Конспект+презентация урока по русскому языку "Окончания слов-названий предметов" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гизатуллина Элина Ринатовна

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rus.yaz_.2kl.docx20.38 КБ
PDF icon prezentatsiya_rus_yaz.pdf748.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 17.09.19г.

Школа: №148                                                                                                                           ФИО учитель: Симинихина Ю.А.
Класс: 2Г                                                                                                                                   ФИО студента: Гизатуллина Э.Р. 46 гр.                                                  

Кабинет: 203                                                                                                                             ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Время занятия: 15:50-16:30 (4 урок)

                 

Конспект урока по русскому яззыку
Тема: “Окончания слов-названий предметов”

Цели деятельности учителя: рассмотрение роли окончаний слов в русском языке; обучение изменению формы слова; формироваание умения выделять в слове окончание; закрепление умения выделять главные члены предложения.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать значение окончаний слов в русском языке; закреплять знания о главных членах предложения.

уметь изменять формы слова, выделять в слове окончание; выделять главные члены предложения, слова- названия предметов.

Личностные: 

принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать этические чувства и ценности; формировать самоконтроль и взаимоконтроль и оценку.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник  «Русский язык» 1 часть (”ПНШ” Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р.) 2 класс ; учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Практический: психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте ребята! Садитесь на свои места.

-Меня зовут Элина Ринатовна, сегодня я буду у вас проводить урок русского языка.

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачной работы на уроке.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация Практический: запись числа

Словесный:

беседа        

2 мин

- Откройте тетради.

- Отступите от предыдущей работы 2 строки.

- Запишите 10 сентября  В классе. (образец на доске)

Чистописание

- Взгляните на доску.  ме  ты  пред

- Какое слово вы прочитали? Сколько в нем слогов?     (”Предметы” - на доске)

Запишите слово в тетрадь.

Обратите внимание на соединения букв. Почему именно такие соединения?

- На какие вопросы отвечают слова-названия предметов?

Работа в тетради

Записывают число

- Предметы

- 3 гласных, значит 3 слога.

- Соединения зависят от последующей буквы.

- Что?Кто?

П.: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

3 мин

- Откройте учебник на стр.28

- Рассмотрите шуточную картинку в учебнике. Кто здесь изображен.

- Измерьте длину картинку по линейке. Сколько см?

- Разделите картинку пополам. Что осталось справа?

- Ребята подумайте, если у животных сзади хвосты, а у слов-названий предметов, что на конце?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Прочитайте тему урока в учебнике.

- Как часть картинки справа связана с названием темы?

- А какова цель нашего урока?

Работа по учебнику

-Заяц, лиса, белка, павлин.

- 14 см

- Одни хвосты

- Окончания

- Окончания

- Окончания слов- названий предметов

- Окончание - “хвост” слова

- Узнать, что такое окончание слов-названий редметов.

- Научиться выделять окончания.

- Научиться изменять форму слова

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

IV. Открытие нового знания

 Словесный: беседа

Практический: изменение формы слова

Словесный: беседа

10 мин

- Запишите Упр.8 (образец на доске)

- Ребята, а что означает этот условный знак?

- Молодцы.

- Прочитайте задание.

- Что нам нужно сделать?

- И узнать, помогла ли нам при этом рифма? Понимаете, ведь это подсказка, чтобы нам поставить слова в нужную форму по смыслу.

- Давайте все вместе прочитаем 1 предлоение.

- И как же мы изменим это слово?

- Правильно! (учитель записывает на доске)

- А теперь вы сами прочитайте 2 предложение и узнайте, в какую форму поставить слова.

- Кто готов?

- Помогла ли вам рифма?

- Выпишите второе предложение, используя подходящуюформу слов.

- Сравните слова в скобках с теми, что вы записали.

- Выпишите их парами.

- Чем они отличаются? Подчеркните место, где изменилось слово.

- Для чего словам изменяться?

- Почему нельзя было оставить слова без изменений?

- Для чего же служат эти маленькие частички слов?

- Сравните еще раз слова в каждой паре. Это разные слова или разные формы одного и того же слова?

- Итак, что же такое “окончание”?

Для чего служит?

Где  находится окончание?

Работа по учебнику

- Работа в классе

- Нужно прочитать, поставить слова в скобках в нужную форму по смыслу.

Читают хором вместе с учителем, замедляясь перед словом “лопух”

-Лопух - под лопухом

- Волнушка - из волнушки,  роса - росу

- Да

- Окончанием слов. Подчеркивают окончания линией

- Для связи слов в предложении

- Потярлся бы смысл предложения

- Для связи слов в предложении

- Это разные формы одного и того же слова.

- Часть слова, которое служит для образования новых форм слова. Находится в конце слова.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П: поиск и выделение информации, анализ текста.

П.: выстраивание структуры знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П: поиск и выделение информации, анализ текста.

V. Первичное закрепление

Теоретический: работа с текстом, ответ на вопрос по тексту

Наглядный: видео

4 мин

1мин

- Прочитайте правило Летучей мыши на стр. 29

- Ребята, что вы поняли? О чем это правило?

- Чем различаются разные формы одного и того же слова?

- Всегда ли разные формы одного и того же слова различаются окончаниями?

- Прочитайте предложения. Сравните их.

1. Пенал упал      2.Я вижу пенал.

- Задайте вопросы к слову “пенал”  в каждом предложении, докажите что это слово стоит в разных формах.

- Ребята, обратите внимание на условный знак.

Что он означает?

- Верно, но мы сделаем его в классе.

Динамическая пауза (видеоролик)

Работа в учебнике. Чтение ученика

- об окончании

- окончаниям

- Не всегдаи

- Упал (что?) пенал

Я вижу (что?) пенал

- Первое слово это главный член предложения, а второе второстепенное, не главное.

