Конспект урока по теме "Слова-названия предметов, слова-названия действий"
план-конспект урока по русскому языку

Бондарева Светлана Николаевна

Разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx18.6 КБ
Office presentation icon slova-predmety._slova-deystviya.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: «Слова-названия предметов, слова-названия действия».

1Б класс (УМК «Перспективная начальная школа»)

Урок русского языка в 1 классе по теме «Слова-названия предметов, слова-названия действий»

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные-адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками; познавательные-умеют анализировать и соотносить различные языковые явления, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (словапредметы, слова-действия); коммуникативные-строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации.

Личностные: имеют представления о русском языке как средстве межнационального общения.

Образовательные ресурсы: карточки со словами, предложениями; схемы слов-предметов и слов-действий; презентация; изображение дерева с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Кто с работой дружен

Нам сегодня нужен?

Нужен!

Кто с улыбкой дружен

Нам сегодня нужен?

Нужен!

Таким ребятам хвала и честь

Такие ребята в классе есть?

Есть!

-Ребята, повернитесь друг к другу, пожмите руку и скажите: «Сам смогу и тебе помогу!»

2. Минутка чистописания

Пальчиковая гимнастика

Есть у нас большой рычаг-

Не работает никак.

Будем двигать вверх и вниз-

Ты давай скорей включись!

(Учащиеся берут большим и указательным пальцами правой руки большой палец левой руки и начинают сгибать и разгибать его в суставе. Затем они берут указательный палец левой руки и выполняют тоже упражнение. Это упражнение проделывают для всех пальцев.)

- Прочитайте буквы, записанные на доске. (А,б,в,г)

- Какую букву следует писать после букв г? (Д)

- Как вы догадались? (Буквы записаны по алфавиту)

- Что такое алфавит? (ряд букв, стоящих в определенной последовательности)

- Какая буква лишняя? Почему? (Буква А, так как обозначает гласный звук)

- Что общего у оставшихся букв? (Они обозначают согласный звук)

-Какие слоги можно составить из данных букв? (Ба, ва, га, да)

-Запишите эти слоги на строчке.

3. Мотивация. Целеполагание.

- Вспомните, куда отправились Миша и Маша? (В волшебный лес)

-А что там произошло? (Его захватила злая волшебница Анишит-Йокоп)

-Итак, волшебница Анишит-Йокоп так и не хочет. Чтобы в волшебном лесу был гомон и шум, и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья. Маша и Миша. Которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти дерева.

- Чтобы помочь ребятам спасти дерево, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк.

-Посмотрите на дерево, которое заколдовала волшебница. На нем есть листочки? (Есть, но они не настоящие)

-На этих листочках задания, которые мы должны выполнить. Итак, начнем. (На дереве желтый и розовый прямоугольники)

-Что это за прямоугольники? (слова-предметы, слова-действия)

- Как вы как будет звучать тема нашего урока сегодня?

- Какие цели мы с вами поставим? Чему должны научиться?

4. Введение в главу 2.

-Давайте, возьмем на дереве второй листок и прочитаем задание. (Откройте учебник на стр.14 и прочитайте название главы).

-Итак, прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать. («Миша и Маша знакомятся с миром словом»)

-Как обозначено начало урока? (Голубая вертикальная полоса с бабочкой)

- Почему бабочка одна? (Это первый урок по теме)

- Молодцы!

5. Изучение нового материала

-Снимите с дерева листок со следующим заданием.

-Рассмотрите картинки. Какие предметы вы видите? (гном, пила, топор, шапка, бревно, свитер)

- Ребята, картинки одинаковые? (Нет. На первой картинке гном пилит, а на второй рубит)

- Что называет первое слово? (Слово гном-живой предмет)

-А может ли слово-предмет называть неживой предмет? (да)

- То есть слово-предмет может обозначать живые и неживые предметы.

