Главные вкладки

    Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
    план-конспект урока по русскому языку по теме

    Кавтаськина Анастасия Николаевна

    Конспект урока построен по программе "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx22.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж

    КОНСПЕКТ УРОКА

    по русскому языку

    во 2 «В» классе МБОУ СОШ №13

                                                                               Выполнила: студентка 42 группы

                                                            специальность 050719.52

                                                                 «Коррекционная педагогика

                                                               в начальном образовании»

                                                         Кавтаськина Анастасия

                                 Методист

                                                Севостьянова О.В.

                                                   ________________

                                Учитель

                                               Захардяева О.Ю.

                                                    _________________

    г. о. Самара, 2013 – 2014 учебный год

    Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

    Цель: Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

    Задачи:

    1. Развитие умения выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
    2. Развитие умения слушать и понимать других.
    3. Воспитывать любовь к родному языку.

    Оборудование: презентация, учебник, тетрадь.

    Ход урока

    І. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анастасия Николаевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь.

    ІІ. Минутка чистописания.

    - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: пятое декабря, классная работа.

    - Подберите к слову береза однокоренные слова?

    (березовый, березовая, подберезовик).

    - Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

    - Какая общая часть в этих словах?

    (берез).

    - Как называется эта общая часть?

    (корень). Выделите корень в этих словах.

    ІІІ. Словарная работа.

    - На доске записаны словарные слова: б_рег, в_тер, м_ре, п_рус, с_дно, к_рабль. Вставьте в них пропущенные буквы, устно.

    (Берег, ветер, море, парус, судно, корабль).

    - К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные).

    - Что можно определить у имени существительного? (род и число).

    - Давайте определим род и число в этих словах – работа у доски.

    (Берег – муж. род, ед.число; ветер – муж.род, ед.число; море – ср.род, ед.число; парус – муж.род, ед.число; судно – муж.род, ед.число; корабль – муж.род, ед.число). 

    IѴ. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

    - Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике на странице 89.

    - Что вы видите на центральном кадре? (Вову и Петю).

    - Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)

    - Что же получится? (Слово корешок).

    - Что же такое -ок? (Это суффикс.)

    - Как вы думаете, какая будет тема урока? (Суффикс).

    - Откройте учебник на странице 89, найдите упражнение 123. Прочитайте задание: Прочитай слова. Что общего у этих слов? Вспомни, как называется эта часть. Изменяет ли она смысл слова.

    - Найдите общую часть в словах. Какая это часть?(-ок-).

    - Как она называется? (Суффикс.)

    - Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)

    - Где находится суффикс в словах? (После корня.)

    - Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)

    - Как изменится значение слова, если добавить суффикс?

    (Слова стали называть маленькие предметы.)

    - Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-?

    (Уменьшительно-ласкательное.)

    Ѵ. Развитие умений – применение знания.

    - Выполним упражнение 124. Прочитай пары слов. Какие знакомые суффиксы ты увидел? Как они изменили смысл слова?

    - Какие знакомы суффиксы вы увидели? (ответы детей).

    - Чем отличаются пары слов дуб – дубок; прут - прутик?

    (Суффиксами и значением.)

    - В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)

    - Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)

    - Выделите эти суффиксы.

    (На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный).

    - В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)

    - В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)

    (На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш»).

    - Выполним упражнение 125. Прочитайте задание: Прочитай. Чем похожи все эти слова? Выдели суффикс. Как ты действовал?

    - Чем похожи все эти слова?

    (суффиксами).

    - Выделите суффиксы (галчонок – онок, мышонок – онок, волчонок – онок, котёнок – онок, галчат – ат, мышат – ат, волчат – ат, котят – ят).

    Чтение правила.

    - Прочитаем правило после упражнения 125.

    - Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова).

    - Где находится суффикс в слове? (после корня).

    - Что нужно сделать для того, чтобы правильно выделить суффикс?

      (1- объяснить слово с помощью однокоренного; 2-выделить добавившуюся часть).

    - Выполним упражнение 126. Прочитайте задание: Прочитай слова. Понаблюдай, как суффиксы изменяют смысл слова.

    Дом – домик – домище.

    - Как же суффиксы изменяют смысл слова? (при помощи этих суффиксов слово звучит ласковее).

    Запиши к словам нос, хвост однокоренные слова. Выдели суффиксы. Действуй по алгоритму (в серой рамке на стр.90).

    - Какие однокоренные слова вы записали? (носик, хвостик).

    - Какие суффиксы выделили? (-ик-).

    - Упражнение 127. Прочитайте задание: Прочитай пары слов. Найди суффиксы, которые делают слово ласковым. Спиши, выдели суффиксы. Подбери сам слова с такими суффиксами. Где ты встречал такие слова? Часто ли их слышишь? Используешь ли в своей речи?

    -  Какие суффиксы делают слова ласковыми? (-ушк-, -юшк-).

    - Запишите, выделите суффиксы.

    Иванушка – ушк, головушка – ушк, полюшко – юшк, горюшко – юшк, заюшка – юшк.

    - Как слова вы можете подобрать с такими суффиксами? (ответы детей: хозяюшка, нянюшка, батюшка, дядюшка, тетушка, деревушка, девушка).

    - Упражнение 129. Прочитайте задание: Прочитай слова. Что общего у этих слов? Как ты думаешь, от каких слов они образовались? Запиши слова парами. Обозначь суффикс.

    - Что общего у этих слов?

    (эти слова обозначают профессии).

    - От каких слов они образовались? Запишите слова парами, выделите суффиксы.

    (учить – учитель – ель;

    Писать – писатель - ель;

    Читать – читатель - ель;

    Мыслить – мыслитель - ель;

    Слушать – слушатель - ель).

    Ѵ. Подведение итогов.

    - Какую тему мы сегодня изучали?

    - Какие суффиксы вы запомнили?

    - Где в слове находится суффикс?

    - Что нужно сделать, для того чтобы правильно выделить суффикс?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении".

    Урок русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении" для учащихся 1 класса....

    Презентация к уроку русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении"

    Подробная презентация к уроку русского языка по теме: "Роль предлогов в прредложении"....

    Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

    Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

    Урок русского языка "Правописание приставок и суффиксов в словах"

    Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с с...

    Урок русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100

    Конспект урока русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100...

    Конспект урока русского языка по теме: Роль прилагательных в предложении 3 класс

    Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 3аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цели урока: познакомить детей с ролью прилагательных в тексте; дать представление о тексте-описании.П...