Главные вкладки

    Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Кабалина Валентина Викторовна

    Пошаговое  моделирование внеурочной деятельности.  Вертикальная тема :  Великий  и  могучий  русский  язык.  

    Название проекта: Коммуникативная  роль  русского языка. 

    Участники проекта:    2  класс

    Время проведения: ноябрь-декабрь    

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пошаговое  моделирование внеурочной деятельности

    Вертикальная тема :  Великий  и  могучий  русский  язык.

    Название проекта: Коммуникативная  роль  русского языка.

    Участники проекта:    2  класс

    Дата проведения: ноябрь-декабрь     Время  проведения :  ноябрь - декабрь    (24часа)

    Разработчик:  учитель начальных классов МОУ Прогимназия № 48 Кабалина В.В.

    1 шаг 

    Уровень планируемых результатов

    Задачи и результаты  ВД

    2 шаг

    3 шаг

    4 шаг

    Формы ВД

    Воспитательное содержание занятий

     (указать  ключевые  моменты)

    Формируемые  УУД

    П - познавательные

    К - коммуникативные

    Р - регулятивные

    Детско-взрослые общности

    (роль взрослого)

    1 уровень

    Создание условий для получения знаний  о коммуникативной функции русского языка

    Мозговой  штурм

    Занятие  1. Вводное

    Учитель   погружает  детей в  тему  проекта, побуждает их  к  определению границ  темы (маршрут «рассыпан» и  спрятан в  большом конверте), обсуждению  формы презентации  проекта.

    Дети  высказывают предложения о предстоящей  работе, согласуют форму  представления проекта, записывают  идеи.

    П - умение осуществлять анализ объектов с  выделением  существенных и несущественных признаков; осознанно и произвольно строить  устное  высказывание

    К - умение понимать возможность существования позиций, отличной  от собственной; умение ориентироваться на позицию  партнера; формулировать собственное  мнение  и позицию.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задачу, планировать деятельность.

    Педагог – организатор деятельности

    Беседа

    Занятие  2.

     «Наш дар бессмертный - речь».

    Учитель  дает  представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа, о роли  языка  в человеческом обществе. 

    Дети по желанию отвечают на  заданные  вопросы; осуществляют целевое  слушание.

    П- умение выдвигать предположения и обосновывать их;  умение осознанно и произвольно строить  устное  высказывание

    К - умение воспринимать на слух объяснение  учителя, ответы  детей;  строить понятное  для собеседника  высказывания.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения.

    Работа  со словарями.

     Занятие  3-4.

    Учитель  мотивирует  детей  на поисковую деятельность по работе со  словарем;  организует деление на  группы; регулирует работу групп, по мере необходимости осуществляет помощь  в  выполнении  работы.

    Дети по желанию  распределяются на группы, согласовывают  между  собой  действия, ищут значения новых слов  («коммуникация»,  «ценность», «нравственность», «роль»  и т.д.), записывают  значения  слов  в  дневники школьной жизни.

    П - умение осуществлять  поиск необходимой  информации для выполнения  задания с  использованием справочной  литературы.

    К – умение  согласовывать  усилия по  решению  поставленной  задачи; договариваться, приходить   к  общему мнению  в совместной деятельности; учитывать другие  мнения.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задачу; планировать свои действия в  соответствии  с  поставленной  задачей и  условиями ее реализации.

    Работа со средствами СМИ, интернета

     Занятие  5-6.

    Учитель  мотивирует  детей  на поисковую деятельность по работе со средствами СМИ, интернета;  организует деление на  группы; регулирует работу групп, по мере необходимости осуществляет помощь  в  выполнении  работы;  создает условий для получения знаний о коммуникативной функции русского языка.

    Дети по желанию  распределяются на группы (работа  на компьютерах, средствами СМИ), согласовывают  между  собой  действия, ищут  публикации о детях – маугли.

    П - умение осуществлять  поиск необходимой  информации для выполнения  задания с  использованием средств  СМИ, интернета.

    К – умение  согласовывать  усилия по  решению  поставленной  задачи; договариваться, приходить   к  общему мнению  в совместной деятельности; учитывать другие  мнения.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задачу; планировать свои действия в  соответствии  с  поставленной  задачей и  условиями ее реализации.

    Просмотр документального фильма

    Занятие  7.

    Учитель  мотивирует  детей  к  просмотру документального  фильма « Дети – маугли»; ставит задачу  просмотра: понять и объяснить к  чему  приводит нехватка общения в жизни человека;  организует просмотр фильма.

