Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

 

Цель урока:

-научить выделять грамматическую основу в простом и сложном предложении.

-развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

-прививать интерес к русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 3 «А» классе.

Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Цель урока:

-научить выделять грамматическую основу в простом и сложном предложении.

-развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

-прививать интерес к русскому языку;

Адаптационный этап  ( 12 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

- Ребята, на свете есть такая страна, в которой люди ходят прямо по воде. Кто-нибудь знает, как она называется? (Это Россия, ведь снег – это ни что иное  как вода в одном из своих 3 состояний).

- А чтобы узнать о грандиозном событии в нашей стране, нужно раскрыть пазлы.

  1. Орфографическая разминка.

(На доске в пазлах записаны  слова с пропущенными буквами. Вставив пропущенные слова, открываются элементы картинки, а из пропущенных слов составляют слово.)

Отечество, солнце, зима, Мария, аппетит, вишнёвый, каток, гололёд, часы.

- Что такое Олимпиада? Обратимся к словарю.

- Где и когда будет проходить Олимпиада? (Зимние Олимпийские игры 2014 — впервые в истории России пройдут с 7 по 23 февраля 2014 года в российском городе Сочи.) В каком городе проходила летняя Олимпиада 1980 года?

- Вся страна с нетерпением ждет зимних Олимпийских игр. Наверное, нет человека на земле, который был  бы равнодушен к этому грандиозному зрелищу. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты решают, в какой стране проводить игры. Тренируются будущие участники, волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…И наконец,  раз в четыре года, знаменательный  день настаёт 

- А с 7 по 16 марта состоятся Параолимпийские игры.

- Что такое Параолимпийские игры? (Обращение к словарю).

- Как известно, Олимпийские игры не проходят без выбора талисмана. Это добрая и красивая традиция. Впервые талисманов Олимпиады представляли и выбирали все жители нашей страны. Любой мог предложить свой вариант.

- Какие талисманы будут представлять Олимпиаду в Сочи? (Леопард Барсик, Медвежонок Полюс и Зайка Стрелка).

-  А вот какие зимние виды спорта будут представлены на Олимпийских играх 2014,  нам предстоит узнать.

Девиз олимпийцев: «Быстрее» Выше! Сильнее!»

Девиз нашего урока звучит так:  «С малой удачи начинается большой успех».

-Как выдумаете, какие качества присущи спортсменам – олимпийцам?  

- А какие из них пригодятся нам на уроках?

  1. Повторение изученного материала.

Запись под диктовку. Задание: найти главное слово и поставить вопрос к зависимому. (2 ученика у доски).

Одержать победу, ловкий соперник, лёд на катке, грустные болельщики, хоккей с шайбой, золотая медаль, началась игра.

- Почему нельзя определить главное слово в последнем случае?

- Задание: устно составить предложение с любым из словосочетаний. Дать ему характеристику.

  1. Определение темы и цели урока.

На доске схемы простого и сложного предложения.

- Попробуйте сформулировать тему урока при помощи ключевых слов и графических схем.

- Посмотрите внимательно на схемы и попробуйте предположить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. (находить главные члены предложения).

- А на сколько хорошо мы умеем находить грамматическую основу в простом предложении нам поможет разобраться тренажёр.

  1. Тренажёр «Найди главные члены предложения» (цепочкой).
  2. Подготовка к изучению новой  темы. Постановка проблемы.

Зима.

Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, деревья стоят в серебре. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду! Трава заблестит от росы.

- Прочитайте текст. Зачеркните лишние предложения. Объясните свой выбор. Запишите восстановленный текст.

Зима.

Побелели поля. Тонким льдом покрылась река, деревья стоят в серебре. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду!

- Найдите нераспространённое предложение.

- Прочитайте предложения, в которых отсутствует подлежащее.

- Найдите  словосочетания в предпоследнем предложении.

- Найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

- Охарактеризуйте последнее предложение.

- Чем отличается от других 2 предложение? (2 грамматические основы)

- Можно ли это предложение разделить на 2 простых? Каким образом?

- Как называется такое предложение? Почему?

  1. Составление сложных предложений из двух простых.

Перед вами  по 2 простых предложения. Давайте попробуем составить сложные.

Днём выглянуло солнышко. Лёд растаял.

Саша хотел гулять до вечера. Мама позвала домой.

- С какой проблемой мы столкнулись? Может быть нельзя соединить эти 2 простых предложения?

8. Основной этап (20 мин.)

Самостоятельное получение знаний.

- Прочитайте объяснение нового материала на с. 115.

-Какие союзы используются в сложном предложении?

- Какие другие служебные слова могут в них использоваться? А могут быть без союзов?

- Как отделяются на письме части сложного предложения?

9. Составление сложных предложений.

- Составьте сложные предложения и найдите в них грамматическую основу.

Днём выглянуло солнышко. С крыши закапали сосульки..

- Какой союз использовали?

Вечером мороз крепчал. Дети домой не спешили.

- Какой союз здесь использовали

- Как вы думаете, можно соединить 3 части. Давайте попробуем.

Серёжа катался на лыжах. Саша расчищал снег. Маша возила на санках куклу.

- При помощи  чего соединяются части сложного предложения.

Каким знаком отделяются части?

Вывод.

  1. Самостоятельная работа. 

Упражнение 84 с. 115. ( устно).

- Каким образом соединены части сложного предложения. Какой знак стоит между частями?

10. Физминутка

1,2,3 – на месте шаг,

Палки лыжные в руках.

Мы в перёд руками вертим,

Поднимем в классе ветер.

А теперь назад покрутим,

Снова лыжниками будем.

1 – хлопок, 2 – хлопок

И за парты сядь, дружок.

11. Закрепление материала.

(Составить сложные предложения и подчеркнуть в них грамматическую основу). Упражнение 85 с. 115. ( устно).

( 2 учащихся работают на карточках на интерактивной доске)

1.Ночью выпал пушистый снежок. Мы с друзьями побежали на каток.

Лена взяла санки. Паша вынес лыжи.

Ребята прибежали на пруд. Каток замело снегом.

2.Мальчики стали расчищать площадку. Девочки возили снег на санях.

Работа кипела. Дети работали дружно.

Скоро каток был готов. Ребята радостно катались до вечера.

Физминутка для глаз. (Зимние виды спорта).

12. Беседа о зимних видах спорта. 

- Какие зимние виды спорта вы знаете? А какие заявлены в Олимпиаде попробуем отгадать.

13. Тестирование. Контроль знаний.

- Каждый из вас смог проанализировать свои знания по теме «Главные члены предложения». Попробуем сделать выводы. Представьте, что вы являетесь диктором телевидения, который сообщает новости с нашего урока. Кто хочет попробовать?

14. Итоги. Рефлексия.

На стол ставится рамка-имитация телевизора. Выходит ученик и читает текст.

Добрый день, дорогие телезрители! Вы смотрите информационно-познавательную передачу «Итоги». Сегодня ребята  3 «А»  класса познакомились со сложным предложением. Теперь они знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, что, потому что, поэтому, чтобы, между частями сложного предложения ставится запятая. ( с пропущенными словами)

- А теперь каждый из вас попробует оценить свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"

Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока Русский язык. 4 класс. Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.

Русский язык. 4 класс.Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.Цель: Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях; уточнить знания о синт...

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....