Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сыскова Дарья Александровна

Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._2_kl.docx653.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Класс: 2

ФИО учителя: Устьянцева Д.А

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Слова-названия предметов у которых нет окончаний

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения   находить слова, которые не имеют окончаний;
  • формирование умения выделять основу слов, которые не имеют окончаний.

Планируемые результаты:

   Предметные:

  • знать из каких частей состоит слово;
  • уметь распознавать слова, которые не имеют окончаний;
  • уметь определять основы у слов, которые не имеют окончаний.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «ПНШ»; учебник: Чуракова Н.А., Русский язык. 2 класс (1 часть), раздаточный материал, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте ребята!

Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Дарья Александровна.

Чтобы хорошо учиться,

С ленью нам не по пути,

К знаниям будем мы идти.

Ребята, настраиваемся на продуктивную работу.

Приветствие учителя

Слушать учителя

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

4 мин

-Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число и «Классная работа»

Спинки держим ровно, пишем красиво.

- Итак, ваша задача списать данные слова, при этом раставить их в алфавитном порядке.

-Маша, в каком порядке ты расположила слова?

-Верно. Составьте предложение из данных слов. Запишите его правильно. в, солнце, тумане, встаёт, зимнем

-Миша, прочитай предложение, которое у тебя получилось?

-У кого-то, может, по-другому получилось?

Слушать задания

Писать слова

Звонок, класс, парта, урок, школа

Сверять слова с эталоном на доске

Составлять предложение

- Солнце встаёт в зимнем тумане

Слушать варианты

Солнце в зимнем тумане встаёт.

 В зимнем тумане встаёт солнце.

В зимнем тумане солнце встаёт.

 Встаёт в зимнем тумане солнце.

 Встаёт солнце в зимнем тумане.

Солнце встает в тумане зимнем.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Словесный: учебный диалог 

Наглядный: презентация

7 мин

 -Ребята, на слайде изображены картинки.

-Что изображено на первой картинки?

-Правильно, на первой картинке изображено кенгуру. Коля, найти в карточках слово кенгуру и прикрепи на доску.

-Что изображено на второй картинки?

-Правильно, на второй картинке изображено пальто. Маша, найти в карточках слово пальто и прикрепи на доску.

-Что изображено на третьей картинки?    

-Правильно, на третьей картинке изображено метро. Миша, найти в карточках слово метро и прикрепи на доску.

-Что изображено на последние картинки?

-Правильно, на последней картинке изображено кафе. Степа, найти в карточках слово кафе и прикрепи на доску.

-Молодцы, ребята у нас с вами есть еще и второй столбик, посмотрите, пожалуйста. Кто прочитает слова во втором столбике?

-А получится ли у нас, также преобразовать слова в первом столбике, как со словом кукла. Попробуем?

-Итак, например, о кине, о пальте, о кенгуре, о метре. Или, пальтой, кенгурой, метрой,киной. Разве такие слова есть, разве это красиво?

-И поэтому, не все слова имею окончание, есть и такие слова, которые окончаний не имеют, они не когда и никак не изменяются, они пришли к нам из других языков. И поэтому такие слова как кино, пальто, метро и кенгуру окончаний не имеют

-Верно, ребята дак какова тема нашего урока?

-Правильно тема нашего урока слова-названия предметов, у которых нет окончаний

-Хорошо, какие мы с вами цели поставим на уроке?

Смотреть на слайд

Отвечать на вопросы

-Кенгуру.

-Пальто

- Нет мы не знаем. Может быть слова с окончанием на о.

-Метро

-Кафе

 

-Кукла, куклу, куклой, о кукле.

-Да

-Нет таких слов нет, и они очень некрасиво звучат.

-Слова у которых нет окончаний.

-Узнать, какие есть слова, у которых нет окончаний;

-Уметь определять основу у слов, которых нет окончаний

Р: планирование;

Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Практический: чтение учащихся

Физминутка

7 мин

А сейчас давайте откроем учебник на странице 42, что мы здесь видим и что нам нужно сделать?

-Кто прочитает нам предложения?

-В каком предложении кенгуру стоит в единственном числе?

-Почему вы так думаете?

-Где слово кенгуру стоит во множественном числе?

-Как мы можем то доказать?

-Хорошо, а в каком предложении не понятно в каком числе стоит слово кенгуру?

-Изменился ли внешний вид слова при изменении числа?

-А при смене вопросов?

-Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать, что во всех трех предложениях у слова Кенгуру нет окончания?

-Верно, а сейчас давайте немного отдохнем. Ваша задача повторять за Чудариками.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

-Нам нужно прочитать предложения  

Читать предложения

(Кто?) Кенгуру завтракал бананом.

В зоопарке я любовался (кем?) кенгуру.

Я видел маленьких (кого?) кенгуру.

-В первом предложении

-Потому что в первом предложении завтракал-один.

-В третьем предложении.

-Слово маленьких, имеет окончание их, что и указывает на множественное число.

-Во втором.

-Нет, слово не поменялось

-Нет, слово осталось такое же.  

-Я думаю, что можно. Ведь во всех 3 предложениях слово кенгуру не как не изменилось, будь то единственное или же множественное число.

Смотреть видеофрагмент

Выполнять физминутку

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

5 мин

-Посмотрите, пожалуйста, на доску, что изображено на схеме?  

  https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/19/s_58f75e0db0267/img8.jpg

-Маша, скажи, пожалуйста, что такое приставка? Выйди покажи на схеме где находится приставка.

- Миша, скажи, пожалуйста, что такое корень? Выйди покажи на схеме где находится корень.

-Коля, скажи, пожалуйста, что такое окончание? Выйди покажи на схеме где находится окончание.

-Аня, скажи, пожалуйста, что такое основа слова? Выйди покажи на схеме где находится основа слова.

-Ребята, все части слова назвали?

-Откройте тетради запишите слово Кенгуру. Давайте выделить основу. Итак, Марина, какая основа у слова Кенгуру.

-Хорошо, а есть ли здесь окончание?

-Верно, ребята придумайте и запишите по предложению со словом Кенгуру.

-Давайте проверим, что у вас получилось

-Приставка, корень, окончание, основа.

Выходить к доске

Выполнять задание

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b88/00128217-f816d3e8/hello_html_7508f0d.jpg

-Приставка

-Корень https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b88/00128217-f816d3e8/hello_html_7508f0d.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b88/00128217-f816d3e8/hello_html_7508f0d.jpg

-Окончание https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b88/00128217-f816d3e8/hello_html_7508f0d.jpg

-Основа слова

-Приставка -это часть слова стоящая перед корнем.

-Корень- это неизменяямая часть слова

-Окончание –это изменяемая часть слова.

-Основа слова-то все слово без окончания

-Да

Открывать тетради

Выполнять задание

-Основа слова –Кенгуру.

-Нет, у слова Кенгуру нет окончания.

Выполнять задание

Приводить примеры

Кенгуру - большое австралийское животное.
Кенгуру носит детеныша в сумке.
Кенгуру передвигаются длинными прыжками.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Словесный: беседа

5 мин

Слова с окончаниями

Слова без окончаний

Машина

Кино

Кукла

Кенгуру

Роза

Метро

Рябина

Какаду

-Ребята, на ваших столах лежат листочки, ваша задача распределить слова в два столбика. Слова, которые имеют окончания и слова, которые окончания не имеют.

Машина, кино, кукла, роза, метро, рябина, кенгуру, какаду.

-Итак, слово машина, в какой столбик мы поставим?

-Почему?

-Хорошо, слово кино, в какой столбик?

-Почему?

-Верно, остальные слова распределите самостоятельно. На это вам дается 3 минуты. После чего мы проверим.

-Ребята, сравните, пожалуйста, ваш вариант с моим.

Слушать учителя

-Слова, которые имею окончания.