    Дети смотрят  фильм.

    П - умение анализировать  аудио- и  видеоинформацию.

    К – умение  слушать и  слышать.

    Р – умение  осуществлять  самоконтроль своей деятельности.

    2 уровень

    Создание условий

    для формирования ценностного отношения к русскому как средству общения

    Дискуссия

     Занятие  8.

     «Язык   как  средство  коммуникации».

    Учитель  побуждает  детей  к  участию  в   дискуссии;  регулирует  проблемно-ценностное  общение; дает  возможность  понять и ответить  на ряд  вопросов, возникающих во  время  дискуссии  (Тяжело ли быть необщительным? Живое  или  виртуальное общение, что важнее и интересней? и т.д. )

    Дети  участвуют в дискуссии,  взаимодействуют  друг с  другом  и  учителем.

    П - умение выдвигать  предположения и  обосновывать их;  осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; выполнять осознанное и произвольное речевое  высказывание в   устной форме; делать выводы, обобщения.

    К – умение  слушать и  слышать; понимать возможность существования позиций, отличной  от собственной; умение ориентироваться на позицию  партнера; формулировать собственное  мнение  и позицию.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения.

    Педагог  и  дети -равноправные участники проекта

    Просмотр выпуска «Ералаш»

    Занятие  9.

    «Ну, почему  мы так говорим?»

    Учитель  мотивирует  детей  к  просмотру выпуска «Ералаш»; содействует  осмыслению детьми родного языка,  как основного средства общения; ставит задачу  просмотра: понять и объяснить  почему  нужно бережно относиться  к языку, как к достоянию народа, культуры.

    Дети смотрят  фильм

    П - умение анализировать  аудио- и  видеоинформацию.

    К – умение  слушать и  слышать.

    Р – умение  осуществлять  самоконтроль своей деятельности.

    Чтение и осуждение произведения

    Занятие  10.

    Чтение и обсуждение произведения  В. Осеева  «Волшебное слово».

    Учитель  создает  условия  для работы над развитием нравственных качеств личности;  организует деление на  группы; ставит  задачи для чтения;  регулирует работу групп; организует обсуждение  содержания  произведения;

    Мотивирует  потребность употреблять в речи вежливые слова.

    Дети в группах читают  произведение  В. Осеевой  «Волшебное слово»; участвуют в  беседе по обсуждению характеров  героев, выражают  свое отношение к  понятию «вежливость».

    П - умение выдвигать  предположения и  обосновывать их;  осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; выполнять осознанное и произвольное речевое  высказывание в   устной форме; устанавливать  причинно- следственные  связи.

    К – умение  слушать и  слышать; понимать возможность существования позиций, отличной  от собственной; умение ориентироваться на позицию  партнера; формулировать собственное  мнение  и позицию, задавать  вопросы, уточняя непонятное.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения.

    Беседа

    Занятие  11.

     Формулы   речевого этикета.

    Учитель  дает  представление о речевом этикете,  что он  играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений; знакомит учащихся с различными  этикетными формулами, показывает необходимость соблюдения правил  речевого этикета; мотивирует  на  участие  в  беседе.

    Дети по желанию отвечают на  заданные  вопросы; осуществляют  идентификацию (осмысление) сущности понятия «речевой этикет

    П- умение выдвигать предположения и обосновывать их;  умение осознанно и произвольно строить  устное  высказывание

    К - умение воспринимать на слух объяснение  учителя, ответы  детей;  строить понятное  для собеседника  высказывания.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения; обнаруживать отклонения  и отличия  от эталона.

    Игра

    Занятие  12.

     «Истории из жизни»

    Учитель  мотивирует  детей  к  предстоящей  деятельности; объясняет правила  игры, побуждает  к правдивому   рассказу.

    Дети участвуют  в  игре, рассказывают друг другу истории из своей жизни, отвечая на  вопросы карточек  (темы для  разговора)  передавая  друг другу    «Камень повествования»; взаимодействуют  друг с  другом и учителем

    П -  умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;  осознанно и произвольно строить  устное  высказывание

    К - умение понимать и воспринимать  на  слух рассказы  учащихся; строить монологическое высказывание, понятное  для  собеседника.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задач; планировать свои  действия в  соответствии    с  поставленной  задачей.

    Игра

    Занятие  13.

     «Комплимент»

    Учитель  мотивирует  детей  к  предстоящей  деятельности; объясняет правила  игры; содействует  развитию потребности употреблять в речи вежливые слова. 

