Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
план-конспект урока (2 класс) на тему

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во время урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема:  « Слова – названия предметов, у которых нет окончаний »

Цели урока:

- дать понятие о неизменяемых словах;

- формировать умение определять форму неизменяемых слов (в контексте);

- формировать умение отличать неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием, с окончаниями - о, - е;

- совершенствовать навыки работы с различными видами словарей;

- развивать устную речь учащихся;

- развивать умение логически мыслить, аргументировать свой ответ;

- воспитывать интерес к рассматриваемой проблеме;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД:

- уметь находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием различного вида словарей;

- уметь строить сообщение в устной и письменной форме;

- уметь работать по алгоритму, устанавливать аналогии, проводить сравнение;

- уметь классифицировать по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

- сотрудничать с учителем при решении языковой проблемы;

- уметь анализировать и исправлять ошибки;

- осуществлять пошаговое продвижение от наблюдений к обобщению.

Коммуникативные УУД:

- формировать и высказывать собственное мнение;

- аргументировать свою позицию, свой ответ;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные УУД:

- наличие учебно – познавательной мотивации;

- способность к самооценке;

- взаимопомощь при выполнении заданий;

- ориентация на бережное отношение к окружающему миру.

Основные понятия для усвоения на уроке:

неизменяемое слово, основа слова, форма слова, единственное и множественное число.

Литература:

учебник «Русский язык», 2 класс (Н.А. Чуракова . М.: Академкнига , 2010г., стр.41 – 44 (І часть), стр.135-150 (ІІ часть)), хрестоматия «Окружающий мир», 2 класс (О.Н. Федотова . М.: Академкнига , 2010г., стр. 150 - 159.

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

І. Организационный момент.

ІІ. Вхождение в урок.

- Утро каждого здорового человека начинается с физической зарядки. А мы начнем урок с зарядки звуко-буквенной. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте двустишие. Следите за правильным произношением выделенного слова.

                                       ′

Вёз водитель в магазин

Много мётел и корзин.

                           (А. Шибаев)

Произноси правильно !

               ′

МАГАЗИН

- Назовите окончание в слове магазин.

- Какое окончание называется нулевым?

1 обучающийся читает вслух.

- Нулевое.

- Окончание, которого мы не видим, но которое появляется в других формах. Оно обозначается пустой клеткой

ІІІ. Проверка домашнего задания.

- Назовите слова с окончаниями -а, -о, -е, которые вы выписали дома из Обратного словаря.

- Молодцы! Все слова выписаны правильно.

2 - 3 обучающихся называют слова : дружба, ходьба, шуба, радуга, поле, сердце, крылечко, дупло и др.

ІV. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со словами – названиями предметов, у которых нет окончаний. Будем учиться находить эти слова в предложении и определять их форму.

Обучающиеся записывают в тетрадях дату, классную работу, тему урока.

V. Работа по изучению нового материала.

VІ. Физкультминутка.

VІІ. Закрепление изученного.

1. Распределительный диктант.

- Проведём с вами распределительный диктант. Запишите слова, которые я продиктую, в 3 столбика: 1) с окончанием –а, 2) с окончаниями    -о, -е, 3) с нулевым окончанием

Девочка, облако, лето, стол, птичка, ослик, поле, весна, пальто, день.

- Назовите слова, которые записали в 1-й, 2-й, 3-й столбики.

- В какой столбик записали слово пальто?

-Его не нужно было записывать, потому что оно не имеет окончания. Прочитайте в учебнике на стр. 41, что говорит об этом слове Асырк.

2. Знакомство с правилом.

- Есть слова, у которых действительно НЕТ ОКОНЧАНИЙ. Эти слова пришли к нам из других языков. Нет окончания – значит, слово НИКАК НИКОГДА не изменяется! Например: пальто, кино, кенгуру, метро, кафе, кофе, эскимо.

3. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 41. Что на ней изображено?

- Что общего в этих словах?

- Верно. Эти слова тоже пришли к нам из других языков и являются неизменяемыми.

4. Определение формы слова в контексте предложения. Работа по алгоритму.

- В учебнике на стр. 42 записаны предложения. Прочитайте их.

1).(Кто?) Кенгуру завтракал бананом.

2).В зоопарке я любовался (кем?) кенгуру.