- Работа поР.  Тетради для самостоятельной работы дома

Упр.13

Повторяют движения

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности действий.

П.: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К.: владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

VI. Самостоятельная работа с самопровер-кой

Практический: изменение форм слова.

Практический: самостоятельное изменение форм слова.

8 мин

- Открываем Р.Т. на стр.11., упр.13.

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

- Прочитайте данные слова. Какое слово отличается от всех? Чем?

Какое слово нам дано во множественном числе, а остальные в единственном?

- Слова надо вставлять в том порядке, как они написаныперед стихотворением, только изменяя форму слова.

- Кто догадался, как изменим первое слово?

А окончание мы теперь всегда выделяем в квадрат. Как домик.(учитель записывает на доске)Запишите.

- Кто  догадался следующее? К доске.

(повилики - это вьющееся растение)

- Остановились. Сейчас все меняемся тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга. Сверяйте с ответами на доске.

Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы!

- Дальше, ребята,  работаем самостоятельно.

- Все закончили. Проверяем себя с эталоном на экране.

Если нет ни одной ошибки, ставим “5” слева в конце упр.

Если есть одна ошибка, ставим “4”.

Поднимите руку те, у кого “5”? У кого “4”?

Работа в Р.Т.

- Вписать слова по порядку, поставив их в нужную форму по смыслу. Выделить окончания.

-Камни, оно множ.числа.

- Берегите (что?) землю!

Берегите (что?) Землю. Берегите(кого?) Жаворонка в голубом зените, (кого?) Бабочку на листьях повилики, (на чем?) На тропинке солнечные блики. (на чем?) На камнях играющего (кого?) краба,

Взаимопроверка

Оценивают

Над пустыней тень (от чего?) от баобаба,

(кого?) Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, (кого?) Ласточку, мелькающую в жите. Берегите (что?) Землю! Берегите!

Самопроверка.

Оценивают себя.

П.: поиск и выделение необходимой информации,

логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Р.: планирование своих действий в соответствии с задачей

П.: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Р.: планирование своих действий в соответствии с задачей

VII. Включение в систему знаний, повторение

 Словесный: беседа

Практический: изменение форм слова.

 Словесный: беседа

Практический: изменение форм слова.

9 мин

- Возвращаемся к учебнику. Открываем стр.29, упр.9

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

-  Будьте внимательны при выборе формы слова.

Если в первой строчке стишка говорится «побежали две …», то конечно же, «собаки», а требование рифмы,  диктует форму слова, завершающего вторую строчку: «посмотреть на поле маки». То же самое с третьей и четвертой строчками.

Но обратите внимание на слово ”ножка”. Не торопитесь сразу его изменять. Давайте зададим вопрос

- Кто понял? Запишите (либо учитель записывает на  доске)

- А все остальные записываем красиво в тетради. Не забываем выделять окончания.

- Молодцы, все справились.

- Открываем рабочую тетрадь на стр.12. Прочитайте задание в упражнении 14.

- Кто прочитает стихотворение? А все остальные внимательно слушайте.

- Услышали одинаковые слова, но в разной форме?

- Взгляните на образец. Кто догадался, а где следующая пара слов?

- И какая же последняя пара слов?

- А теперь запишите эти пары слов как в образце. Не забывайте выделять окончания.

- Прочитайте все вместе стихотворение на экране.

Исправляя окончания некоторых слов

На конце у (слово) - окончание.

Прилагает и оно свое старание.

Чтобы слова в (предложение)

Были связаны крепко,

Чтоб держались они

Друг за (друг) цепко.

- Молодцы!

Работа по учебнику

- изменить слова по смыслу, так чтобы строчки  рифмовались

Выходит ученик к доске

- Лишь (на чем?) на ножке

-Прибежали две собаки

Посмотреть на поле маки.

Но увидели подружки

Лишь на ножке погремушки.

Работа в Р.Т.

- Нужно выписать парами разные формы одного слова. Выделить окончания.

Ученик читает стихотворение

-Да

- Стакан  -под стаканом

Склянка - в склянке.

Записывают пары слов в тетрадь

Читают хором

На конце у слова  - окончание.

Прилагает и оно свое старание.

Чтобы слова в предложении

Были связаны крепко,

Чтоб держались они

Друг за друга цепко.

П: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р.: планирование своих действий в соответствии с задачей

К.: владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

VIII. Рефлексия деятельностиСловесный: беседа

2 мин

- Какая тема урока была у нас сегодня?

- Каковы были цели нашего урока? Достигли ли мы всех целей?

- Что нового вы узнали?

- Были ли трудности на уроке? Какие?

- Вы хорошо потрудились, все большие молодцы!

Отвечают на вопросы

- Окончания слов-названий предметов

-Узнать, что такое окончание слов-названий редметов.

- Научиться выделять его.

- Научиться изменять форму слова

П.: построение речевого высказывания; осуществление синтеза  

Р.: осознание того, что усвоено и того, что еще нужно усвоить: осознание качества и уровня усвоения


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Системно - деятельностный подход на уроке русского языка "Слова-названия предметов, у которых нет окончаний". УМК ПНШ, 2 класс.

В творческую разработку включено: введение ( обоснование необходимости использования деятельностного подхода на уроках в услосвия работы по ФГОС), прект урока по теме " Слова - названия предметов, у к...

Конспект + Презентация к уроку математики "умножение на число 8" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект и презентация к уроку  "Умножение на число 8".Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект = презентация открытого урока по русскому языку.

Конспект открытого урока по русскому языку на тему : Закрепление девять правил орфографии в форме   орфографического боя. Групповой вид работы...

Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")

Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")...