    Дети участвуют  в  игре, распределяют роли;  взаимодействуют  друг с  другом и учителем, употребляя комплимент в начале, середине и по завершении разговора.

    П -  умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;  осознанно и произвольно строить  устное  высказывание

    К - умение слушать собеседника; осознанно формулировать  речевое высказывание;  строить высказывание , понятное  для партнеров.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задач; планировать свои  действия в  соответствии    с  поставленной  задачей; обнаруживать отклонения  и отличия  от эталона.

    Игра

    Занятие  14.

    «Открой ларчик»

    Учитель  мотивирует  детей  к  предстоящей  деятельности; объясняет правила  игры; содействует  созданию и поддержанию дружеской, благоприятной обстановки для решения проблем и общения между учащимися

    Дети участвуют  в  игре, взаимодействуют  друг с  другом и учителем во  время  игры , отбирают пословицы и поговорки о правилах общения.

    П -  умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; анализ  объектов с  выделением необходимых  признаков; выдвигать  предположения и  их  обосновывать; искать доказательства   и  аргументы.

    К - умение слушать собеседника; договариваться и  приходить   к  общему  мнению в  совместной  деятельности.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задач; планировать свои  действия в  соответствии    с  поставленной  задачей; адекватно воспринимать  критику  ошибок и  учитывать ее.

    Игра

    Занятие  15

     «Пресс- конференция»

    Учитель  мотивирует  детей  к  предстоящей  деятельности; объясняет правила  игры; предлагает  карточки с  опорными  словами; содействует  получению детьми  опыта вступления в общение с незнакомыми людьми.

    Дети участвуют  в  игре, распределяют роли в  парах;  подбирают  круг  вопросов для  общения с незнакомыми людьми,  при  выборе  вопросов пользуются    опорными  словами.

    П -  умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;  осознанно и строить  устное  высказывание

    К - умение слушать собеседника; осознанно формулировать  речевое высказывание;  строить высказывание, понятное  для партнеров.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задач; планировать свои  действия в  соответствии    с  поставленной  задачей, осуществлять взаимоконтроль.

    Встречи с  интересными  людьми

    Занятие  16

    Встреча  с  учителем русского языка

    Учитель  мотивирует  детей  к  предстоящей  встрече; побуждает  повторить правила   общения  для  установления и поддержания   речевого,  делового контакта; предлагает  карточки с  опорными  словами; содействует  получению детьми  опыта вступления в общение с человеком, знающим в совершенстве  русский  язык.

    Дети распределяют роли в  парах;  подбирают  круг  вопросов для  общения с учителем  русского  языка,  при  выборе  вопросов пользуются    опорными  словами.

    П -  умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;  осознанно и строить  устное  высказывание

    К – умение задавать вопросы, уточняя непонятное; слушать собеседника; осознанно формулировать  речевое высказывание;  строить высказывание, понятное  для собеседника

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задач; планировать свои  действия в  соответствии    с  поставленной  задачей и  условиями  ее реализации, в  том  числе  во  внутреннем  плане.

    Тренинг

    «Учимся

    быть общительными»

    Занятие  17-18.

     «Симметричные рисунки»

    Учитель  мотивирует  детей  к  предстоящей  деятельности; побуждает  повторить  правила  работы  с партнёром;  способствует  развитию у детей  умений и навыков общения друг с  другом.

    Дети распределяют роли в  парах; обсуждают  какие  рисунки будут  рисовать  на  «варежках»; взаимодействуют  друг с  другом и учителем.

     

    П -  умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;  осознанно и строить  устное  высказывание

    К – умение задавать вопросы, уточняя непонятное; слушать собеседника; осознанно формулировать  речевое высказывание;  строить высказывание, понятное  для собеседника;  договариваться и приходить  к  общему  решению в  совместной  деятельности в  том  числе в  ситуации  столкновения  интересов.

    Р – умение  принимать и сохранять  учебную задач; планировать свои  действия в  соответствии    с  поставленной  задачей и  условиями  ее реализации, в  том  числе  во  внутреннем  плане.

    Изготовление памятки

    Занятие  19

    «Правила общения». 

    Учитель  побуждает  детей  к  изготовлению памятки с  правилами  общения;  помогает детям разделиться на группы для  выполнения  заданий мотивирует  на  отбор  материала для  памятки ; организует обсуждение  выбранного  материала; контролирует  работу  групп, при необходимости помогает.

