ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка "Влияние ударения на значение слов, которые пишутся одинаково" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Дмитриенко Карина Евгеньевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка "Влияние ударения на значение слов, которые пишутся одинаково" (2 класс) по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_russkiy_yazyk.docx28.69 КБ
Office presentation icon lesson5.ppt2.01 МБ
Файл samost.docx12.12 КБ
Файл zadanie_1.docx365.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка

2 класс

Тема: Влияние ударения на значение слов, которые пишутся одинаково.

Учитель: Дмитриенко К.Е.

МБОУ Заветинская СОШ №1

Технологическая карта урока открытия нового знания.

Учебный предмет: Русский язык.

Класс: 2

Тема урока: Влияние ударения на значение слов, которые пишутся одинаково.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для усвоения понятия «ударение».

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  5. Формирование широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
  6. Формирование установки в поведении на принятые моральные нормы;
  7. Формирование осознанного понимания чувств одноклассников, стремления прийти им на помощь;
  8. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).
  9. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в текст: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
  10. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Формирование представления о значимости ударения путем наблюдения, сравнения слов;
  2. Развитие орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти.

Оснащение урока:

Материалы для учащегося: учебник, карточки

Зрительный ряд: презентация, карточки.

Музыкальный ряд: музыкальная физминутка.

Задание для учащихся: с. 70 упр. 105, упр. 106.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин)

- Здравствуйте, ребята!

- Когда-то очень-очень давно зародилось поверье: если к людям в дом залетит птичка с разноцветными перьями, то весь этот день будет благоприятным. Все задуманное обязательно получится в этот день.

Я хочу подарить вам такую птичку. Я желаю вам, чтобы этот урок прошел очень плодотворно и успешно и все поставленные цели и задачи нам удалось реализовать!

На доску вывешивается картинка птицы.

Приветствуют учителя.

КУУД: умение выражать свои мысли.

ЛУУД: смыслообразование.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

- Откройте свои тетради и запишите число и классную работу.

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя. Вам нужно списать эти слова, вставляя пропущенную букву, поставить ударение в словах.

П…льто, к…рман, к…ртина.

Запишите эти слова.

- Что вы можете сказать о них?

- А какой слог мы называем ударным?

Записывают число и классную работу.

Записывают слова с доски.

- Это словарные слова с безударной гласной в первом слоге. Слова, которые обозначают неодушевленные предметы. Одно из них лишнее – картина: в нем три слога. Во всех словах ударение падает на второй слог.

- Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе.

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений (2 мин)

- Обратите внимание на слайд. Прочитайте внимательно текст.

- У вас на партах лежат картинки. Выберете из рисунков те, которые нарисовали бы вы.

- Покажите их.

- Итак, мнения разошлись. А как вы думаете, почему вы выбрали разные картинки?

Анишит Йокповна протянула Маше лист бумаги и карандаш. На листе сверху было написано: «Нарисуй замок, гвоздики и ирис».

Выбирают и показывают картинки.

- Потому что каждый из нас произнес слова по-разному.

ПУУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

#1069;тап целеполагания и построения проектов коррекции выявленных затруднений (2мин)

- Положите перед собой рисунки. Скажите, от чего зависит значение слова?

- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке должны выяснить?

- Какова тема урока?

- Какую цель мы поставим на этот урок?

- Какие картинки остались? Давайте вернемся к ним. предположим, что мне нужно нарисовать этот рисунок. Как вы ответите на вопрос, что вы рисуете?

- Что вы можете сказать о словах?

- Зачем же надо уметь правильно ставить ударение?

- Когда мы произносили слова, то ставили ударение по-разному.

- Как ударение может изменить значение слова.

- Влияние ударения на значение слов, которые одинаково пишутся.

- Научиться правильно ставить ударение в словах.

Слайд 3.

- Мы рисуем замОк.

Мы рисуем зАмок.

Слайд 4.

