Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бондарь Людмила Алексеевна

Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века .

 При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 2 «а» класса, большинство которых имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей и состояния их здоровья. Данный урок является первым по теме: « Правописание суффиксов» и  спроектирован как урок с использованием приёмов технологии проблемного обучения. Материал урока соответствует требованиям программы. Урок по целеполаганию  - урок  « открытия» нового знания. Новые знания дети получили в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новое правило они пытались сформулировать  сами. В завершение подводили итог обсуждения и дали общепринятую формулировку новых алгоритмов действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov_-onok-_-yonok.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание слов с  суффиксами –онок-, -ёнок-»

Педагогические задачи: познакомить с правилом написания суффиксов –онон-, -ёнок-; отрабатывать алгоритм применения правила.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся грамотно писать суффиксы –онок-,-ёнок-; решать учебные и практические задачи – отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в корне.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки  компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: общеучебные – познакомить с новой группой суффиксов; ;

логические : - проведение  звукового анализа слов; использование алгоритма выбора написания суффиксов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по усвоенному  алгоритму с использованием необходимых средств; определять конкретные практические  результаты  деятельности.

Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

Личностные:  расширяют познавательные интересы; владеют общими логическими приёмами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий.

  1. Самоопределение к деятельности . Организационный момент..
  2. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы урока

  1. Отгадайте загадки:

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

 

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

 

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

 

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага -

Есть копыта и рога! (Лось)

 

Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (Тигр)

    Из берлоги слышен храп -

   Спит хозяин, косолап.

  Всю округу замело,

  Но ему во сне тепло. (Медведь)

 - Давайте назовём  слова, обозначающие их детёнышей.

- Чтобы записать эти слова, нужно ли знать  какое-то правило для их написания или нет?

- Какие затруднения у вас появились?

- В  каком случае писать –онок-, а в каких –ёнок-?

  1. Сформулируйте тему урока.

Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-

  1. Построение проекта выхода из затруднения.
  1. Учебник – страница 53. Прочитайте  тему урока.

-Давайте понаблюдаем когда пишется в суффиксе -о-, а когда –ё-?

- Обратите внимание на согласный звук, который стоит в слове перед суффиксом?

- Какие звуки стоят перед  суффиксом – онок-? (Твёрдые и  мягкий звук [ч,])

- А какие звуки стоят перед  суффиксом – ёнок- ( Мягкие звуки, кроме[ч,])

  1. Проверим свои предположения, прочитав материал Рубрики «Тайны языка»

 -Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс – ёнок-?

( Нет, так как после мягкого согласного  звука  [ч,] пишется суффикс –онок-)

- Можно ли сказать, что  только после  твёрдых  согласных пишется суффикс – онок-?( Нет, так как после мягкого согласного  звука  [ч,] пишется суффикс –онок-)

- Можно ли сказать, что суффикс – онок – пишется после всех шипящих звуков? ( Да.)

IV. Физминутка .

V. Алгоритм применения правила.

  1. Введение алгоритма применения правила. Прочитаем Рубрику «Подсказка».
  2.  Алгоритм читается вслух, примеры разбираются с одновременной записью рассуждением на доске.

Определяю суффикс -онок- или -ёнок-

  1. Выделяю корень.
  2. Определяю, какой согласный звук перед суффиксом.
  3. Если мягкий согласный, кроме [ч`] – пишу -онок-

Если твёрдый согласный и [ч`] – пишу -ёнок-

V I. Систематизация и обобщение изученного материала.

  1. Выполнение упражнения 1 на стр.121., слова записываются в два столбика.

- На какие звуки будут заканчиваться корни слов первого столбика?

- Будут ли во втором столбике слова, корни которых оканчиваются на звук [ч,]? ( Последняя буква корня подчёркивается, суффикс выделяется)

2) Дальнейшая отработка правила. Работа в тетради «Пишем грамотно».

- Упражнение 1

VI I.  Закрепление  

 Упражнение  2, 3 самостоятельно.

V III. Домашняя работа .

Х. Рефлексия .