ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка "Влияние ударения на значение слов, которые пишутся одинаково" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка "Влияние ударения на значение слов, которые пишутся одинаково" (2 класс) по ФГОС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.69 КБ | |
| 2.01 МБ | |
| 12.12 КБ | |
| 365.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заветинская средняя общеобразовательная школа №1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка
2 класс
Тема: Влияние ударения на значение слов, которые пишутся одинаково.
Учитель: Дмитриенко К.Е.
МБОУ Заветинская СОШ №1
Технологическая карта урока открытия нового знания.
Учебный предмет: Русский язык.
Класс: 2
Тема урока: Влияние ударения на значение слов, которые пишутся одинаково.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для усвоения понятия «ударение».
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Формирование широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- Формирование установки в поведении на принятые моральные нормы;
- Формирование осознанного понимания чувств одноклассников, стремления прийти им на помощь;
- Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в текст: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
- Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).
Направленные на достижение предметных результатов:
- Формирование представления о значимости ударения путем наблюдения, сравнения слов;
- Развитие орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти.
Оснащение урока:
Материалы для учащегося: учебник, карточки
Зрительный ряд: презентация, карточки.
Музыкальный ряд: музыкальная физминутка.
Задание для учащихся: с. 70 упр. 105, упр. 106.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| ||
- Здравствуйте, ребята! - Когда-то очень-очень давно зародилось поверье: если к людям в дом залетит птичка с разноцветными перьями, то весь этот день будет благоприятным. Все задуманное обязательно получится в этот день. Я хочу подарить вам такую птичку. Я желаю вам, чтобы этот урок прошел очень плодотворно и успешно и все поставленные цели и задачи нам удалось реализовать! На доску вывешивается картинка птицы. | Приветствуют учителя. | КУУД: умение выражать свои мысли. ЛУУД: смыслообразование. |
| ||
- Откройте свои тетради и запишите число и классную работу. - Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя. Вам нужно списать эти слова, вставляя пропущенную букву, поставить ударение в словах. П…льто, к…рман, к…ртина. Запишите эти слова. - Что вы можете сказать о них? - А какой слог мы называем ударным? | Записывают число и классную работу. Записывают слова с доски. - Это словарные слова с безударной гласной в первом слоге. Слова, которые обозначают неодушевленные предметы. Одно из них лишнее – картина: в нем три слога. Во всех словах ударение падает на второй слог. - Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе. | ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений (2 мин) | ||
- Обратите внимание на слайд. Прочитайте внимательно текст. - У вас на партах лежат картинки. Выберете из рисунков те, которые нарисовали бы вы. - Покажите их. - Итак, мнения разошлись. А как вы думаете, почему вы выбрали разные картинки? | Анишит Йокповна протянула Маше лист бумаги и карандаш. На листе сверху было написано: «Нарисуй замок, гвоздики и ирис». Выбирают и показывают картинки. - Потому что каждый из нас произнес слова по-разному. | ПУУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
#1069;тап целеполагания и построения проектов коррекции выявленных затруднений (2мин) | ||
- Положите перед собой рисунки. Скажите, от чего зависит значение слова? - Как вы думаете, что мы сегодня на уроке должны выяснить? - Какова тема урока? - Какую цель мы поставим на этот урок? - Какие картинки остались? Давайте вернемся к ним. предположим, что мне нужно нарисовать этот рисунок. Как вы ответите на вопрос, что вы рисуете? - Что вы можете сказать о словах? - Зачем же надо уметь правильно ставить ударение? | - Когда мы произносили слова, то ставили ударение по-разному. - Как ударение может изменить значение слова. - Влияние ударения на значение слов, которые одинаково пишутся. - Научиться правильно ставить ударение в словах. Слайд 3. - Мы рисуем замОк. Мы рисуем зАмок. Слайд 4. - Мы рисуем Ирис. Мы рисуем ирИс. Слайд 5. - Мы рисуем гвоздИки. Мы рисуем гвОздики. - Слова написаны одинаково, но если по-разному поставить ударение, то произношение и значение слова меняется. - Для точной передачи смысла слова. | РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. ПУУД: - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. КУУД: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. |
Физминутка (2 мин) | ||
- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного подвигаться. Физминутка. | Выполняют физминутку. | |
5. Этап реализации построенного проекта (8мин) | ||
- Сейчас вы будете работать в парах. Слайд 6. - Посмотрите на экран. Прочитайте предложение. Найдите слова, которые одинаково написаны. - Выпишите пары слов, значение которых зависит от ударения. Слайд 7. - Проверьте, такие ли пары слов у вас получились? - Попробуйте сделать вывод. - Что же тогда будет происходить? | Выполняют работу в парах. Ответы детей. - Значение слов может зависеть от ударения. Ударение не прикрепляется к определенному слогу, оно может менять свое место. - Будет меняться и значение слова. | ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации; - выдвижение гипотез и их обоснование. РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2 мин) | ||