- А что же называет второе слово? (То, что делает гном: пилит, рубит)

- Это какое слово? (слово-действие)

-Молодцы! А как мы в русском языке можем обозначить слово-предмет, слово-действие?

-Вот это мы и должны с вами сегодня узнать.

Работа по учебнику

-Откройте учебник на стр. 14. Давайте прочитаем и узнает на какие вопросы отвечают слова-предметы и слова-действия и как их обозначают на письме. (

- Как вы думаете на вопрос кто? отвечают живые или неживые предметы?

-А на вопрос что?

Физкультминутка

Групповая работа

-Давайте посмотрим на следующее задание. Чтобы выполнить это задание мы должны разделиться на группы.

Задание: Разделите слова на 2 группы: медведь, проснется, вода, сорока, висит, летала, картина, кипит.

-Почему так разделили слова?

- Какие слова в первой группе? (слова-предметы)

- Какие слова во второй группе? (слова-действия)

6. Закрепление изученного материала

1.Работа по карточкам в парах

-Ребята, давайте выполним следующее задание, которое приготовили нам Асырк и Торк.

Задание: 1 ученик называет слова-предметы, 2 ученик называет слова-действия.

Пример текста: Идет сильный дождь. Коля делает уроки. Нина рисует куклу.

Маша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину.

2.Работа по тетради

Упражнение 1, стр.6.

Рисунки 1-2 по вариантам; рисунки 3-4- с комментированием; рисунок 5- самостоятельно.

Упражнение 2, стр. 7 (Самостоятельное выполнение задания)

-Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделаю? (Топну, позову)

-Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделают? (Влетят, позовут, завоют, застучат)

7. Итог урока. Рефлексия.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Какие слова вы узнали?

-На какие вопросы отвечают слова-предметы?

-На какие вопросы отвечают слова-действия?

-Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его.

Лента, песня, гудят, клюква.

Взял, труба, сидит, строит.

Морской, красный, быстрый, книга.

-Давайте прочитаем последнее послание Анишит-Йокоп. (Вы хорошо поработали, справились со всеми заданиями. С уважением, ваша Анишит-Йокоп)

-Выберите себе одно из утверждений:

Я понял (а)…

Я узнал (а)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

-Спасибо за урок! Вы все молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ, СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ Составитель: учитель начальных классов Бондарева С.Н. МБОУ Богородицкая СШ

Слайд 2

Упражнения для рук Есть у нас большой рычаг- Не работает никак. Будем двигать вверх и вниз- Ты давай скорей включись!

Слайд 3

Что-то произошло!

Слайд 6

Слова-предметы отвечают на вопросы - КТО? ЧТО?

Слайд 7

Слова-действия отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

Слайд 8

СЛОВО-ПРЕДМЕТ __________________

Слайд 9

СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ ____________________________ ____________________________

Слайд 10

КАРТОЧКА №1 Идёт сильный дождь. Коля делает уроки. Нина рисует куклу. Миша чистит зубы.

Слайд 11

КАРТОЧКА №2 Скакал зелёный кузнечик. Журчал ручей. Стрекотала бойкая сорока.

Слайд 12

Карточка №3 Светит солнце. Дети играют на пляже. Шумит море. Скоро наступит вечер.

Слайд 13

Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его Лента, песня, гудят, клюква. Взял, труба, сидит, строит. Морской, синий, шумный, книга.

Слайд 14

СОСТАВЬ ПАРЫ СЛОВ ПО СМЫСЛУ КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Мальчик прыгает Белка долбит Дятел читает

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Слайд 18

Список литературы Чуракова Н.А. Русский язык. 1класс: Учебник, — М.: Академкнига/Учебник. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1-4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"...

Конспект урока "Слова, обозначающие действие предметов"

Конспект "Слова, обозначающие действия предметов" 2 класс...

Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...

Конспект+презентация урока по русскому языку "Окончания слов-названий предметов" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс...

Конспект урока русского языка "Начальная форма слов-названий предметов" (УМК "Перспективная начальная школа, 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать:...