Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_pnsh.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №14 города Липецка

Конспект урока по русскому языку
во 2 классе

«Слова – названия предметов, у которых нет окончаний»

подготовила

учитель начальных классов

Воробьёва Наталья Владимировна

г. Липецк
2014

Цели урока:

- дать понятие о неизменяемых словах;

- формировать умение определять форму неизменяемых слов (в контексте);

- формировать умение отличать неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием, с окончаниями - о, - е;

- совершенствовать навыки работы с различными видами словарей;

- развивать устную речь учащихся;

- развивать умение логически мыслить, аргументировать свой ответ;

- воспитывать интерес к рассматриваемой проблеме;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД:

- уметь находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием различного вида словарей;

- уметь строить сообщение в устной и письменной форме;

- уметь работать по алгоритму, устанавливать аналогии, проводить сравнение;

- уметь классифицировать по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

- сотрудничать с учителем при решении языковой проблемы;

- уметь анализировать и исправлять ошибки;

- осуществлять пошаговое продвижение от наблюдений к обобщению.

Коммуникативные УУД:

- формировать и высказывать собственное мнение;

- аргументировать свою позицию, свой ответ;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные УУД:

- наличие учебно – познавательной мотивации;

- способность к самооценке;

- взаимопомощь при выполнении заданий;

- ориентация на бережное отношение к окружающему миру.

Основные понятия для усвоения на уроке:

неизменяемое слово, основа слова, форма слова, единственное и множественное число.

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный момент.

ІІ. Вхождение в урок.

- У каждого здорового человека утро начинается с физической зарядки. А мы начнем урок с зарядки звуко-буквенной. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте двустишие. Следите за правильным произношением выделенного слова.

                                       ′

Вёз водитель в магазин

Много мётел и корзин.

                           (А. Шибаев)

Произноси правильно !

               ′

МАГАЗИН

- Назовите окончание в слове магазин.

- Какое окончание называется нулевым?

1 учащийся читает вслух.

- Нулевое.

- Окончание, которого мы не видим, но которое появляется в других формах. Оно обозначается пустой клеткой

ІІІ. Проверка домашнего задания.

- Назовите слова с окончаниями -а, -о, -е, которые вы выписали дома из Обратного словаря.

- Молодцы! Все слова выписаны правильно.

2 - 3 учащихся называют слова : дружба, ходьба, шуба, радуга, поле, сердце, крылечко, дупло и др.

ІV. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со словами – названиями предметов, у которых нет окончаний. Будем учиться находить эти слова в предложении и определять их форму.

Учащиеся записывают в тетрадях дату, классную работу, тему урока.

V. Работа по изучению нового материала.

VІ. Физкультминутка.

VІІ. Закрепление изученного.

1. Распределительный диктант.

- Проведём с вами распределительный диктант. Запишите слова, которые я продиктую, в 3 столбика: 1) с окончанием –а, 2) с окончаниями    -о, -е, 3) с нулевым окончанием

Девочка, облако, лето, стол, птичка, ослик, поле, весна, пальто, день.

- Назовите слова, которые записали в 1-й, 2-й, 3-й столбики.

- В какой столбик записали слово пальто?

-Его не нужно было записывать, потому что оно не имеет окончания. Прочитайте в учебнике на стр. 41, что говорит об этом слове Асырк.

2. Знакомство с правилом.

- Есть слова, у которых действительно НЕТ ОКОНЧАНИЙ. Эти слова пришли к нам из других языков. Нет окончания – значит, слово НИКАК НИКОГДА не изменяется! Например: пальто, кино, кенгуру, метро, кафе, кофе, эскимо.

3. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 41. Что на ней изображено?

- Что общего в этих словах?

- Верно. Эти слова тоже пришли к нам из других языков и являются неизменяемыми.

4. Определение формы слова в контексте предложения. Работа по алгоритму.

- В учебнике на стр. 42 записаны предложения. Прочитайте их.

1).(Кто?) Кенгуру завтракал бананом.

2).В зоопарке я любовался (кем?) кенгуру.

3).Я видел маленьких (кого?) кенгуру.

