Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шершнёва Екатерина Игоревна

Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Слова-названия предметов разного рода»

2 класс

Тип урока: знакомство с новой темой.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Оборудовние:

1. Мультимедийная презентация.

2. Линейки «Шкала оценок» (у каждого ребёнка)

3. Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

4. «Копия письма»   (у каждого ребёнка)

5. Таблица для заполнения (у каждого ребёнка)

6. Текст письма у учителя

Ход урока.

  1.Этап самоопределения к деятельности

1.Организация детей к уроку.

2.  Психологический настрой к уроку.

1          2          3          4          5          

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 5. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 5. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

3. Минута чистописания: Оо.

В…рона, с…рока, м…роз, к…рова, п…года.

- Что общего в этих словах?

- Кто догадался, какую букву будем писать на минуте чистописания?

- Что знаете об этой букве?

2. Актуализация знаний.   

  1.  – Выполните задание:

     Найди лишнее слово (слайд 2):

Молодость, доброта, деловой.

Друг, написать, Лондон.

 - Почему  лишнее? (слово-признак,слово-действие – лишнее, остальные слова - предметы).

- Назовите тему нашего урока. (Слова-названия предметов)

- Что будем делать?

(Мы будем пополнять знания об этих словах) (слайд 3)

2. Обобщение о словах-названиях предметов.

 - Расскажите, все, что знаете о словах-названиях предметов.

(- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.

- изменяется по числам

- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.)

- Какие слова можно употреблять в речи вместо о словах-названиях предметов? (слова-помощники–ОН, МОЙ, ОНА, МОЯ, ОНО, МОЁ.)

 4.Классификация  слов-названий предметов.

- Что  можно сказать об этих словах? (словарные  слова) (слайд 4)

- Все ли слова словарные? (письмо)

 - Распределите слова на 2 группы по известным признакам (одушевленности и неодушевленности), отметьте орфограммы.  (два ученика выполняют задание у доски)                                                          

Что?                                                                          Кто?

Лопата,                                                                     Заяц,
газета,                                                                      ворона,
письмо,                                                                    воробей.      

Москва.

- Ребята,  что вы скажете о  работе ребят у доски? Если у вас в тетради была ошибка – отметьте на полях. (слайд 5)

  1.   Фиксация затруднения в деятельности.
  1. Чтение письма и его разбор.

– Я заметила, что слово письмо лишнее, оно не словарное. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя соседка Оля дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).

- Столица какого государства Лондон?

- На каком языке говорят в этой стране?

- Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Оля разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.

Письмо Майкла

     Здравствуй, мой любимый подруга Оля! Я часто вспоминаю нашу  встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

2.Обсуждение письма.

-Что вас рассмешило, а, может, удивило?

( Не знает русского языка.  Неправильно употребляет слова.)

4. Постановка учебной задачи.

1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)

-  Как правильно согласовать слова мы сможем объяснить Майклу разобравшись в теме урока: «Слова-названия предметов».

- Итак, задачи урока – понять, что такое род слов, научиться определять род слов-предметов. Сегодня мы говорим о словах только в единственном числе.

2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.

(Читают, исправляют ошибки. Два консультанта у компьютера исправляют текст.) (слайд 7).

Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.

3. Вывод

- Практически мы умеем правильно употреблять слова-предметы в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.

4. Физминутка.

5. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

     1. Исследовательская работа в парах.

- На 1 этапе: Выпишите  из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, можно помогать друг другу в парах. Писать карандашом, можно  исправлять.

 Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) (слайд 8)        

  • Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?
  • Запиши слова-помощники  в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.
  • Запиши в 1 столбик слова-предметы, которые называют  мужчин.
  •  Запиши во 2 столбик слова-предметы, которые называют женщин.

- Заполняют таблицу.

- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 9)

Проверьте друг друга в парах.

- Слова-предметы, какого рода называет мужчину?

- Назовите слова-помощники.

- Запишите в рамку- мужской род.

(Учитель открывает рамки в своей таблице.) (слайд 9)

- Слова-предметы, какого рода называют женщину?

- Назовите слова-помощники.

- Запишите в рамку- женский род. (слайд 9)

Итак, мы записали одушевлённые слова-предметы мужского и женского рода. В третий столбик ничего не записали.

 

  1. - Как вы думаете, только ли одушевленные слова-предметы могут быть женского и мужского рода?

- Продолжим наше исследование.

- На 2-ом этапе работы вам предстоит – распределить в группы слова-предметы, обозначающие неодушевленные предметы.

- Вернитесь к письму и найдите несколько слова-предметы неодушевлённых в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.

- Давайте возьмём несколько слов и определим их род. (дом, лото, молодость, встреча, общение) (слайд 10)

- Запишите слова в таблицу.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)

(слайд 11)

- Что вы заметили? (слово лото не записали)

- Почему?

- А как вы думаете, какой это род?

- Дайте свое название. (СРЕДНИЙ РОД)

- Какие слова – помощники могут быть у этого рода? (оно, мое средний род)

(слайд 12)

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Правильно?

- Давайте сделаем вывод.

- Каких родов бывают слова-названия предметов?

- Как определить род слов? (слайд 13)

- Я предлагаю вам отправить Майклу стихотворение – памятку:

«Секрет запоминания родов»

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

- Покажите, как надо в  словах определять род.

-  Придумайте своё слово.

Устно по алгоритму: вьюга- она моя-ж.р.

          7.Самостоятельная работа с самопроверкой

 1. - В письме Майкла вы увидели ПОСТ СКРИПТУМ. Он пишет, что пробовал подобрать к каждому слову-названия признака подходящее по смыслу слово-название предмета, надписать над ним род. Майкл прислал Оле свои слова, помогите ей напишите, какие слова можно вставить. Определи род слов.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

2. Взаимопроверка в парах

3.- Многие иностранцы не могут разобраться в наших фразеологических  оборотах, которые обогащают нашу речь. (слайд 14)

- Определите род слов-предметов и вставьте во фразеологический оборот.

Крутился, как  ______ в колесе.
Ловить каждое  _____ .
Зайти в  ______ .

8. Рефлексия.

- Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое род слов-названий предметов? Могу ли я определить этих слов?   Покажите на своих «Линейках оценок» своё количество баллов.

9. Домашнее задание

- Большое спасибо за ту помощь, которую вы оказали Оле. Майкл прислал ей открытки с видами  прекрасной столицы Англии. (слайд ). Думаю, вам стоит узнать больше об этом городе и выучить «Секрет запоминания родов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...

конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по родам"

Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК Школа Росии Автор учебника В.П. Канакина...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по родам" 3 класс

В разработке используются игровая технология, технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации обучения.Цели и задачи урока:Обучающие: ознаком...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж Планируемые результатыПредметные:-  правило написания...

Конспект урока по русскому языку "Изменения имён прилагательных по родам"

Конспект урока по русскому языку "Изменения имён прилагательных по родам"...