- Мы рисуем Ирис.

Мы рисуем ирИс.

Слайд 5.

- Мы рисуем гвоздИки.

Мы рисуем гвОздики.

- Слова написаны одинаково, но если по-разному поставить ударение, то произношение и значение слова меняется.

- Для точной передачи смысла слова.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

ПУУД: - структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

КУУД: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Физминутка (2 мин)

- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного подвигаться.

Физминутка.

Выполняют физминутку.

5. Этап реализации построенного проекта (8мин)

- Сейчас вы будете работать в парах.

Слайд 6.

- Посмотрите на экран. Прочитайте предложение. Найдите слова, которые одинаково написаны.

- Выпишите пары слов, значение которых зависит от ударения.

Слайд 7.

- Проверьте, такие ли пары слов у вас получились?

- Попробуйте сделать вывод.

- Что же тогда будет происходить?

Выполняют работу в парах.

Ответы детей.

- Значение слов может зависеть от ударения. Ударение не прикрепляется к определенному слогу, оно может менять свое место.

- Будет меняться и значение слова.

ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2 мин)

- Откройте учебники на с. 70, найдите упр. 105.

Что нам нужно сделать в этом упражнении?

- Для чего нам нужно сделать это задание?

- Выполним его по цепочке у доски.

- Обратите внимание на правило после упражнения. Прочитаем его.

- Какой вывод мы можем сделать?

- В каких случаях ударение может переходить с одного слога на другой?

- Обратите внимание на упр. 106. Что нужно сделать в этом задании?

- Для чего нам нужно сделать это задание?

- Что нам поможет в этой работе?

- А где нам его найти?

- Давайте выполним это задание.

- Придумайте свое предложение с каким-либо словом из упражнения.

Читают условие упражнения.

- Для того, чтобы выяснить как изменяется слово при изменении ударения.

Выполняют упражнение.

ПолЯ – пОле, кольцО – кОльца, странА – стрАны, землЯ – зЕмли, слезА – слЕзы, зимА – зИмы, травА – трАвы, росА – рОсы, горА – гОры.

Читают правило.

Ответы детей.

Ответы детей.

- Чтобы отточить умение правильно ставить ударение в словах.

- Орфоэпический словарь.

- На стр. 134.

Выполняют упражнение.

ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановка и формулирование проблемы.

РУУД: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

- Чему вы научились, выполняя это задание?

- А что нужно сделать, чтобы отточить это умение?

- Выполните самостоятельно следующее задание.

- У каждого из вас есть карточки с заданиями. В графе ФИ напишите свою фамилию и имя. Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах. Правильно расставьте ударение.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Выполните взаимопроверку по эталону со слайда. Аккуратно карандашиком исправьте ошибки своего соседа.

- Правильно ставить ударение в словах. Пользоваться орфоэпическим словарем.

- Самостоятельно выполнить подобные задания.

Самостоятельно выполняют работу по вариантам.

1 вариант. Дежурная мела пол.

Света взяла кусочек мела.

2 вариант. Молоко налили в кружки.

Дети посещают кружки.

Выполняют взаимопроверку по эталону.

ПУУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

РУУД: - взаимоконтроль и взаимопроверка по эталону;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в работу в случае с расхождением с истиной.

КУУД: - учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

8. Этап включения в систему знаний и повторения (9 мин)

- Давайте вспомним правило, которое мы с вами сегодня вывели.

- Русское ударение подвижное. Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях:

а) при изменении формы слова: горА – гОры;

б) при образовании нового слова: тИгр – тигрЕнок. Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение: кнИга, кнИгу, кнИгой.

ПУУД: - структурирование знаний;

- осознанное построение речевого высказывания.

РУУД: - контроль;

- коррекция в случае расхождения с истиной;

- оценка деятельности.

КУУД: умение выражать свои мысли.

9. Этап рефлексии учебной деятельности (6 мин)

- Чему мы с вами научились на занятии?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какую ставили цель в начале урока?

- Удалось ли ее нам достичь?

- Что было трудным или непонятным по новому материалу урока?

Домашнее задание.

- А теперь достаем свои дневники и записываем домашнее задание.

Рефлексия

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У каждого из вас есть листик. Напишите на нем свое имя. Обратите внимание на дерево на доске. Это дерево не простое, это дерево знаний. Прикрепите свой листик в соответствии с тем, как для вас прошел урок:

  • Если вам понравилась ваша работа на уроке, и вы усвоили новые знания, то прикрепите лист на дерево;
  • Если же этот урок вам показался скучным, и вы не приобрели новых знаний или у вас практически ничего не получилось, то прикрепите лист под деревом.

Ответы детей.

Ответы детей.

Записывают домашнее задание.

Проводят рефлексию своей работы на уроке.

ЛУУД: определение личной значимости урока.

РУУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

замок замок / /

Слайд 4

ирис ирис / /

Слайд 5

гвоздики гвоздики / /

Слайд 6

Висит замок. Стоит замок. Растут ирисы. Съел ирисы. Подарили алые гвоздики. Забили гвоздики.

Слайд 7

замок замок ирисы ирисы гвоздики гвоздики / / / / / /

Слайд 8

Девочка мела пол. Света взяла кусочек мела . Дети посещают кружки. Молоко налили в кружки. / / / /

Слайд 9

атлас атлас / /

Слайд 10

хлопок хлопок / /

Слайд 11

стрелки стрелки / /

Слайд 12

замок замок / /

Слайд 13

Спасибо! Молодцы!



Предварительный просмотр:

1 вариант

Фамилия______________________

Имя__________________________

Дежурная мела пол.

Света взяла кусочек мела.

2 вариант

Фамилия_______________________

Имя____________________________

Молоко налили в кружки.

Дети посещают кружки.

1 вариант

Фамилия______________________

Имя__________________________

Дежурная мела пол.

Света взяла кусочек мела.

2 вариант

Фамилия_______________________

Имя____________________________

Молоко налили в кружки.

Дети посещают кружки.

1 вариант

Фамилия______________________

Имя__________________________

Дежурная мела пол.

Света взяла кусочек мела.

2 вариант

Фамилия_______________________

Имя____________________________

Молоко налили в кружки.

Дети посещают кружки.

1 вариант

Фамилия______________________

Имя__________________________

Дежурная мела пол.

Света взяла кусочек мела.

2 вариант

Фамилия_______________________

Имя____________________________

Молоко налили в кружки.

Дети посещают кружки.

1 вариант

Фамилия______________________

Имя__________________________

Дежурная мела пол.

Света взяла кусочек мела.

2 вариант

Фамилия_______________________

Имя____________________________

Молоко налили в кружки.

Дети посещают кружки.

1 вариант

Фамилия______________________

Имя__________________________

Дежурная мела пол.

Света взяла кусочек мела.

2 вариант

Фамилия_______________________

Имя____________________________

Молоко налили в кружки.

Дети посещают кружки.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Карина\Desktop\русский\

C:\Users\Карина\Desktop\русский\

C:\Users\Карина\Desktop\русский\

C:\Users\Карина\Desktop\русский\

C:\Users\Карина\Desktop\русский\

C:\Users\Карина\Desktop\русский\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ударения в значении слов, которые пишутся одинаково.

Задачи: показать значимость ударения путём наблюдения, сравнения слов; развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память; учить рассуждать, анализировать; дать...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Деление слов на слоги", 2 класс

Цель урока- формирование умения делить слова на слоги.Задачи- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к умению делить слова на слоги;- формировать умения работать в парах;- формировать умения сра...

Технологическая карта урока русского языка «как устанавливать связь слов в предложении?», 2 класс

Тема урока «как устанавливать связь слов в предложении?»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о главных и второстепенных членах предложений, развитие...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...