Главные вкладки

    Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Федченко Алёна Владимировна

    Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать по алгоритму.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                 

    Конспект

    урока русского языка во 2 – м классе

    по программе «Школа России».

    Тема  «Родственные слова»

    (урок объяснения и усвоения новых знаний)

                                                              Учитель: Федченко Алёна Владимировна

                                                              МБОУ «СОШ № 10»  г .Инты,      

                                                              Республики Коми    

    Технологическая карта

    урока русского языка во 2 – м классе

    по программе «Школа России

    «Родственные слова»

    (урок объяснения и усвоения новых знаний)

    1. Планируемый результат.
    1. Сформировать у учащихся представление о родственных словах, корне слова, об однокоренных словах.
    2. Вызвать потребность в грамотном письме.
    3. Выработать навыки работы по алгоритму.
    4. Научить детей подбирать родственные слова и выделять их из ряда слов.

         11. Исходя из планируемого результата, поставлены следующие цели и                               задачи.

    Цели:

    А)  Обучающая: ознакомить учащихся с понятиями «родственные слова», «корень слова», «однокоренные слова»

    Б) Развивающая: развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость, речь, обогатить словарный запас учащихся.

    В) Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости к своей Родине, к традициям своего народа м своих предков.

    Задачи:

    1. :Находить общее у родственных слов; совершенствовать умение выделять корень в словах.
    2.  Развивать речь учащихся через объяснение лексического значения слов; умение различать родственные слова и синонимы (омонимы).
    3.  Прививать интерес к родному языку; воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнения других людей и отстаивать своё.
    4. Продолжить работу по формированию умения проверять слова с изученными орфограммами.

    111. Методы:

      1.  Коммуникативный.

      2. Проблемно – поисковый. ( Перед учащимися на уроке поставлены следующие проблемы: Какие слова называются родственными?  Бывают ли у слов родственники? Как распознать родственные слова?  Как подобрать родственные слова?)

      3.  АМО (приветствие, дидактические игры)

    1Y. Тип урока: урок  объяснения и усвоения новых знаний.

            Вид урока: комбинированный.

    Y. Деятельностный подход:

    Учитель:

     подготовка презентации к уроку.

    Учащиеся:

    3 человека учат стихотворения .

    Разработка

    урока по русскому языку во 2 – м классе

    по программе «Школа России»

    «Родственные слова»

    (урок объяснения и усвоения новых знаний)

    1. Организационный момент.

    (Учащиеся становятся парами лицом друг к другу, берутся за руки).

    - Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться:

    - Доброе утро!

    - Доброе утро! – солнцу и птицам.

    - Доброе утро! – улыбчивым лицам.

    И каждый становится добрым, доверчивым…

    Доброе утро длится до вечера.

    - С хорошим настроением начинаем наш урок.  (Дети садятся на свои места)

         2.  Чистописание.

             (Учащиеся прописывают элементы строчной и заглавной буквы «Я»)

            - Догадайтесь, какое слово спряталось в конце строки? (семья). Запишите это слово. (Слово записывается, проводится  его звуко – буквенный разбор)

    http://allforchildren.ru/rebus/rebus2/2-001.gif

    - Что мы называем семьёй?

    - Соберите пословицы, найдите начало и конец.

    Семья крепка                                 и каша гуще.

    Когда семья вместе                                  ладом.

    В родной семье                      и сердце на месте.

     - Объясните смысл пословиц. Запишите одну понравившуюся  пословицу в тетрадь. Подчеркните орфограмму в слове «семья».

    Физминутка для пальчиков.

    На моей руке пять пальцев:

    Пять хватальцев, пять держальцев.

    Этот пальчик маленький,

    Мизинчик удаленький.

    Безымянный кольцо носит,

    Никогда его не бросит.

    Ну, а этот – средний, длинный

    Он как раз посередине.

    Этот указательный

    Пальчик замечательный.

    Большой пальчик хоть не длинный

    Среди братьев самый сильный.

    Пальчики не ссорятся,

     Вместе дело спорится.

    3. Словарная работа.

    - Дополните предложение.

    _________ -  страна, в которой человек родился и гражданином которой является. (Родина)

    - Как называется страна, в которой  родились и живём мы с вами?(Россия)

    - Запишите эти слова.(Учащиеся записывают слова, делят их на слоги, ставят ударение, выделяют орфограммы)

    - Использую данные слова составьте и запишите предложение.

    (Моя Родина - Россия)

    -  В русском языке есть много слов близких по звучанию к слову Родина. Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово «род» произошло от имени древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень  (родня).

    Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

    Родня – родственники.

    Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

    Родина – это  Отечество, страна, место рождения человека.

     (По ходу рассказа слова появляются на экране, дети записывают их в тетради, проговаривают с ударением, выделяют орфограммы).

    - Ребята, запомните эти слова. К ним мы вернёмся позже.

    Физминутка.

    Как у нас семья большая да весёлая.

    Два у лавки стоят,

    Два учиться хотят,

    Два Степана сметаной объедаются,

    Две Дашки кашкой питаются,

    Две Ульки в люльке качаются.

    Одна Маша не наша, да и та хороша!

    4. Изучение нового материала.

    - Ребята, перечислите  кто живёт в вашей семье? (мама, папа, братья, сёстры, тётя, дядя, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка)

    - Кто самый младший? Кто самый старший? Как одним словом  назвать всех членов семьи ? (родственники)

    - Вы правы. У каждого человека есть родственники, которые живут сейчас или жили давно. Но у них всех обязательно есть что – то общее, похожее (цвет глаз, форма носа, т.е. внешнее сходство). А как вы думаете, есть ли родственники у слов?  (Дети высказывают свои мнения).

    - Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

    - Русские люди говорят, что в своей жизни человек должен выполнить три дела: создать семью и вырастить детей, построить дом, посадить дерево.

    Как – то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым,

    Был он просто словом.

    Это слово – слово- корень

    Разрастаться стало вскоре,

    И плоды нам принесло-

    Стало много новых слов.

    -  Попробуем и мы с вами вырастить такое дерево и понаблюдаем, какие слова на нём вырастут.

    - Знаете ли вы, какое дерево издавна считается символом России? Узнайте его по описанию.

    Тонкая, стройная, белоствольная, кудрявая, светлая. Это…(берёза)

    - Правильно. Красавицей русских лесов называют её. Россия и берёза – эти два понятия неразделимы.  (Демонстрируется картина с изображением берёзы).

    - Назовите ласково это дерево.  (Берёзонька)

    - Как называется роща, в которой растут одни берёзы?  (Берёзовая)

    - Другое название берёзовой рощи.  (Березняк)

    - Гриб, который растёт под берёзой.  (Подберёзовик)

    (Учащиеся записывают образовавшиеся слова, выделяют ударный слог, отмечают орфограммы).

    - Что вы можете сказать о значении этих слов?  (Они близки, сходны)

    - А есть ли что-нибудь сходное в написании этих слов?  (Общая часть «берёз»).

    - Мы уже знаем, что люди  из одного рода, семьи, похожие друг на друга называются родственниками. Можно ли данные слова назвать родственными?   Почему? (Выслушиваются мнения детей).

    - Уточним, правильный ли вывод мы сделали?  (Работа с правилом  в учебнике).

    - Итак, слова, которые мы образовали являются родственными , т.к. они близки по значению и имеют общую часть (корень).

    5. Систематизация изученного материала.

    - Для того, чтобы выяснить являются ли слова родственными нужно:

    а) выяснить значение слов;

    б) найти общую часть слов (корень);

    в) если слова близки по значению и имеют одинаковую общую часть, такие слова являются родственными.

    Дидактическая игра «Родственники».

    - Кто прав?

    Встретились брат и сестра. Федя говорит:

    - Кот и котёнок – это родственные слова.

    Маша говорит:

    - Собака и щенок – это тоже родственные слова.

    - Помогите рассудить детей.

    (Учащиеся высказывают свои мнения, пользуясь алгоритмом).

      

    Дидактическая игра «Найди лишнее» (выполняется устно)

    - Послушайте слова. Определите лишнее слово. Объясните свой выбор.

    Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок;

    Нос, носильщик, носик, носатый;

    Сова, совушка, совет, совята;

    Гора, горный, горе, горняк;

    Боль, болеть, большой, больница;

    Вода, водный, водитель, подводник;

    Море, морской, морщинка, моряк;

    Мороз, морозить, холод, морозный;

    Масло, маслёнка, маска, масляный;

    Морж, моржата, море, моржиха;

    Весельчак, веселье, радостный, весёлый.

    Работа с текстом  (выполняется самостоятельно, письменно) .

    - Наша страна протянулась на многие тысячи километров с запада на восток и с севера на юг. На её территории встречаются моря и реки, горы и равнины, огромные леса.  Об одном из таких лесов  мы сейчас прочитаем.

     

    Ель растёт на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши ёлочки зимою. Сквозь зелёную чащобу ёлок трудно пробраться человеку.

    - Спишите текст. Подчеркните родственные слова.

    (В конце проводится коллективная проверка выполненного задания)

    6.  Рефлексия.

    - Ребята, отметьте цветным смайликом  результат своего труда. Зелёным – всё получилось, было легко;  жёлтым – было немного трудно, не все слова нашёл; красным -  не справился, было очень трудно.

    7. Итог урока.

    - Вспомните, ответ на какой вопрос мы сегодня искали? () Есть ли родственники у слов?

    - Дополните предложения.

    В русском языке есть ________ (родственные) слова.

    Родственные слова __________ (близки) по смыслу.

    У родственных слов есть _______ (общая часть – корень).

    8. Домашнее задание.

    Поинтересоваться своей родословной, рассказать о своих предках.

    Подобрать и записать родственные слова к данным.

    - А закончим мы наш урок стихотворением.  (Читает ученик)

     Есть на шаре земном

    Разные края.

    Только там, где отчий дом,

    Родина твоя.

    Веселись, расти и пой,

    Знай, что Родина с тобой.

    Помни главные слова:

    «Мама», «Родина», «семья».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...

    Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

    В основе урока лежит технология проблемно – диалогического обучения. Считаю, что организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет им...

    Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....

    Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы"

    Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы" с презентацией и подробным описаниемурока....

    Урок русского языка во 2 классе по МК "Школа России" Тема: "Правописание слов с разделительным мягким знаком".

    Урок усвоения новых знаний. Разработан в соответствии с требоаниями ФГОС. Представлены разнообразные формы работы: фронтальная, в парах, группах и индивидуальная....

    Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

    Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов....