Урок русского языка в 3 классе по программе « Школа России» На тему: « Состав слова. Обобщение».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Брылева Елена Михайловна

Цель: Обобщить  полученные  знания  о составе слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_e.m.docx65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Учитель Брылева Елена Михайловна.

Урок  русского языка  в 3  классе  по программе « Школа  России»

На тему: « Состав слова. Обобщение».

Цель: Обобщить  полученные  знания  о составе слова.

Задачи:

Обучающие:

  • повторить изученные признаки родственных слов;
  • проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
  • совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

Развивающие:

  • развивать память и орфографическую зоркость;
  • развивать умение разбирать слова по составу;
  • развивать умение образовывать новые слова;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Тип урока: обобщения  знаний.

Вид  урока: путешествие

Оборудование: предметные картинки, карточки-задания, цветные  звезды.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.

Мы рады  приветствовать вас в нашем  классе.

Возможно,  есть  классы  и лучше  и краше.

Но пусть в нашем  классе  вам  будет  светло

Пусть будет  уютно и очень  тепло.

Поручено  нам  вас сегодня  встречать.

Начнем же  урок, не будем  время  терять.

Будем   надеяться, что  настроение  у  наших  гостей  улучшилось, и они  с  удовольствием  отдохнут в  нашем  классе, и порадуются  нашим  успехам.

  1. Сообщение  темы  и цели  урока.

Урок  русского  языка. Тема урока. « Состав слова.»  

Ребята, на предыдущих уроках мы работали над составом слова. Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их).

Сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придётся потрудиться и активно поработать на уроке.

  1. Актуализация  опорных  знаний.

Какая  доска у нас исписанная! Поиграем в игру « Чистая доска».

( На доске написаны  вопросы. Нужно выбрать вопрос для ответа. По мере ответов, вопросы  вытираются.)

  1. Что  такое  корень слова?
  2. Что называется  приставкой?
  3. Что  называется  суффиксом?
  4. Что такое  окончание?
  5. Что называется основой  слова?
  6. Что  значить разобрать слово  по  составу?

 

  1. Минутка чистописания.

 

Я предлагаю вам  совершить небольшое  путешествие, а куда, вы узнаете,                                                    если правильно  отгадаете  ребус.

 

КОСА’

МОСТ’

КОСМОС

Раскройте  значение  слова космос. Вселенная,  мир

Космос:

Какой  1-ый  звук? охарактеризуем его.

[ k]-согласный,  парный, глухой, твердый.

Минутка чистописания:

  

  1. Словарная  работа.

Отправимся в   космическое  путешествие.  2011 год объявлен годом Космонавтики.

Космос—словарное слово. Запишем его в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Подберем  однокоренные  слова к слову космос.

На карточке:

Космос, космонавт, космический, ракета.

Какое  слово лишнее?

(ракета  или космический— ( прилагательное))

Какое  значение имеет слово ракета?

Ракета—летательный аппарат  с реактивным двигателем, снаряд  для  фейерверка)

 Объясните  значение  других  слов.

 Космонавт—человек, совершивший  полет  в  космос.

Космический—относящийся к  космосу.

Почему эти слова можно назвать однокоренными? ( общий  корень, родственные)

Запишите, выделите  корень.

Итак, отправляемся  в путешествие  на ракете.

( открывается доска, на которой изображены планеты, звезды.)

На доске текст:

 Космос – это пространство за пределами нашей земли. Освоение космического пространства началось давно. Люди стали запускать в космос ракеты и спутники.

Первыми в космосе побывали животные. А потом туда полетел человек.

Скажите, это текст? Почему вы так решили? Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.) Сколько в тексте предложений? Найдите пятое предложение. Запишите его в тетрадь. Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное, невосклицательное, распространенное). Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) Летим! Можно даже выйти в открытый космос.

Наш  путь  на необычную  планету. Отгадаем название планеты.

Отгадаем  кроссворд. Листы с кроссвордом. ( работа в группах)

  1. Хищный  крупный  зверь с длинной  густой  шерстю, короткими лапами, который  летом  наедается, а зимой  спит.
  2. Прием  пищи  в середине  дня.
  3. Мальчики  и девочки  в  раннем возрасте.
  4. Наследственное  семейное  наименование  человека. Прибавляемо к имени, передается обычно  от отца к детям.
  5. Хищное  млекопитающее с темно-желтым  мехом.
  6. Кустарник  со сладкими розовыми, малиновыми  ягодами.
  7. Дорога, по обеим сторонам которой посажены  деревья.

 

м

е

д

в

е

д

ь

о

б

е

д

р

е

б

я

т

а

ф

а

м

и

л

и

я

е

н

о

т

м

а

л

и

н

а

а

л

л

е

я

Морфема—это значимая  часть слова.

  Морфемика (от греч. morph - ‘форма') - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Итак, летим на планету  Морфемика.

  1. Работа над  составом слова.

 

Попробуйте представить себя  в открытом космосе. Что  вы видите  вокруг?  Я прочитаю  текст, а вы слушайте  и найдите слово, которое  встречается   в  разных  формах.

“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.

Сейчас я ещё раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.

  1. http://festival.1september.ru/articles/579129/img9.gif

 Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Вот и прилетели  на планету  морфемика.

На планете растут деревья. Эти деревья  необычные   – словообразовательные.

( первое дерево с корнем –уч-, второе  с корнем-вод-, третье  с корнем-лет-)

Соберем листочки  для каждого дерева.

1 ряд—с корнем  -уч-

Второй ряд  с корнем –лет-

Третий  ряд—с корнем   -вод-.

