Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   начальная форма слов-названий предметов

        

  Цель:     создание условий для осознания и осмысления понятия  «начальная  

               форма слова названия предметов» путем  активизации познавательной

                 деятельности              

Задачи:  1.Формировать умение ставить существительные в начальную форму;

                  учить ставить слова названия предметов в начальную форму, стоящих

                   во множественном числе;

                  отрабатывать  навык работы  с Обратным словарем.

           2.Способствовать развитию у школьников высокого уровня    

                познавательной активности  и положительной  мотивации учения;  

                 развитию коммуникативных компетенций.                             .

           3. Воспитывать  познавательный  интерес  к  предмету.

                                                                                                                                                                                   

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).

Метапредметные:

Регулятивные

– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные

– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации;

- подведение под понятие (начальная форма).

Коммуникативные

- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.

Предметные:

- определять начальную форму слов-названий предметов;

- изменять слова-названия предметов по числам;

-  писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

Тип урока: урок применения знаний и овладение новыми умениями

Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания.

I.  Организационный момент

    Прозвенел опять звонок

   Начинается урок

   Должно на парте всё лежать

    дневник, учебник и тетрадь

   карандаш, линейка, ручка

   Вижу класс готов.

   А девиз у нас каков?

 - Больше дела,   меньше слов

II.  Чистописание

  Всем ворона и верблюд

  Вишни вёдрами везут.

  Волк из вишни в воскресенье

  Варит вкусное варенье.

Угадайте правописание какой буквы мы будем сегодня повторять. (Вв)

( На доске делаю показ, дети пишут  в тетрадях)

- А теперь назовите три слова-названия предметов, отвечающих на вопрос кто? Запишите их. (ворона верблюд волк)

- Какое лишнее? Почему? ( лишнее – ворона, т.к. птица). Что ещё знаете  об этом слове? (словарное слово)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока

Прочитайте тему нашего урока.  Начальная форма слов-названий предметов (тема урока записана на доске)

- Вы,  конечно, помните, что такое начальная форма слов, называющих предметы? – спросила Анишит Йокоповна.  Миша и Маша  смущённо молчали.

А вы можете ответить на этот вопрос?

- Так значит, мы уже что-то знаем по данной теме?

Знаем :

- есть слова названия предметов;

-они отвечают на вопрос кто? что?

-изменяются по числам, могут быть ед.ч и мн.ч.

-начальная форма слова названия предмета отвечает на вопрос кто? что?

Соотнесите свои ответы с подсказкой Летучей Мыши. Сделайте вывод, правы ли вы?  (стр. 9)

Не знаем:

- можно ли слова названия предметов мн. числа поставить в начальную форму;

-все ли слова названия предметов мн.числа являются начальной формой слова.

 Сформулируйте цели урока?

Начинайте со слова   научимся …

Научимся ставить слова- названия предметов в начальную форму.

Научимся изменять слова названия предметов по числам

- Где мы можем сейчас узнать то, чего еще не знаем?

- Приступим к заданию с.10 упр. 4. Выполняя, это упражнение мы научимся, ставить слова - названия в начальную форму и проверим, всегда ли можно поставить слово-название предмет в форму единственного числа.

        

- Работаем по заданию учебника (мини-исследование)

- Прочитайте по цепочке слова. В какой форме все они стоят? (они – это форма мн. числа).

Можно ли поставить 1, 3 и 4 слова в форму ед.числа?

( Лыжи – не имеют форму ед. числа. А сапоги и варежки – можно. Форма ед. числа и будет начальной формой этих слов.)

- А второе слово деньги?

 ( Нельзя. Хотя в старину слово деньга с ударением на последнем слоге есть – так называли мелкую монету. Но это слово не является формой ед. числа слова  деньги.)

IY. Физкультминутка

Проверим ваше внимание!  Я буду произносить слова и предложения. Если услышите предложения – приседайте с вытянутыми руками, если слова – делайте наклон вперёд.

- А что обозначают слова сени и ясли?

- Где мы можем это узнать? ( В толковом словаре)

-Продолжаем работать в парах, договоритесь, кто какое слово будет искать.

- Кто нашел? (этих слов нет в словаре)

Наш словарь в учебнике не может вместить все слова. Учащиеся зачитывают из другого словаря.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Ясли – кормушка для скота, прикреплённая к стенке.

Ясли – воспитательное учреждение для детей до трёх лет.

Можно ли эти слова поставить в форму ед. числа? (нельзя)

Неужели у этих слов нет начальной формы?

- Как отвечает на этот вопрос Летучая мышь?

- Прочтите про себя и проговорите друг другу.

Итак, какой сделаем вывод? (Если у слова, называющего предмет, есть только форма  мн.числа, то эта,  и будет начальной формой слова).

Читаем задание в учебнике. Теперь договоритесь, кто будет выписывать слова, у которых есть форма ед. числа, а кто будет выписывать слова у которых нет формы единственного числа ( т.е. только форма мн.числа ).

1 группа                                                      2 группа                            

Сапоги-сапог                                             деньги                                                                                                      

Варежки-варежка                                      лыжи                  

Чулки-чулок                                               очки

Носки-носок                                               брюки

Туфли-туфля-туфель                                 грабли

Ладоши-ладонь                                          ясли

Уши-ухо                                                      сени

                                                                      пони

Y. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Самостоятельная работа Т.2 упр. 6

YI. Подведение итога урока

- Над какой темой урока сегодня мы работали?

- Какие цели ставили для себя?  ( ставить слова- названия предметов в начальную форму и  изменять слова названия предметов по числам)

 - Как вы считаете, мы выполнили задачу нашего урока?

- Что мы узнали о словах- названиях предметов, стоящих во мн. числе? ( Если оно имеет форму ед. числа, то н.ф. будет ед. число. А если имеет форму только мн. числа. То это и будет его начальной формой).

Рефлексия урока

Домашнее задание   Рт. 2  стр.7 упр. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...

Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...

Конспект+презентация урока по русскому языку "Окончания слов-названий предметов" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс...

Конспект урока русского языка "Начальная форма слов-названий предметов" (УМК "Перспективная начальная школа, 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать:...

Конспект урока по теме "Начальная (неопределённая) форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:Уметь: определять неопределенную форму глагола по вопросам;правиль...

Конспект урока по окружающему миру "Формы земной поверхности" " (2 класс) (УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные:− знать формы земной поверхности;&minu...

Конспект урока по окружающему миру "Формы земной поверхности", 2 класс

Материал содержит конспект урока и презентацию по данной теме....