Конспект урока по русском языку "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2   классе

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Учитель:

Мещерова Галина Николаевна- учитель начальных классов

Класс

2 Б

Предмет:

Русский язык

Тема урока:

Слова со сходным значением, которые по- разному звучат и пишутся.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цели и задачи

Ц: Дать представление о синонимах, учить находить синонимы в тексте.

З: закрепить представления о словах, являющихся родственными на основе общей части, общей по смыслу и обычно по написанию; формировать представление о словах, имеющих сходные значения, как средстве для объяснения значения слова; умение работать с Толковым словарём.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение работать со словарями, общеучебные- формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: наблюдать и делать выводы, развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение оформлять мысли в устной форме с достаточной полнотой.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

Оборудование

1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 ч. (с.115-118), 2 ч. Учебник. Академкнига/Учебник 2013 г.

2. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Гольфман Е.Р.  ТПО . 1 ч. Академкнига/Учебник 2016 г.

3. Карточка для самостоятельной работы в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

Орг.момент

- Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Я хочу, чтобы каждый из вас ребята по окончанию урока мог сказать:

Я думал, искал и творил

Знания получил.

Научился применять

Задания теперь смогу я выполнять.

- Дети открывают рабочие тетради, записывают дату, вид работы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • развитие планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование  умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • наблюдать и делать выводы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • умение работать со словарем (толковым);
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, принимать другое мнение и позицию;
  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

  • умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

2.

Формулирование темы урока, определение задач урока.

-Прочитайте название темы на доске.

-На какой странице начнем работать?

-С чем- то  новым мы сегодня познакомимся?

- Какие пособия будем использовать на уроке?

- Что сделаем, чтобы это выяснить?

- Ответы учащихся.

3.

Работа по изучению нового материала.

1) - Что изображено на картинке из трёх частей?  (С.115, уч.1 ч.)

Прочитайте отрывок из стихотворения Якова Акима.

- Прочитайте задание к отрывку из стихотворения.

2) – Прочитайте текст на с.116. К какому словарю предлагают обратиться Миша и Маша?

- Найдите в Толковом словаре( уч.2 ч.)  слово»азбука».Прочитайте словарную статью о нем.

- Можете  найти в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и азбука?

- Продолжим работу с Толковым словарем по рядам.

1 ряд- слово «Боец».

2 ряд- слово «Страж».

3 ряд- слово «Смелый». 

-И подберите ему пару- слово близкое по значению, со сходным значением.

- Можно ли назвать такие слова родственными?

- Почему нет?

- Изображена вьюга (метель, буран, пурга).

- Три слова означают одно и то же, но не являются родственными. К каждому из них можно подобрать родственные слова: вьюга- вьюжный, метель- метельный, буран- буранный.

- К Толковому словарю.

- Чтение по словарю.

-Алфавит.

- Взаимопроверка.

- Ответы учащихся.

4.

Динамическая минутка.

- Покажите мне то, что я буду называть.

1. Дело, работа, труд, занятие.

2. Большой, громадный, огромный, гигантский, крупный.

3.Волшебник, кудесник, колдун, маг, чародей, фокусник.

4. Красивый, прекрасный, великолепный, восхитительный, божественный, роскошный.

- Почему вы показывали одинаково, хотя я называла разные слова?

- Ученики показывают жестами и мимикой.

- Они обозначают одно и то же, значит близкие по смыслу.

5.

Работа по теме урока.

1) - Упр.85 с. 116. Найдите в стихотворении слова, близкие по значению.

- Являются ли они родственными?

2) –Упр.86 с.117.

Прочитайте отрывок из стихотворения. Все ли слова вам понятны?

- Подберите к выделенным словам другие, близкие по смыслу.

- Запишите их парами.

Дойдя до слова ВЕТХИЙ , дети прерывают начатую работу, чтобы уточнить значение этого слова в Толковом словаре.

- Найдите в Толковом словаре слово «Ветхий».

- Обратите внимание, что у слова ВЕТХИЙ в словаре есть и другое значение: НЕМОЩНЫЙ, СЛАБЫЙ.

- Может быть, поэт использовал слово ВЕТХИЙ (ветхую шубенку) как раз в этом, втором значении?

3) Прочитайте плакат Мыши о словах- синонимах.

- Смотрит, глядит.

- Нет. У родственных слов разные основы, но общая часть- корень.

Сначала устно обсуждаются найденные детьми варианты, потом записываются.

Хохочут-смеются

Перезябнешь- замерзнешь

Бредешь- идешь

Ветхую- старую

Скинешь- снимешь

Заберешься- залезешь

- Старый, изношенный.

- Дети доказывают свое мнение.

- Читают на с.118.

6.

Обобщение, проверка усвоения материала.

- Вам нужно отредактировать заметку для газеты. Будете работать парами. Советоваться, обсуждать.

- Замените подчеркнутые слова словами- синонимами. Слово зачеркнуть и сверху написать синоним.

- Прочитайте, что у вас получилось.

-Докажите. Какой вывод сделаем?

- Работа с карточкой.

Смелый мальчик Арсений совершил смелый поступок. Он отогнал собаку от девочки Лизы.

-Слова СМЕЛЫЙ- ОТВАЖНЫЙ, ХРАБРЫЙ – синонимы.

- Синонимы заменяют друг друга.

7.

Рефлексия.

- Какими словами можно описать вашу работу на уроке, а ваше настроение?

Подберите несколько слов схожих по значению.

- Как называются эти слова?

-Почему?

-Зачем нужны слова- синонимы в нашей речи?

- Какие задание были интересны вам?

- Что вызвало затруднение?

- Ответы ребят.

- Синонимы.

-Они близки по значению, но звучат и пишутся по- разному.

8.

Домашнее задание.

ТПО №1 стр.35 задание 42.

 - Спасибо за работу на уроке умным, талантливым, сообразительным, умелым ребятам!

Дети записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова,которые случайно звучат и пишутся одинаково"

Класс: 2УМК: ПНШТип урока Урок открытия новых знанийТема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутсяУчитель:  Сульдина Вера ПетровнаДата 214.11.2018Цель урока: знакомство со словам...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова, которые так легко перепутать" 4 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование ценностного отношения обучающихся к определению значения слов в контексте....

Урок по русскому языку. Слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся.

Конспект по русскому языкуСлова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся...

Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.

познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...