Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи. Имя прилагательное.".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Узелова Лидия Евгеньевна

Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России" на тему "Части речи. Имя прилагательное." построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке применялись здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная и игровая технологии. Были использованы элементы технологии критического мышления (составление кластера), технологии проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и создание проблемной ситуации), технологии дифференцированного обучения (разноуровневое домашнее задание). Урок построен в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.imya_prilagatelnoe.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Части речи. Имя прилагательное.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном, полученных во 2 классе

Задачи урока:

Формировать умение распознавать имена прилагательные в речи и устанавливать их связь с именами существительными; производить синтаксический разбор предложения.

Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, память.

Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; чувство коллективизма и ответственности за свой труд.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • поиск ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

  • развитие умения самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность;
  • развитие умения осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД:

  • развитие умения слушать и вступать в диалог, договариваться о распределение функций в совместной работе;
  • развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные результаты:

  • уважительное отношение к иному мнению и адекватное понимание причин собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для работы в парах, карточки для составления кластера.

Ход урока

I. Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок?

Значит,  начался урок?

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться!

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей, плодотворной работы. Прочитайте девиз нашего урока. «Пишут не пером, а умом!»

- Как вы это понимаете?

- Верно. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

- Попробуйте прочитать слова , записанные на доске. Почему вы не можете этого сделать?

-Какую букву надо вставить в эти слова, чтобы мы смогли их прочитать?

       Е, слова:  ветер, север.

- Это и есть наша минутка чистописания. Запишите 1 строчку буквы е, а на другой строке запишите слова ветер и север. Поставьте в них ударение и подчеркните непроверяемые гласные.

2. Картинный словарный диктант.

- А теперь повторим словарные слова, изученные в этом году. На экране будут появляться изображения предметов. Ваша задача узнать предмет, и записать его название в тетрадь.

Орех, ракета, пшеница, заря, альбом, овёс, земляника, снегирь, рябина.

- Пожалуйста, поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте его работу. Поставьте отметку и верните тетрадь хозяину.

Поднимитесь те, у кого стоит «5». У кого стоит «4». У кого стоит «3».

III. Постановка темы и целей урока.

- Что общего у слов, которые мы записали? (Они словарные. Они являются именами существительными.)

- Почему вы так считаете? (Они обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что?)

- А какой частью речи являются данные слова?

Спелая, грецкий, сладкая, алая, красивый.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Имя прилагательное.

- Правильно сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном, вспомним, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, и выясним, каким членом предложения оно является.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Послушайте стихотворение.

-Я – слово замечательное, -

Сказало Прилагательное. –

Я равного  себе не знаю.

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Так что же обозначает имя прилагательное?

А какие это могут быть признаки?  Цвет, вкус, размер, форма.

- Я предлагаю вам сыграть в игру. Я называю признаки предметов, а вы должны их отгадать.

Зелёная, нарядная, новогодняя.

Маленький, усатенький, пушистый, игривый.

Любимая, родная, ласковая, добрая, заботливая.

Сейчас вы поработаете в парах. На партах лежат карточки с названиями предметов, животных. Посовещайтесь и подберите  к каждому предмету три прилагательных, обозначающих их признаки.   Запишите их в тетрадь.

Медведь, лиса, апельсин, малина, стол, подушка.  Устная проверка.  

- Молодцы!   На какие вопросы отвечают прилагательные?

Какой? Какая? Какое? Какие?

V. Физминутка

Я предлагаю отдохнуть. Если я называю прилагательное, то вы подпрыгиваете, а если я называю другую часть речи, то вы приседаете.

Солнце, рыбка, весёлый, белый, бежит, лиса, вкусный, красивый, золотой, листок, цветок, липовый, стоять, большой, смешной, звонок.

VI. Воспроизведение знаний на новом уровне.

- Перед вами два столбика слов. Составьте из них словосочетания.

Каша           пушистое

Зонт            рисовая

Облако        дружные

Ребята        мокрый

- Девочки запишут словосочетание, в котором прилагательное отвечает на вопрос какая?,   а мальчики – какой? Обозначьте главное слово в словосочетании, стрелкой обозначьте связь слов в предложении.

- С какой частью речи всегда связано прилагательное? ( С существительным)

У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни вкуса!

- Ребята, мы вспомнили, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы оно отвечает. Что ещё мы должны выяснить?

          Каким членом предложения оно является.

-Чтобы ответить на этот вопрос, запишем небольшой диктант.  

В наш двор заглянула холодная осень.

- Определите грамматическую основу предложения (осень заглянула).

- Поставьте вопрос к имени прилагательному. (осень какая? холодная)

- Каким членом предложения является прилагательное?   (второстепенным)

 Поникли печальные травы. 

- Определите грамматическую основу предложения (травы поникли).

- Поставьте вопрос к имени прилагательному. (травы какие? печальные)

- Каким членом предложения является прилагательное?   (второстепенным)

На клумбах догорели яркие искры цветов.

- Определите грамматическую основу предложения (искры догорели).

- Поставьте вопрос к имени прилагательному. (искры какие? яркие)

- Каким членом предложения является прилагательное?   (второстепенным)

- Придумайте своё предложение для продолжения текста. Слушаю вас.

VII. Контроль усвоения знаний.

- Проведём графический диктант. Я предлагаю вам высказывания. Если вы с ним согласны, то ставите +, если не согласны, то ставите - .

1. Имя прилагательное – это часть речи.

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы кто?, что?

3. Слова берёза и рыбак – это имена прилагательные.

4. Имена прилагательные всегда связаны с именами существительными.

5. Имена прилагательные обозначают признаки предметов.

6. Слова красивый и прекрасный - это имена прилагательные.

7. Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом.

8. Имена прилагательные обозначают действия предметов.

VIII. Применение знаний и умений в новой ситуации.

 Составление кластера.

- Давайте обобщим всё, что мы узнали сегодня на уроке.

1. Имя прилагательное - это ...

2. Имя прилагательное обозначает ...

3. Имя прилагательное отвечает на ...

4. Имена прилагательные связаны с ...

5. Имена прилагательные являются ...

IX. Домашнее задание (на выбор).

  1. Найти загадку с именами прилагательными и записать её в тетрадь. Подчеркнуть имена прилагательные.
  2. Придумать и записать свою загадку с именами прилагательными.

X. Итог урока. Рефлексия.

Выставление оценок.

- С какой частью речи работали на уроке?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы их?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что бы вы изменили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

УМК «Школа России», учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» ...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

3 кл. (2013 год) Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление в речи имен прилагательных"

Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление в речи имен прилагательных", 3 класс, УМК "Школа 2100" (2013 год). Презентация содержит материал для минутки чистописани...

Конспект урока русского языка «Значение и употребление имени прилагательного в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Значение и употребление имени прилагательного в речи» Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся со словами, обозначающих признаки предметов, отв...

Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...

Конспект урока русского языка «Значение и употребление имен прилагательных в речи» УМК "Школа России" 3 класс

Цели урока: повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи; отработка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными; развити...

Технологическая карта урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать роль прилагательных, близких и противоположных по значению в текстеУметь подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.Развивающие:Раз...