3).Я видел маленьких (кого?) кенгуру.

- Где слово кенгуру стоит в единственном числе? Почему ты так думаешь? Где это слово стоит во множественном числе? Можешь это доказать? А где непонятно, в каком числе стоит это слово?

- Изменился ли внешний вид слова при изменении числа? А при смене вопросов?

- Можно ли сказать, что во всех трёх предложениях у  слова кенгуру нет окончания?

-Запишите это слово и выделите у него основу.

-Можно ли сказать, что слово кенгуру стоит во всех предложениях в одной и той же форме? Не торопись с ответом: воспользуйся алгоритмом-подсказкой :

1). Посмотри, как слово кенгуру подчёркнуто в каждом предложении.

2). Посмотри, одинаковые ли вопросы заданы к этому слову.

3). Подумай, одинаковую ли работу выполняет это слово в предложении?

- Какой вывод можем сделать?

Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, кусать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.

1. Работа со стихотворением

 М. Яснова « Как понять? » (стр.43)

- Что обсуждает с нами поэт? Чем он удивлён? В каком числе стоит слово пони? Доказывайте, используя подчёркнутые слова.

- Изменится ли внешний вид слова пони, если мы будем изменять это слово по числам: один… много...? А что изменится, если задавать к нему разные вопросы? Например: есть (кто? что?)…нет (кого? чего?)… дам (кому? чему?) Посмотрите на экран .

- Можно ли сказать, что у слова пони вовсе нет окончания?

-Запишите его и выделите основу.

2. Выполнение упражнения № 17 (стр. 44).

- Прочитайте задание к упражнению.

- Самостоятельно выпишите слова на –у из Обратного словаря (учебник, ІІ часть) , назовите их.

- Мы сегодня уже называли эти слова. Они пришли к нам из других языков. У всех этих слов нет окончаний.

- Прочитайте в хрестоматии «Окружающий мир» (в «Иллюстрированном словарике») описания этих животных.

- Сочините и запишите предложение с любым из этих слов.

Покажите подчёркиванием, каким – главным или неглавным – это слово является в предложении.

3. Беседа.

- С какими необычными словами мы познакомились сегодня на уроке? Что можете сказать о форме этих слов?

Обучающиеся назы-вают слова (3 чел.).

Примечание: чаще всего дети ошибочно записывают слово пальто во 2-й столбик (с окончанием –о).

Читает 1 обучающийся вслух.

- На иллюстрации изображены животные: кенгуру, эму, зебу, какаду.

- Все они оканчиваются на букву -у.

1 обучающийся читает вслух.

Обучающиеся по цепочке отвечают на вопросы.

Записывают в тетради, выделяют основу.

1обучающийся читает алгоритм вслух.

- Слово кенгуру не изменяется, поэтому не имеет окончания. В предложениях употребляется в разных формах, так как выполняет разную работу.

Дети выполняют движения, которые запомнили ранее.

1 обучающийся читает стихотворение.

Обучающиеся по цепочке отвечают на вопросы.

- Да, у слова пони нет окончания, потому что это слово не изменяется.

Записывают в тетради, выделяют основу.

Читают самостоятельно.

Выписывают из словаря слова на -у.

1 обучающийся читает записанные слова: зебу, какаду, эму, кенгуру.

Читают вслух

(4 чел.).

2 обучающихся работают у доски, остальные – в тетрадях.

Обучающиеся отвечают на вопросы, подводят итог урока.

VІІІ. Рефлексия.

- Какое задание на уроке показалось вам самым лёгким?

- Какое задание на уроке показалось вам самым трудным?

- Какое задание на уроке вам показалось самым интересным?

Дети высказывают своё мнение.

ІX. Итог урока.

Выставление и комментирование отметок,  домашнее задание (Выучить правило на стр.41, выполнить упр. 18, пользуясь алгоритмом ) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему: « Слова – названия предметов, у которых нет окончаний »

Урок русского языка во 2 классена тему:« Слова – названия предметов,у которых нет окончаний »...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Системно - деятельностный подход на уроке русского языка "Слова-названия предметов, у которых нет окончаний". УМК ПНШ, 2 класс.

В творческую разработку включено: введение ( обоснование необходимости использования деятельностного подхода на уроках в услосвия работы по ФГОС), прект урока по теме " Слова - названия предметов, у к...

Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс...