Главные вкладки

    Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Калачева Екатерина Михайловна

    Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon alfavit.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 1-м классе по теме:

    "Русская азбука, или алфавит"

    Цели:

    • обобщить первоначальные сведения об азбуке,
    • определить роль алфавита в жизни людей,
    • формировать умение пользоваться алфавитом,
    • способствовать постепенному запоминанию алфавита,
    • развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету,
    • воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

    Оборудование:

    алфавит (таблица),

    буквы алфавита,

    домики для букв,

    учебник В.П. Канакиной  “Русский язык 1 класс” (Москва “Просвещение” 2012),

    карточки для игры “Алфавит – художник”.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

    Учитель.

    Отгадайте загадку.

    На странице букваря
    Тридцать три богатыря.
    Мудрецов – богатырей
    Знает каждый грамотей.

    Дети. Азбука. Алфавит.

    Учитель. А как вы догадались? (Дети отвечают)

    Так что это: алфавит, или азбука?

    Дети. Можно сказать алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: это буквы, расположенные в определённом порядке.

    Учитель. Какие вы знаете ещё загадки об алфавите?

    Дети.

    Сели на странички
    Тридцать три сестрички.
    Сели рядом – не молчат,
    Нам загадки говорят. (Алфавит)

    Тридцать три богатыря
    К нам пришли сюда не зря.
    Изучая их секреты,
    Ты на всё найдёшь ответы.
    Но скажи-ка нам пока,
    Как зовут их ?.. (Азбука)

    Буквы – значки, как бойцы на парад,
    В строгом порядке построены в ряд,
    Каждый в условленном месте стоит
    И называется … (Алфавит)

    Учитель. 

    Как образовались слова “алфавит”, “азбука”? Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая –  “Вита”. Отсюда – слово алфавит.  

    Сегодня мы продолжаем изучать тему “Русская азбука, или алфавит”.

    3. Этап закрепления знаний.

    Учитель. Зачем нам нужно изучать эту тему?

    Дети.

    Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

    Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

    Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

    Справочники составляются по алфавиту и т.д.

    Учитель. 

    Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а  правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия.  Назовите буквы по порядку. (Дети называют) Что мы знаем о русской азбуке?

    Дети. В русской азбуке тридцать три буквы.

    Учитель. Вот домики для букв. Давайте заселим буквы.

    Белый домик

    Синий домик

    Красный домик

    Буквы, которые обозначают гласные звуки (красный домик).

    Буквы, которые обозначают согласные звуки (синий домик).

    А этот домик для каких букв?

    Дети. Для ь и ъ. Так как эти буквы звуков не обозначают.

    Учитель. Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки,  21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.

    Учитель.

    Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.

    Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.

    Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.

    Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.

    В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

    Волк, коса, щель, зубр.

    (Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение)

    Учитель. В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?

    Дети. Вол, оса, ель, зуб.

    Учитель. Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.

    Вол, ель, зуб, оса.

    Учитель. 

    “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка. Какие задания можно предложить? (Раскрасить, самим. Попробовать составить аналогичное задание)

    4. Итог.

    Учитель. Над какой темой мы сегодня работали?

    Дети. Алфавит, или русская азбука.

    Учитель. Что такое алфавит? (Дети отвечают)

    Назовите буквы алфавита по порядку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

    Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские  писатели"....

    Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

    Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

    Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

    Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

    Урок литературного чтения во 2 «Б» классе по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности

    Тип урока: Урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, группова...

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

    Цель урока - чтение с предвосхищением, перекодировка текста в схему, работа над выразительностью чтения....

    Конспект урока по речевой практике в 4а классе на тему: «Русская народная сказка « Петушок- золотой гребешок»».

    Конспект урока по речевой практике в 4а классена тему: «Русская народная сказка« Петушок- золотой гребешок»»....