1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мащинская Ирина Васильевна

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса

Работа над проектами:

Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)

Египет

Новогодние чудеса (Групповой проект)

Древняя Греция

Родной край

Олимпиада в Сочи

Герои — защитники Отечества

8 Марта

Участие класса в проекте «Огонек добра»:

Спектакль «Брысь!»

Акции: «Варежка»,

« Помоги бездомным животным»

« Батарейки»

« Макулатура» (собрали 378 кг)

« Субботник 19 апреля»

« Концерт для ветеранов — жителей блокадного Ленинграда»

« Бессмертный полк» (приняли участие: Френклах Леонид, Агенорова Полина)

Экскурсии:

« Зубровник»

« Печаль, одетая в гранит» (По дороге Жизни)

« Бомбардирская рота» (Артиллерийский музей )

« Масленичные гулянья» ( Музей Сказки)

« Вселенная Воды» (Музей воды)

Музей Музыкальных инструментов в Шереметьевском дворце

Музей Почвоведения (Внеклассное мероприятие - игра по окружающему миру)

Планетарий в школе: «Купол»

Спектакли:

« Конек — Горбунок» ( ТЮЗ)

« 12 месяцев» ( театр На Неве)

«Снежная Королева» (театр На Неве)

Участие в школьный фестивале «Портреты времени»:

О блокадном Ленинграде

Об олимпиаде

Спектакли на английском языке

Выступление хора

День защиты детей и объектовая тренировка

 

 

 

 

2. Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100" Учитель Мащинская И.В.


 

Тип урока: Урок-исследование (ОНЗ)

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Цель: вывести общее правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Задачи:

1. Закрепить «новое» знание (правило): писать безударное падежное окончание имен существительных, распознавая тип склонения, падеж имени существительного.

2. Формировать умение писать безударные окончания имён существительных в единственном числе.

4. Совершенствовать знания и умения по теме «Имя существительное» на уровне изученного.

5. Развивать орфографическую зоркость.

  1. Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать вывод.

  2. Формировать общеучебные умения: умение ставить цель, осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

 

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 


 


 

Оборудование: учебник, карточки для работы в парах, карточки с шагами алгоритма,

опорный конспект по видам склонения, ТСО, презентация по теме урока:

 

 

 

1 слайд - тема урока;

2 слайд – таблица склонений имен существительных;

3 слайд – памятка;

4 слайд – алгоритм действий;

5 слайд – практическое задание;

6 слайд – итог урока.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Начинаем наш урок русского языка. Мне хочется начать сегодняшний урок со слов К. Паустовского: “Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”.

-

Почему же так важно для человека знать хорошо свой родной язык?(…)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-Скажите, какой раздел русского языка мы изучаем сейчас? ( Имя существительное)

- Что вы знаете об этой части речи? (Учащиеся дают определение имени существительного ,называют постоянные и непостоянные признаки данной части речи)

Словарная работа. Учитель читает слова: камыш, газета, конструктор, копыто, зелень. Учащиеся изменяют их и записывают в родительном падеже, выделяют окончание.

- Какое слово не является словарным?

- Назовите окончания имён существительных.

- Почему у этих существительных разные окончания, если падеж один и тот же? (Разные склонения.)

- Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании? (Предположения детей.)

 

3. Постановка проблемы.

 

- Запишите пословицу под диктовку. Если затрудняетесь, какую букву писать, пропустите, оставьте место для её написания. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какое возникло затруднение? (Выбор буквы в окончаниях существительных.)

- Почему возникла трудность в выборе буквы? (Это гласная буква, она обозначает звук в безударном положении.)

Как вы думаете какая будет тема урока? (дети формулируют тему которая открывается на доске).

- Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? (Предложения детей)

Хотите узнать секрет написания окончаний существительных? Тогда давайте побываем в роли исследователей.

Наблюдение.

Работа с учебником.

Упр.185 выполняется по заданию.

Вывод: В написании безударного окончания имени существительного можно допустить ошибку. А если окончание является ударным, то написание соответствует произношению.

 

4. Решение проблемы.

 

а) Исследование. Упр.186. - В каких падежах легче всего допустить ошибку? (В Р. п., Д. п., П. п..)

б) Сравнение ударных и безударных окончаний. (проверка домашнего задания: наблюдения за ударными окончаниями существительных 1скл. (луна, земля), 2 скл. (конь, окно), 3 скл. (печь, степь).

На доске появляется опорный конспект (таблица) определения склонений имен существительных

- Вызвало ли это задание затруднения? Почему?

- Могут ли эти слова быть словами-помощниками при написании безударных падежных окончаний?

в) Формулирование вывода.

Выбери правильный вариант ответа. Проверочным словом для имени существительного с безударным окончанием будет… Сравнивание вывода с выводом учебника на с.17-18. г) Выработка алгоритма «Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».

д) Сравнение с алгоритмом на с. 123-124 книги 2-й.

 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

а). Поставь в слова безударные окончания. Работа в парах по карточке. Проверь себя. Работа над правилом.

Учащиеся объясняют написание окончаний слов по образцу рассуждения:

Пример

  1. (Что?) верхушка – 1 склонение

  2. Слово – помощник луна. С луны.

  3. Пишу: с верхушки.

  4. Сверяю: с луны.

Физкультминутка

Если безударные окончания в слове, дети приседают, если ударные - наклоняются вперед

Слова: у сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в небе, в лагере, из шерсти, около пристани, из нефти.

б). - Как вы думаете, подойдет ли данный алгоритм действий для определения безударных окончаний существительных в разных падежных формах?

- Проверим.

- Откройте упражнение №187.

Учащиеся выполняют задание с проговариванием по образцу (5сущ) фронтально, затем в парах (6 сущ.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На экране текст, в который надо вставить безударные окончания существительных, записав предложения в тетрадь (проверка при помощи сигнальных карточек).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Чему учились на уроке?

- Каким способом можно определить падежное окончание существительных в слабой позиции? На экране объявление с допущенными ошибками. Исправь их.

- Оцените свою работу на уроке:

Д/З:

а). запомнить слова-помощники, повторить алгоритм на стр. 17.

б). творческое: изготовить карточку с существительными в разных падежах с безударным окончанием для соседа по парте.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.

Пошаговое  моделирование внеурочной деятельности.  Вертикальная тема :  Великий  и  могучий  русский  язык.  Название проекта: Коммуникативная  роль ...

Урок русского языка в 3 А классе по УМК «Начальная школа XXI века». Провела : Учитель начальных классов Багеева А.Р. Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

Задачи урока:1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными .2) Метапредметные: 1. Познавательные: общеучебные универсальные действия – ввести термин «...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка с использованием дидактических игр, занимательных заданий и упражнений

Ш.Амонашвили утверждает, что «В играх ученики начальной школы реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает взрослым широк...

Доклад "Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках русского языка"

Методическая разработка представляет материалы для организации познавательной деятельности на уроках Русского языка детей с ОВЗ. Форма представления материала- авторская статья, которая может быть исп...