-Если мы поставим вопрос и скажем нет чего? То получится не машины. Это значит, что слово изменяется, значит у данного слова есть окончание.

-В столбик где слова не имеют окончания.

-Потому что если мы поставим вопрос нет чего? То у нас получится кина, такого слова нет, а это значит, что у слова нет окончания.

Выполнять задание

Сравнивать выполненное задание

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Наглядный: презентация  

5 мин

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?

-Правильно и этот ребус нам нужно решить.

-Итак, что у нас изображено?

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/04/roza-groza-600x450.png

-Хорошо, а что перед розой?

- Значит, что нам нужно?

-Какое слово у нас получится?

-Правильно, давайте посмотрим следующий ребус, что мы здесь видим?

https://allyslide.com/thumbs/7fe3847be20b4af6055d52c9105782fa/img15.jpg

-Кто-нибудь знает, какая это нота?

-Хорошо, что нам нужно сделать с нотой?

-Верно, а дальше кто знает, как нужно сделать?

-Правильно, теперь все то соединяем. И получается…?

-Правильно и смотрим последний ребус, что мы здесь видим? http://s020.radikal.ru/i709/1501/fe/d85e2f794ba4.jpg

-Правильно, что нужно сделать у веника и ромашки?

-Итак, сколько букв нужно убрать в слове веник, давайте посчитаем по запятым.

-Что у нас остается?

-Хорошо, сколько букв нужно убрать в слове ромашка? Что остается?

-Верно, давайте соединим, какое слово у нас получилось?

-Правильно. Какие слова у нас получились?

-Давайте поставим ударение в этих словах.

-Верно. Ребята, как вы думаю, какая орфограмма запряталась в словах?

-Правильно, а как проверяют слова, на данную орфограмму? Что нужно сделать?

-Верно, давай подберем такие слова, чтобы безударная гласная стала ударной.

-Итак, слово гроза. Какое слово подберем?

-Давайте поставим ударение и посмотрим подходит нам то слово или нет.

-Подходит?

-Итак, слово овца. Какое слово подберем?

-Давайте поставим ударение и посмотрим подходит нам то слово или нет.

-Подходит?

-Итак, слово ведро. Какое слово подберем?

-Давайте поставим ударение и посмотрим подходит нам то слово или нет

-Ребус

- Роза

-Буква Г

-К слову роза прибавить буквы Г

-Гроза

-Нота

-До

-Убрать первую букву

-Нужно сказать «вца»

-Получается слово овца

-Веник, буквы д, ромашку.

-Убрать лишние буквы.

-В слове веник, нужно убрать 3 буквы с конца.

-Остается «ве»

-5. Остается «ро»

-Ведро.

-Гроза, овца, ведро.

-ГрозА, овцА, ведрО.

-На безударную гласную в корне.

-Нужно сделать так, чтобы безударная гласная в корне, стала ударной.

-Грозы

-ГрОзы.

-Да, нам слово грозы подходит.

-Овцы

-Овцы

-Да, нам слово грозы подходит.

-Ведра

-Ведра

-Да, нам слово ведра подходит.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

4 мин

-Итак, подведем итоге нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Верно.  А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание…...

-Ребята, на ваших партах лежат листочки, ваша задача обвести свою руку, при этом каждый палец-это какая-то позиция, о которой вам необходимо высказать свое мнение.

Большой палец- для меня важно и интересно.

Указательный палец- мне было трудно (не понравилось).

Средний- для меня недостаточно.

Безымянный палец- мое настроение.

Мизинец- мои предложения.

-Мы работали над темой: «Слова-названия предметов у которых нет окончаний» Что у некоторых слов нет окончаний.

Записывать домашнее задание

Р: давать оценку;

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному:  с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте письмо).Строчная буква ф .1 класс УМК ПНШ

Урок разработан на основе ФГОС нового поколения с формированием УУД у обучающихся....

Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс

Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русском языку "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся".

Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"....