- Откройте учебники на с. 70, найдите упр. 105. Что нам нужно сделать в этом упражнении? - Для чего нам нужно сделать это задание? - Выполним его по цепочке у доски. - Обратите внимание на правило после упражнения. Прочитаем его. - Какой вывод мы можем сделать? - В каких случаях ударение может переходить с одного слога на другой? - Обратите внимание на упр. 106. Что нужно сделать в этом задании? - Для чего нам нужно сделать это задание? - Что нам поможет в этой работе? - А где нам его найти? - Давайте выполним это задание. - Придумайте свое предложение с каким-либо словом из упражнения. | Читают условие упражнения. - Для того, чтобы выяснить как изменяется слово при изменении ударения. Выполняют упражнение. ПолЯ – пОле, кольцО – кОльца, странА – стрАны, землЯ – зЕмли, слезА – слЕзы, зимА – зИмы, травА – трАвы, росА – рОсы, горА – гОры. Читают правило. Ответы детей. Ответы детей. - Чтобы отточить умение правильно ставить ударение в словах. - Орфоэпический словарь. - На стр. 134. Выполняют упражнение. | ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - постановка и формулирование проблемы. РУУД: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | ||
- Чему вы научились, выполняя это задание? - А что нужно сделать, чтобы отточить это умение? - Выполните самостоятельно следующее задание. - У каждого из вас есть карточки с заданиями. В графе ФИ напишите свою фамилию и имя. Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах. Правильно расставьте ударение. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Выполните взаимопроверку по эталону со слайда. Аккуратно карандашиком исправьте ошибки своего соседа. | - Правильно ставить ударение в словах. Пользоваться орфоэпическим словарем. - Самостоятельно выполнить подобные задания. Самостоятельно выполняют работу по вариантам. 1 вариант. Дежурная мела пол. Света взяла кусочек мела. 2 вариант. Молоко налили в кружки. Дети посещают кружки. Выполняют взаимопроверку по эталону. | ПУУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности. РУУД: - взаимоконтроль и взаимопроверка по эталону; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в работу в случае с расхождением с истиной. КУУД: - учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения (9 мин) | ||
- Давайте вспомним правило, которое мы с вами сегодня вывели. | - Русское ударение подвижное. Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях: а) при изменении формы слова: горА – гОры; б) при образовании нового слова: тИгр – тигрЕнок. Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение: кнИга, кнИгу, кнИгой. | ПУУД: - структурирование знаний; - осознанное построение речевого высказывания. РУУД: - контроль; - коррекция в случае расхождения с истиной; - оценка деятельности. КУУД: умение выражать свои мысли. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности (6 мин) | ||
- Чему мы с вами научились на занятии? - Что нового вы сегодня узнали? - Какую ставили цель в начале урока? - Удалось ли ее нам достичь? - Что было трудным или непонятным по новому материалу урока? Домашнее задание. - А теперь достаем свои дневники и записываем домашнее задание. Рефлексия - Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У каждого из вас есть листик. Напишите на нем свое имя. Обратите внимание на дерево на доске. Это дерево не простое, это дерево знаний. Прикрепите свой листик в соответствии с тем, как для вас прошел урок:
| Ответы детей. Ответы детей. Записывают домашнее задание. Проводят рефлексию своей работы на уроке. | ЛУУД: определение личной значимости урока. РУУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
замок замок / /
ирис ирис / /
гвоздики гвоздики / /
Висит замок. Стоит замок. Растут ирисы. Съел ирисы. Подарили алые гвоздики. Забили гвоздики.
замок замок ирисы ирисы гвоздики гвоздики / / / / / /
Девочка мела пол. Света взяла кусочек мела . Дети посещают кружки. Молоко налили в кружки. / / / /
атлас атлас / /
хлопок хлопок / /
стрелки стрелки / /
замок замок / /
Спасибо! Молодцы!
Предварительный просмотр:
1 вариант Фамилия______________________ Имя__________________________ Дежурная мела пол. Света взяла кусочек мела. | 2 вариант Фамилия_______________________ Имя____________________________ Молоко налили в кружки. Дети посещают кружки. |
1 вариант Фамилия______________________ Имя__________________________ Дежурная мела пол. Света взяла кусочек мела. | 2 вариант Фамилия_______________________ Имя____________________________ Молоко налили в кружки. Дети посещают кружки. |
1 вариант Фамилия______________________ Имя__________________________ Дежурная мела пол. Света взяла кусочек мела. | 2 вариант Фамилия_______________________ Имя____________________________ Молоко налили в кружки. Дети посещают кружки. |
1 вариант Фамилия______________________ Имя__________________________ Дежурная мела пол. Света взяла кусочек мела. | 2 вариант Фамилия_______________________ Имя____________________________ Молоко налили в кружки. Дети посещают кружки. |
1 вариант Фамилия______________________ Имя__________________________ Дежурная мела пол. Света взяла кусочек мела. | 2 вариант Фамилия_______________________ Имя____________________________ Молоко налили в кружки. Дети посещают кружки. |
1 вариант Фамилия______________________ Имя__________________________ Дежурная мела пол. Света взяла кусочек мела. | 2 вариант Фамилия_______________________ Имя____________________________ Молоко налили в кружки. Дети посещают кружки. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1кл по теме: Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Презентация к уроку
Урок разработан в системе деятельностного подхода...

Урок русского языка 1кл по теме: Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Презентация к уроку
Урок разработан в системе деятельностного подхода...

Роль ударения в значении слов, которые пишутся одинаково.
Задачи: показать значимость ударения путём наблюдения, сравнения слов; развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память; учить рассуждать, анализировать; дать...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Деление слов на слоги", 2 класс
Цель урока- формирование умения делить слова на слоги.Задачи- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к умению делить слова на слоги;- формировать умения работать в парах;- формировать умения сра...

Технологическая карта урока русского языка «как устанавливать связь слов в предложении?», 2 класс
Тема урока «как устанавливать связь слов в предложении?»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о главных и второстепенных членах предложений, развитие...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...