- Где слово кенгуру стоит в единственном числе? Почему ты так думаешь? Где это слово стоит во множественном числе? Можешь это доказать? А где непонятно, в каком числе стоит это слово?

- Изменился ли внешний вид слова при изменении числа? А при смене вопросов?

- Можно ли сказать, что во всех трёх предложениях у  слова кенгуру нет окончания?

-Запишите это слово и выделите у него основу.

-Можно ли сказать, что слово кенгуру стоит во всех предложениях в одной и той же форме? Не торопись с ответом: воспользуйся алгоритмом-подсказкой :

1). Посмотри, как слово кенгуру подчёркнуто в каждом предложении.

2). Посмотри, одинаковые ли вопросы заданы к этому слову.

3). Подумай, одинаковую ли работу выполняет это слово в предложении?

- Какой вывод можем сделать?

Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, кусать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.

1. Работа со стихотворением

 М. Яснова « Как понять? » (стр.43)

- Что обсуждает с нами поэт? Чем он удивлён? В каком числе стоит слово пони? Доказывайте, используя подчёркнутые слова.

- Изменится ли внешний вид слова пони, если мы будем изменять это слово по числам: один… много...? А что изменится, если задавать к нему разные вопросы? Например: есть (кто? что?)…нет (кого? чего?)… дам (кому? чему?) Посмотрите на экран .

- Можно ли сказать, что у слова пони вовсе нет окончания?

-Запишите его и выделите основу.

2. Выполнение упражнения № 17 (стр. 44).

- Прочитайте задание к упражнению.

- Самостоятельно выпишите слова на –у из Обратного словаря (учебник, ІІ часть) , назовите их.

- Мы сегодня уже называли эти слова. Они пришли к нам из других языков. У всех этих слов нет окончаний.

- Прочитайте в хрестоматии «Окружающий мир» (в «Иллюстрированном словарике») описания этих животных.

- Сочините и запишите предложение с любым из этих слов.

Покажите подчёркиванием, каким – главным или неглавным – это слово является в предложении.

3. Беседа.

- С какими необычными словами мы познакомились сегодня на уроке? Что можете сказать о форме этих слов?

Учащиеся назы-вают слова (3 чел.).

Примечание: чаще всего дети ошибочно записывают слово пальто во 2-й столбик (с окончанием –о).

Читает 1 учащийся вслух.

- На иллюстрации изображены животные: кенгуру, эму, зебу, какаду.

- Все они оканчиваются на букву -у.

1 учащийся читает вслух.

Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы.

Записывают в тетради, выделяют основу.

1учащийся читает алгоритм вслух.

- Слово кенгуру не изменяется, поэтому не имеет окончания. В предложениях употребляется в разных формах, так как выполняет разную работу.

Дети выполняют движения, которые запомнили ранее.

1 учащийся читает стихотворение.

Обучающиеся по цепочке отвечают на вопросы.

- Да, у слова пони нет окончания, потому что это слово не изменяется.

Записывают в тетради, выделяют основу.

Читают самостоятельно.

Выписывают из словаря слова на -у.

1 учащийся читает записанные слова: зебу, какаду, эму, кенгуру.

Читают вслух

(4 чел.).

2 учащихся работают у доски, остальные – в тетрадях.

Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итог урока.

VІІІ. Рефлексия.

- Какое задание на уроке показалось вам самым лёгким?

- Какое задание на уроке показалось вам самым трудным?

- Какое задание на уроке вам показалось самым интересным?
Покажите цветок, обозначающую степень вашего понимания сегодняшней темы.

Дети высказывают своё мнение.

Учащиеся выбирают цветок, показывающий, на каком уровне тема была усвоена по их мнению.

ІX. Итог урока.

Выставление и комментирование отметок,  домашнее задание (Выучить правило на стр.41, выполнить упр. 18, пользуясь алгоритмом ) .

Список использованной литературы

  1. Учебник «Русский язык», 2 класс (Н.А. Чуракова . М.: Академкнига , 2010г., стр.41 – 44 (І часть), стр.135-150 (ІІ часть)).
  2. Хрестоматия «Окружающий мир», 2 класс (О.Н. Федотова . М.: Академкнига , 2010г., стр. 150 - 159.