 ( дети подходят, разбирают  карточки  с однокоренными словами. И приклеивают  на свое  дерево. Но в задании есть ловушки. Так для корня –уч- слово «мучить». Для корня –вод-  слово  «водитель»,  для  корня  -лет- слово  «лето»

Карточки  со словами лежат на столе:

  • ученики, учимся,  учитель,  учение,  неученье, мучить
  • водичка, водица,  водяной, водоем, водянистый, подводник, водитель.
  • Лётчик, летать, полёт, улететь, прилететь, вылет,  лето.

Поставьте цифру 2 и запишите слова своего дерева, выделите  корень

  1.       Ученики, учимся, учитель, учение, неученье

 Водичка, водица,  водяной, водоем, водянистый,  

 Лётчик, летать, полёт, улететь, прилететь, вылет.

 

 Какие это слова?  

  Почему их так называют?

  У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению.

   Что такое корень?

  . Корень – это общая часть однокоренных слов.

 .  Вот какие красивые деревья выросли

Хоть планета и необычная, но на ней очень красиво. Воздух чистый. Вода в реке – прозрачная. Небо голубое. Много цветов.

А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой?  

(Ромашка)

У. На этой планете такой цветок называется приставочным.

Как вы думаете, почему?

(На лепестках – приставки)

Образуйте с помощью этих приставок и корня новые слова. (Проверьте по слайду) Запишите их на третьей строке (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.

  1.   Добежать,побежать,перебежать,прибежать,отбежать,выбежать,убежать, подбежать.

Что такое приставка? Для чего она служит?

(Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

Двигаемся дальше по планете. Перед нами “Суффиксное поле”.  

Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите на четвертой строке.

http://festival.1september.ru/articles/579129/img13.gif козочка,  мостик

Вот и мостик!

Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

(Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

Посмотрите пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

(Окончание, основу, корень, приставку, суффикс)

Как называется такой разбор?

(Разбор слова по составу)

 Вспомним алгоритм разбора слов по составу. Найдите памятку в учебнике.

  1. Работа по учебнику.

Возвращаемся домой на планету  Земля.  По пути сделаем посадку на спутнике нашей  планеты — Луне. На Луну мы что сделаем?.. прилунимся.

Почему  образовалось такое  слово?

Стр. упр.58. прочитайте     стихотворение. Кто это говорит? Лунатик.

Запишем еще одно образованное  слово.

(ЗЕМЛЯ́НКА, -и, ж. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья)

Запишите слова. Сделаем разбор по составу.

  лунянка, луника.

 

А теперь проверим, чему вы научились на этой планете.

  1. Самостоятельная работа.

Лунатик приготовил для вас  задания.

Сделайте разбор слов по составу. ( Индивидуальные  дифференцированные  карточки).

1 группа                                               2 группа

Котята                                               перелесок

Лесник                                             грушевый

Полёт                                                 ягодный

 Домик                                            наваристый

 ягодка                                              арбузный    

  1. Рефлексия.

Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Из полета возвратились,

Мы на землю приземлились.  

Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока?  Составим созвездие из звезд. Если эта тема вам понятна, приклейте зеленую  звезду. Если вы еще чуть-чуть затрудняетесь—желтую, ну а если вам трудно разобрать слово по составу, то приклейте красную  звезду.


   

 

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

перелесок

грушевый

ягодный

наваристый

арбузный

перелесок

грушевый

ягодный

наваристый

арбузный

перелесок

грушевый

ягодный

наваристый

арбузный

перелесок

грушевый

ягодный

наваристый

арбузный

перелесок

грушевый

ягодный

наваристый

арбузный

перелесок

грушевый

ягодный

наваристый

арбузный

перелесок

грушевый

ягодный

наваристый

арбузный

перелесок

грушевый

ягодный

наваристый

арбузный

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

Котята  

Лесник

Домик

ягодка

“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды  голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.

“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды  голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.

“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды  голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.

“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды  голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.

“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды  голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.

КОСА’

МОСТ’

ДО    ПО    У

ПОД    ОТ   ВЫ

ПЕРЕ       ПРИ

ученики

 учимся

  учитель

  учение

  неученье

 мучить

 водичка

 водица

  водяной

 водоем

водянистый

подводник

 водитель.

 Лётчик

 летать,

 полёт

 улететь

 прилететь

 вылет

 лето

Гнездо         ёнок

Сова            ок

Ветер           ышк

Коза              ик

Мост            очк

Гнездо                  ёнок

Сова                    ок

Ветер                   ышк

Коза                      ик

Мост                    очк

Гнездо                  ёнок

Сова                    ок

Ветер                   ышк

Коза                      ик

Мост                    очк

Гнездо                  ёнок

Сова                    ок

Ветер                   ышк

Коза                      ик

Мост                    очк

Гнездо                  ёнок

Сова                    ок

Ветер                   ышк

Коза                      ик

Мост                    очк

Гнездо                  ёнок

Сова                    ок

Ветер                   ышк

Коза                      ик

Мост                    очк

Гнездо                  ёнок

Сова                    ок

Ветер                   ышк

Коза                      ик

Мост                    очк

Гнездо         ёнок

Сова            ок

Ветер           ышк

Коза              ик

Мост            очк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе.На тему "Состав слова" Урок обобщение.

Пезентация составлена для повторения и обобщения знаний о морфемах слова  по русскому языку в начальной школе...

Тема. Состав слова (обобщение)

Будем говорить о составе слова и разбирать слова по составу....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

Данный материал поможет учителю провести увлекательно урок обобщения....

Конспект урока русского языка 3 кл, Тема «Состав слова. Обобщение».

Создание условий для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова....