Конспект урока по русскому языку на тему "Слова, которые так легко перепутать" 4 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку

Занкина Наталья Евгеньевна

Цели деятельности учителя: формирование ценностного отношения обучающихся к определению значения слов в контексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 27.04.18 г.

Школа: № 95

Класс: 4-1

Кабинет: № 302

Учитель: Богданова В.П.

Студент: 33 группы Занкина Наталья

Методист: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема «Слова, которые так легко перепутать»

Цели деятельности учителя: формирование ценностного отношения обучающихся к определению значения слов в контексте.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • Уметь определять значение слова в контексте.
  • Уметь выбирать из пары слов нужное и записывать предложения.

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение.
  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников.
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ» Каленчук М.Л., Малаховская О.В., 4 класс, 3 часть, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал

Челябинск, 2018

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический – работа с карточкой. Распределение слов по вопросам.

5 мин.

- Ребята, сейчас я вам раздам карточки. В них написаны слова, ваша задача распределить их в 2 столбика. В первый столбик записать слова, которые отвечают на вопрос чей?, а во второй столбик слова, которые отвечают на вопрос какой?. На выполнение этого задание у вас есть 3 минуты.

Живучий, пёсий, сорочий, тягучий, шипучий, горячий, линючий, заячий, дремучий, паучий, сыпучий, овечий, беличий, лягушачий.

ЧЕЙ?

КАКОЙ?

- Время вышло, проверяем. Поменяйтесь карточкой с соседом по парте, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего соседа. Ответы вы видите на экране. Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки.

- Молодцы ребята.

- Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос какой? А что, отвечающие на вопрос чей?

Чей?

Сорочий, пёсий, заячий, паучий, беличий, лягушачий, овечий

Какой?

Живучий, шипучий, горячий, тягучий, дремучий, сыпучий, линючий.

Р: коррекция

3.Постановка

 учебной задачи

Словесный - беседа

4 мин.

- Я хочу рассказать вам одну историю, послушайте её внимательно:

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный, - поправляет брата Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

- Ребята, кто по-вашему, прав?

- Поднимите руки те, кто согласен с Павликом и считает, что в данном предложении можно употребить любое из этих слов?

- А теперь поднимите руки те, кто считает, что Павлик ошибся в выборе имени прилагательного.

- Как вам кажется, почему мнения разделились?

- Чем похожи слова рыбий и рыбный?

- А чем отличаются?

- Откройте свои учебники на странице 153 и прочитайте тему нашего урока.

- Итак, тема нашего урока «Слова, которые легко перепутать».

- Какие цели вы поставите себе на этот урок?

- Потому что слова рыбий и рыбный легко перепутать, они очень похожи.

- Они похожи значением.

- Морфемным составом.

- Научиться определять значение слов в контексте и выбирать из пары слов нужное и записывать предложения.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей

К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли

Р: целеполагание.

4.Открытие

 нового знания

Словесный – беседа

Практический -письменная работа-упражнение

8 мин.

- Ребята, чем же похожи слова рыбий и рыбный?

- А что вы можете сказать о значении этих слов?

- На стр.153 прочитайте, что об этом говорит Евдокия Васильевна.

- Так какой же суп ел Павлик?

- Молодцы, верно.

- Открываем свои тетради, записываем число и классная работа.

Сейчас мы с вами будем выполнять 156 упражнение. Давайте прочитаем задание. (читают задание)

- Один человек выходит к доске и записывает предложение, остальные работают у себя в тетрадях. (записывает 1-ое предложение, выбирая нужное прилагательное и разбирает это слово по составу. Потом выходит второй ученик и записывает 2-е предложение)

- Итак, мы списали предложение и выбрали нужное слово. Теперь нам нужно разобрать эти прилагательные по составу.

- Верно.

- Сейчас ребята вы поработаете в парах. Вы будете выполнять устно упражнение 157. Выша задача в парах обсудить задание и выбрать подходящие по смыслу слова. На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты. Начнет тот, у кого волосы светлее.

- Время вышло, теперь будем проверять. Первая пара, какое прилагательное вы вставили в 1 предложение? Почему вы выбрали прилагательное обсудили?

Значения слов:

Обсудить – «разобрать, оценить, высказать свои соображения по поводу чего-либо».

