    Тоненький, смущённый, —

    Он на цыпочках войдёт

    Долькою лимонной. (Он — месяц.)

    Грациозна, и умна,

    И хитра немножко,

    Для мышей она грозна.

    Кто же это? (Она — кошка.)

    Выполнять задания по учебнику

    Отвечать на вопросы учителя

    Работать самостоятельно

    Отгадывать загадки

    К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Р.- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

    6. Рефлексия деятельности.

    Словесный: беседа,

    Фронтальный опрос.

    Графический диктант

    (Учитель читает утверждение, учащиеся ставят знак «+», если согласны с ним, и знак «—», если не согласны.)

    1) Местоимение - часть речи.

    2) Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.

    3) Он — это местоимение.

    4) Местоимения не называют предмет и не указывают на него.

    5) Личные местоимения заменяют имена существительные.

    (Проверка.)

    —  Оцените свою работу на уроке.

    —  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    —  Была ли тема для вас сложной?

    Домашнее задание

    Упр. 111 (с. 53).

    Выполнять графический диктант

    Отвечать на вопросы

    Записывать домашнее задание

    К. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Р. - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

    Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

    «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

    Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

    Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

    Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

    Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.

    Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, са...

    Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

    Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

    Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи" 3 класс Школа России

    Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи"  3 класс Школа России...