Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока русского языка  2 класс

Тема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_morozovoy_l.a.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Людмила Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ№7

Номинация:  «Из методической копилки». Лучший урок в формате ФГОС

Образовательная система  “Начальная школа XXI века”.

Конспект урока русского языка  2 класс

Тема урока:  «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Цель урока: знакомство с правописанием суффиксов –онок-  -енок-,  отработка алгоритма применения правила.

Формирование универсальных учебных действий:

1.Личностные УУД

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

2.Регулятивные УУД

Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

3.Познавательные УУД

Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме и применение знаний на практике, умение анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.

4.Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать  в паре.

5.Предметные УУД

 Организация  наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-; знакомство с правилом написания; отработка алгоритма применения правила.

Формирование умения работать в парах, культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия. Развитие наблюдательности, умения делать умозаключения, орфографической зоркости

Литература:

 1) Русский язык, учебник, 2 класс С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. и др. М. : Вентана-Граф, 2009. Часть первая.

2) Пишем грамотно : 2 класс : рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Оборудование:

1)Компьютер, проектор, экран, документ – камера.

Демонстрационный материал:

1)презентация; 2)картинки; 3)эталон  написания суффиксов –онок-,  -енок-

Раздаточный материал:

листы для парной работы; карточки со словами.

Схема содержания урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1.

Мотивация к учебной деятельности.(1мин.)

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

 2)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

-Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

  Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

-формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на  каждом этапе урока уроке.

2.

 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. (3-4 мин.)

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

 2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

 3) фиксация учащимися затруднений.

Дети отгадывают букву, с которой будут работать на минутке   красивого письма. Это буква  м.

Вспомнить  и  закрепить каллиграфическое письмо буквы м

Дети прописывают буквы м М.

Дети отгадывают    слово медведь

-Записать и запомнить написание словарного слова  медведь

(Дети ставят ударение и выделяют безударную  гласную, образуют однокоренные слова.)

Дети отвечают на вопросы.

(Медвежонок)  

-С помощью суффиксов.

-Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-онок-енок-

Минутка чистописания

-Послушайте и отгадайте,  с какой буквой сегодня мы будем работать на минутке чистописания.

Эта буква обозначает  согласный звук, бывает мягким, твердым,  звонким, встречается в словах мед, малина, мама.

-Правильно , это буква м

- Какую цель поставим?

-Пропишем  заглавную, строчную буквы.

Работа над словарным словом.

-А сейчас послушайте сказку  и отгадайте  о ком идет речь. (приложение №1) Слайд 2

-Ребята, это новое словарное слово.

- Какую цель поставим на этом этапе урока?

-Запишите это слово, поставьте ударение, обозначьте букву, которую нужно запомнить. Образуйте  однокоренные слова:  самка

медведя, детеныши медведя, берлога чья? Слайд 3

- А как зовут детеныша медведя?

- Давайте, поиграем в игру,

вам нужно образовать от данных слов названия детенышей. Слайд 4-7

-С помощью какой части слова вы образуете эти слова?

-Что такое суффикс?

- С помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

Формирование личностных, регулятивных,     познавательных УУД. Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание  в соответствии  с поставленными задачами.

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые  простые правила. Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке, планировать свои действия.

3.

 Выявление места и причины затруднения.(4 мин.)

  1) выполняется реконструкция выполненных операций, где возникло затруднение;

 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют затруднения.

-Нет,   у нас затруднение.

-Не знаем правила.

 

Цель: познакомиться с правописанием суффиксов  - онок-,-енок-.

Учащиеся делают вывод

После мягких согласных , кроме ч, пишется –енок-,

 после твердых и ч – онок-

-Можем записать эти  слова?

-Почему возникло затруднение ?

-Выход из этого затруднение и будет темой нашего урока.  Тема нашего урока  «Правописание суффиксов –онок-,-енок-».

-Сможете самостоятельно поставить цель нашего урока.

- Попробуйте понаблюдать за словами ( слова на слайде 8)  одинаково  ли записаны суффиксы  и сделайте вывод.

Формирование личностных, коммуникативных,

познавательных УУД. Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

4.

Построение проекта выхода из затруднения. (7мин.)

Устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

Дети читают правило и сравнивают со своими выводами.

– Нет, т.к. после [ч’] пишется -онок-.

– Нет, т.к. еще и после [ч’].

– Нет, знания надо закрепить.

– Тренироваться.

-Научиться писать  слова с   суффиксами  –онок-,     -енок-.

-План действий.

Дети читают алгоритм и

 комментируют свои действия.

Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”, стр.113.

– Проверим, как вы его запомнили. Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?

– Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?

– Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

– Как закрепить полученные знания?

-Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе  урока.

-Чтобы вы  смогли сами применить  правило на практике, я вам предлагаю  познакомиться с алгоритмом  (учебник стр.113) Слайд 9

-Что такое алгоритм?

-Прочитайте каждый шаг  алгоритма  и поясните, что вы на каждом этапе  будете делать.

Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Формирование регулятивных УУД

(целеполагание, планирование),

познавательных УУД (общеучебные, логические действия, постановка и решение проблемы),

коммуникативных УУД (умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем).

5.

 Реализация построенного проекта.(7 мин.)

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение

Дети получают задания на карточках.  Приложение 2

1.Прочитайте слова каждого столбика.

2.Сравни их.

3.Попробуй выделить части слова,  сделай вывод.

