Конспект урока по русскому языку на тему "Слова,которые случайно звучат и пишутся одинаково"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сульдина Вера Петровна

Класс: 2

УМК: ПНШ

Тип урока Урок открытия новых знаний

Тема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся

Учитель:  Сульдина Вера Петровна

Дата 214.11.2018

Цель урока: знакомство со словами, которые случайно одинаково звучат и пишутся – омонимами.

Задачи урока Предметные задачи урока:

- сформировать понятие о многозначных словах и словах-омонимах (без введения терминов) и их различиях;

- научить опознавать омонимы в речи и различать омонимы и многозначные слова;

- развивать навыки работы с толковым словарём;

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

- осуществлять самооценку работы;

Познавательные:

- находить слово в Толковом словаре

- использовать / понимать условный язык словаря;

- различать разные обозначения в Толковом словаре многозначных слов и слов-омонимов;

- ориентироваться в словарной статье.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: проблемно-репродуктивный метод; беседа, самостоятельная работа со словарем.

Пособия для урока: «Русский язык -Часть 1», «Русский язык -Часть 2 (Словари)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omonimy.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

УМК: ПНШ

Тип урока Урок открытия новых знаний

Тема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся

Учитель:  Сульдина Вера Петровна

Дата 214.11.2018

Цель урока: знакомство со словами, которые случайно одинаково звучат и пишутся – омонимами.

Задачи урока Предметные задачи урока:

- сформировать понятие о многозначных словах и словах-омонимах (без введения терминов) и их различиях;

- научить опознавать омонимы в речи и различать омонимы и многозначные слова;

- развивать навыки работы с толковым словарём;

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

- осуществлять самооценку работы;

Познавательные:

- находить слово в Толковом словаре

- использовать / понимать условный язык словаря;

- различать разные обозначения в Толковом словаре многозначных слов и слов-омонимов;

- ориентироваться в словарной статье.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: проблемно-репродуктивный метод; беседа, самостоятельная работа со словарем.

Пособия для урока: «Русский язык -Часть 1», «Русский язык -Часть 2 (Словари)».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Орг. момент

- Как настроение?  Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Работаем с радостью и удовольствием. Тогда у нас все получится!

14 ноября

Классная работа

Личностные: действие самоопределения.

2.Актуализация знаний

Выполняются задания на повторение изученного: упр. 77, стр. 107 ( интерактивное пособие)

Работа с новыми словарными словами ТПО, стр. 34. (Записать в тетради предложение с новыми словарными словами, подчеркнуть основу).

-  Прочитайте название темы на доске. На какой странице начнем работать? Что нужно сделать, чтобы это определить? Эта тема для нас новая? какую цель перед собой поставим? с какими пособиями будем работать?

Рассматривают первые четыре картинки. (Вывод: разные предметы далеко не случайно названы одним и тем же словом игла.)

Открывают Толковый словарь (учебник, ч. 2).

Там дети прочитают, что слово игла  - многозначное.

ФИЗМИНУТКА

 - Я буду показывать слова, если в них есть корень  - игл, вы хлопаете, если нет, приседаете

(игольница, игра, иглокожий, игральный, иглистый, проигрыш, игла).

Познавательные:

Логические: анализ объектов с целью выделения

 в них существенных признаков.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

3.Открытие нового знания

Рассматриваются на картинках сельский клуб и клуб дыма, читаются задания на стр. 111. Дети приходят к выводу, что у данных слов нет сходства, поэтому это разные слова, и в Толковом словаре они будут записаны два раза. Проверяют себя. То же касается слов ключ и ключ, найдя их в толковом словаре дети убедятся, что это разные слова.

- Ребята, обратим внимание на правило: слова, которые случайно звучат и пишутся одинаково, называются омонимами.

                 

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

5. Первичное закрепление

Рассматриваются картинки со стр. 111 с надписями бычок, боксер. Читаются задания и суждения о словах. Какие суждения ты считаешь верными?

Первое - верное, второе - верное, третье - нет. Какой вывод мы можем сделать: Это многозначные слова или слова-омонимы? (омонимы)

Последние  четыре картинки со стр. 112 закрепляют все то, что дети узнали на уроке. Ищут в Толковом словаре слова Лук и коса и убеждаются, что оба слова омонимы. 

Работа по учебнику

Работа в парах.

Упр. Стр 112. прочитайте стихотворение Якова Козловского.  

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка.

Подпевает ей овсянка.

 -  Что ты можешь сказать о парах выделенных слов? Это слова-омонимы, или многозначные слова? Докажи.

1 вариант -  спишите строки со словом пеночка.

2 вариант - спишите строки со словом овсянка.

Познавательные:  использование различных

способов поиска, сбора, обработки, анализа,

 передачи и интерпретации информации

в соответствии с коммуникативными  и

познавательными задачами

Коммуникативные: управление поведением

партнера;

умение выражать свои мысли.

6. Домашнее задание

ТПО, стр.  34-35, № 41, выучить новые словарные слова.

7. Итог урока

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли вы поставленной цели?

-  Молодцы!

Выполняем тест 13 (академкнига, Русский язык, интерактивное тестирование)

Личностные : осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному:  с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...

Конспект урока по русском языку "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся".

Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока по русскому языку "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"

Конспект урока по русскому языку во втором классе. Программа "Школа России". Тема "какие имена пишутся с заглавной буквы?"...

Конспект урока по русскому языку « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 класс. Начальная школа 21 века.

Тема урока: « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 классЦель:  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собстве...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Какие слова пишутся с заглавной буквы?2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: Какие слова пишутся с заглавной буквы?Цели деятельности учителя: углубление знаний о написании имен собственных.Планируемые результаты:Предметные: Знать, какие сл...