Осудить – «выразить неодобрение, признать плохим».

Соседний – «расположенный вблизи, рядом».

Соседский – «принадлежащий соседям».

- А как вы думаете, какое слово из двух в последней паре предложений означает «наевшийся, утоливший голод», а какое – «питательный, которым можно наесться»?

- Молодцы, все верно.

- У них одинаковый корень и похожее звучание.

-  Рыбий – принадлежащий рыбе. Например, рыбий плавник. Рыбный – связанный с рыбой, с её добычей, покупкой, продажей. Например, рыбный запах.

- Павлик ел рыбный суп.

Рядом с домом расположен рыбный магазин.

За стеклом аквариума мелькнул рыбий хвост.

Рыбный, рыбий

- 1) Ребята шумно обсудили план похода. Все осудили его недостойный поступок.

2) Соседняя школа соревнуется с нашей. Соседская собака громко залаяла.

3) Сытый малыш быстро заснул. Мама приготовила вкусный и сытный ужин.

Сытый означает «наевшийся, утоливший голод», а сытный означает «питательный, которым можно наесться»

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Физминутка

2 мин.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся.

(видео)

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический письменная работа-упражнение

5 мин.

- Сейчас мы выполним упражнение 159. Прочитайте задание (читает 1 ученик).

- К доске выходит 1 ученик, остальные в своих тетрадях. Записывает предложение, вставляет подходящие слова и объясняет почему именно это слово вставил.

Этот травяной сбор (сбор разных трав), собранный на травянистых лугах (лугах, на которых растут травы), используют для лечения простуженных людей (людей, которые простыли) от простудных заболеваний (заболеваний, вызванных простудой).

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический - вставление пропусков

5 мин.

- Итак ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно.

Откройте свои рабочие тетради на странице 76 и найдите 73 упражнение. Давайте прочитаем задание. (читает 1 ученик)

- Кому не понятно задание?

- На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.

- Итак, проверяем. Возьмите простой карандаш и сверьте с эталоном. (ответы на слайде)

Как-то на даче подошёл к нам соседский Славка и говорит:

- А мой кот Тимофей за рыбой нырял.

Мы с усмешкой взглянули на Славку. К его выдумкам все уже привыкли.

- Не верите? – загорячился Славка. – Айда на реку.

- Сто раз тебе говорили – не завирай.

- Ладно, не верите, значит. А он нырял там, где тростник и тинистое (тина + ист) дно. Вообще он у меня все ест. Вчера ел грибной (гриб) суп и рисовую (рис + ов) кашу с вареньем. Не верите? Пошли, сами увидите.

Я не выдержал.

- Идём, - говорю.

И мы отправились к Славке (1 скл., Д.п.). Кот увидел нас, и тут же скрылся.

… На днях снова пришёл Славка и с ходу выпалил:

- Мой кот стащил и умял целый банан. Сенсация!

Все рассмеялись. И только папа серьезно спросил:

- С кожурой?

(О. Тихомиров)

Р: коррекция.

7.Включение в систему знаний

Практический письменная работа-упражнение

Словесный - беседа

7 мин.

- Сейчас мы выполним упражнение 158 в учебнике. Прочитайте задание. (читают задание)

- Ребята, правильно ли используются в предложениях выделенные слова?

- А что нужно сделать, чтобы исправить смысловые ошибки?

- Первый ученик выходит к доске и записывает 1 предложение, все остальные у себя в тетрадях.

- Нет, не правильно. Сытый может быть человек. А обед должен быть сытным.

- Нужно поменять слова местами и тогда будет все верно.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- Итак ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке.

- У вас на партах лежит карточка с «Лесенкой успеха». Те, кто понял новую тему, запомнил названия и признаки типов текстов, поставьте себя на верхнюю ступеньку «Лесенки успеха».

- Те, кто еще в чем-то не уверен, у кого остались вопросы, кто допустил ошибки в самостоятельной работе, - на 2, 3 ступеньки.

- Научиться определять значение слов в контексте и выбирать из пары слов нужное и записывать предложения.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)

Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен  в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...

Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть

Русский язык, 4 класс, 4 четверть  (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100»)  Тема: Упражнения в правописании ...