4.Изобрази графически.

Ребята,  анализируя слова в столбиках,  делают вывод:

 После мягких согласных , кроме ч, пишется –енок-, после твердых и ч – онок-.

          Станции

-Да , смогли.

-Применить свои знания на практике  в более сложной ситуации.

-А теперь закрепим алгоритм  на практике.

-  Я предлагаю работать в парах.

-Если возникнут вопросы,  поднимайте руку.

-Молодцы!

 

-Смогли вы преодолеть затруднение?

-Что мы теперь можем делать.

Работа в парах

Формирование личностных, регулятивных

(контроль,  оценка, коррекция)

познавательных (общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия); коммуникативных УУД.

6.

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(6мин.)

На данном этапе

учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Дети выполняют физкультминутку.

-Закрепить правило на практике.

Дети выполняют упражнение  по вариантам.

Каждая группа читает слова, которые выписала.

 Дети еще раз повторяют правило

Физкульминутка  

Когда вы слышите слова с –енок- присесть  с -онок-  подпрыгнуть

-Лосенок теленок галчонок тигренок бельчонок.

-Молодцы, а сейчас применим свои знания на практике.

Давайте поставим цель этого этапа урока.

 Откроем учебник  на странице  114  и выполним упражнение №1

Задание:

Записать слова  буквами.

Первый вариант с суффиксом  –онок-, второй вариант с –енок-

Даны слова:

Стри[жонок],  бель[ч’онок], цып[л’онок], сло[н’онок], гра[ч’онок], ли[с’онок], индю[шонок], ры[с’онок].

Проверка.  Слайд 9

У кого возникли затруднения? Еще раз повторим правило.

Работа по вариантам

Формирование личностных,

коммуникативных, познавательных УУД.

7.

 Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(5 мин.)

(индивид.  форма работы)

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Дети самостоятельно выполняют упражнение.

Самопроверка по образцу ( у каждого ребенка эталон  выполнения упражнения).

Приложение 4

Дети еще раз повторяют правило.

-А мы продолжаем применять свои знания на практике,  т.е.  закрепляем правило.

 -Выполним упражнение, в задании , которого необходимо  записать названия детенышей

-У кого было затруднение, т.е. предыдущая работа  была выполнена  с ошибками -  может пользоваться подсказкой. (Приложение 3)

-Ребята, сначала обратите  внимание на звук, который стоит перед суффиксом, а затем  записывайте слова.

Личностные УУД

( самоопределение  в выборе сложности задания.)

Регулятивные УУД

(планирование , контроль, коррекция выполненного задания).

Коммуникативные УУД (участие в обсуждении проблем, продуктивное взаимодействие и сотрудничество)

8.

 Включение в систему знаний и повторение.(8мин.)

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания разноуровнего характера.

 Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения  новых способов действий.

Дети по выбору, оценивая свои знания по новой теме, выполняют задания.

-У кого возникли затруднения?

  Повторить еще раз правило.

-У кого были  затруднения,  выполняют в  рабочей  тетради   упражнение №3 (вставить пропущенные буквы  в словосочетании)

У кого затруднений не было  упражнение № 2 (самостоятельно образовать слово и записать предложение.)  Проверка инд. на карточках.

Дети еще раз делают вывод

-Что нужно знать, чтобы правильно написать  слова  –с - онок-, -енок-?

-У кого не было затруднений?

-Молодцы!

Разноуровневые задания

Формирование личностных

(самоопределение);

коммуникативных, познавательных,

регулятивных (контроль коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) УУД.

9.

Рефлексия. (3мин.)

Самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Дети оценивают  свою работу на уроке.

Учить правило, еще раз потренироваться в написании слов суффиксами –онок-,-енок-.

 

Дети получают отметки записывают и разбирают  домашнее задание.

-Какую цель вы перед собой ставили?

-Удалось ли достичь цели?

-Кто из вас сам смог открыть новое знание?

-Кто встретил трудности? В чем? Почему?

 -Оцените свою работу

1.Я все понял, но есть вопросы.

2.Я все понял, могу работать по эталону.

3. Я все понял, могу работать, объяснять другим.

-Что будете делать дома?

Домашнее задание: выучить правило, упражнение  2 стр.  114, а  по выбору составить предложения со словами на наше правило.

-Молодцы! Мне очень понравилось ,как  вы  работали.

Отметки с комментированием.

Урок окончен.

Самооценка учащихся

Регулятивные УУД: -формирование  умения контролировать, оценивать  и корректировать свои действия,

-формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности. Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов.

Приложение 1.

Жил-был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтыгиным», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем».

А любил он больше всего... мёд. Как услышит запах мёда - прямо голову теряет! А перед друзьями своими оправдывается:

 - Так мёд ведь! Мёд ведь!

Вот и прозвали его «медведь». Стал он своё новое имя носить, а точки над буквой «Ё» в этом имени так и вьются  над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой, да и смахнул точки. И стал с тех пор называться медведь и писаться с буквой «Е».

Приложение  2

лосенок      медвежонок

теленок      бельчонок

лисенок     мышонок

        Приложение 3

Волч…нок, лос…нок, лис…нок, бельч…нок, лис…нок, тигр…нок, льв…нок, олен…нок, мыш…нок, страус…нок.

Приложение 4

Волчонок, лосенок, лисенок, бельчонок, лисенок, тигренок, львенок, олененок, мышонок, страусенок.