    Дети разбиваются на  группы по  желанию; обсуждают  вид  будущей  памятки;   анализируют собранный материал; выбирают наиболее значимые на их  взгляд  правила; готовят макет  памятки; взаимодействуют  друг с  другом и учителем. 

    П -  умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;  постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    К – умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Р – умение планировать – определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; принимать и сохранять  учебную задачу.

    Работа с дневником школьной жизни

    Занятие  20

    Рефлексия.

    Учитель  предлагает  детям обобщить знания, полученные в  ходе проекта, выразить свое  отношение к  проведенным  мероприятиям проекта.

    Дети работают в дневнике школьной  жизни; выражают свое  отношение к  проведенным  мероприятиям проекта  с помощью шкалы оценки, рисунков, письменных сообщений.

    П -  умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;  осуществлять  анализ объектов с  выделением  существенных и несущественных  признаков, обобщать информацию.

    К – умение формулировать  собственное  мнение  и позицию.

    Р – умение  осуществлять  пошаговый и  итоговый  контроль своей  деятельности; принимать и сохранять  учебную задачу.

    Мозговой  штурм

    Занятие  21

    Подготовка  к защите проекта.

    Учитель  побуждает  детей обобщить знания, полученные в  ходе проекта, подготовиться   к  публичному  выступлению;  мотивирует    выбор  претендентов на  публичное  выступление;  содействует выбору  материала для публичного  выступления; помогает учащимся в  подготовке  к  выступлению.

    Дети обсуждают  кандидатов на публичное выступление, учитываются  выборы по желанию; осуществляют отбор  материала для публичного  выступления; проводят  подготовку к празднику.

    П -  умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;  выдвигать гипотезу  и  обосновывать ее; осуществлять  анализ объектов с  выделением  существенных и несущественных  признаков, делать выводы и обобщение

    К – умение формулировать  собственное  мнение  и позицию; договариваться  и приходить  к  общему  решению в  совместной  деятельности.

    Р – умение  осуществлять  взаимный   контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; принимать и сохранять  учебную задачу

    3 уровень Создание условий для получения социально значимого опыта вступления в общение с незнакомыми людьми

    Интервью

    Занятие  22

    Интервью  с взрослым человеком.

    Учитель  мотивирует  на  вступление  в  контакт с  незнакомыми работниками  Прогимназии;  содействует получению  опыта  общения  с взрослыми; помогает   в выборе  вопросов к  взрослому.

    Дети предлагают  взять интервью у  взрослого человека, работника Прогимназии,; делятся на  группы,  структурируют знания по  общению с взрослым  человеком;  строят речевые  высказывания; обсуждают  кандидатуры   работников  Прогимназии для  проведения интервью (повара, технический  персонал, воспитатели детского сада, сторож и т.д.);  определяют список  вопросов  к  взрослому.

    П -  умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации; структурировать знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем 

    К – умение  планировать сотрудничество с взрослым  человеком – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Р – умение принимать и сохранять  учебную задачу; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

     планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.

    Педагог  и  дети -равноправные участники проекта

    Презентация  памятки

    Занятие  23

    Презентация памятки для родителей и учащихся.

    Учитель 

    Дети предлагают презентацию правил  общения учащимся  начальной  школы и родителям.  

    .

    П -  умение осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем 

    К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Р – умение принимать и сохранять  учебную задачу; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени.

    Праздник

    Занятие  24

    Праздник  русского языка. Игра «Пойми меня».

    Учитель  побуждает  детей  в публичном  выступлении показать  свое отношение к  русскому  языку, как средству общения  людей.  

    Дети анализируют собранный материал; выступают

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 1 классе по теме "Слова - названия признаков"

    Дети знакомятся со словами - названиями признаков, повторяют материал предыдущих уроков о словах - названиях предметов и словах - названиях действий....

    Окружной конкурс проектов младших школьников « Гулливер» Секция – гуманитарная ( русский язык) Название работы «Тайны языка. Фразеологизмы»

    После рождения в жизни каждого человека происходят важные события. В течении жизни  он всё время  учиться: играть, ходить, говорить. С приходом в школу, моим любимым предметом стал рус...

    Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

    Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....

    Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)

    Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)...

    Проект Тема: «В названии каждой улицы история своя» " История улицы Т.В. Красикова д.Сухоноска"

    Деревня Сухоноска - наша малая родина. Это большая деревня, где есть все необходимое для жизни: школа, детский сад, библиотека, амбулатория и много  домов.  Эти здания находятся на разных ул...