Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Истомина Александра Сергеевна

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках   Е и О.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать, что такое «беглые гласные», правило чередования звуков в суффиксах.
  • Уметь пользоваться правилом при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.

Личностные:

  •  Осознавать личностный смысл учения;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий.

 

Тип урока: урок рефлексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_zvukov_v_suffiksah.docx39.39 КБ
Файл cheredovanie_zvukov_o_i_e.pptx76.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.03.2021                                                                                                                        ФИО учителя: Меркушкина Л.А.

Школа: МАОУ "СОШ 148 г. Челябинска"                                                                            ФИО студента: Истомина А.С.        

Класс: 3 «2»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Кабинет:  101                                                                                                                              ФИО методиста:  Солопова Т.В.

Конспект урока русского языка

«Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки»

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках   Е и О.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать, что такое «беглые гласные», правило чередования звуков в суффиксах.
  • Уметь пользоваться правилом при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.

Личностные:

  •  Осознавать личностный смысл учения;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий.

Тип урока: урок рефлексии

Оборудование:  учебник Н.А. Чураковой, (УМК «Перспективная начальная школа»).

Челябинск, 2021

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод.

Психологический настрой

2 мин

_ Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь на свои места.

Глаза смотрят и видят.

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

Приветствуют учителя.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Аналитико-синтетический:

подводящий диалог

4 мин

- Какая была тема прошлого урока?

 - Как вы понимаете значение слова беглый? 

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их.

- Почему их называют беглыми? 

 - Где встречались нам беглые гласные? 

- Проверяем, какие буквы вставили.

- Беглые гласные

- Беглый – это тот, кто совершил побег, убежал откуда-либо.

- О и Е

-Чередуются с нулевым звуком

- В корне слов, в суффиксах.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Умение воспроизводить необходимую информацию, классифицировать объекты

  1. Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа

Линейный, генетический метод:

формулирование  учебной задачи

Обобщение учителя

Наглядно-иллюстративный:

формулирование темы и цели на экране

3 мин

 - Попробуйте сформулировать тему урока.

- Какие цели поставим перед собой? 

- Тема урока: «Чередование звуков в суффиксах слов. Е и О – беглые гласные»

- Тренироваться в использовании правила, которое поможет

правильно писать слова суффиксом -ек, -ик, научиться

писать слова с суффиксами -ек, -ик)

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  1. Открытие нового знания

Словесный метод

Практический

V.Первичное закрепление

Словесный метод.

Практический метод

9 мин

6 мин

 Откройте рабочую тетрадь на странице 72, упр 78.

- Прочитайте задание.

- Какие слова подчеркнули синим цветом?

Страница 73, упражнение 79

- Прочитайте упражнение.

- Что мы повторили в конце задания?

- Чтобы грамотно писать слова с суффиксами - ик, - ек нужно знать алгоритм действий.

- Давайте вместе его составим.

- Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.

I шаг.  Измени форму слова.

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.         

               Да                               Нет

      Пиши - ек, - ок                Пиши – ик

- Откройте обратный словарь на букву -К.

Прочитайте слова на –ек.

- Первый вариант выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов, а второй вариант выберите слова, относящиеся к детёнышам домашних животных. Запишите их столбиком и, пользуясь алгоритмом, докажите, какую гласную букву вы будете писать в суффиксах этих слов.

- Рядом со словами напишите проверочные слова.

Шиповничек - шиповничка

Кустарничек - кустарничка

Ельничек - ельничка

Грибочек - грибочка

Цветочек - цветочка

Листочек - листочка

Орешек - орешка

Горошек - горошка

Щеночек - щеночка

Телёночек - телёночка

Козлёночек - козлёночка

Цыплёночек - цыплёночка

Ягнёночек - ягнёночка

Поросёночек - поросёночка

Котёночек - котёночка

Утёночек - утёночка

- Давайте проверим работу.

- Назовите слова, которые вы выписали?

- Какой способ проверки вы использовали?

Откуда всё берется ?

Однажды  

Толстый рыжий  

ЛьвёнОк  (  львенка )

Совсем-совсем ещё ребёнОк ( ребенка)

От мамы убежав  

Отважно,  

Задумался

О самом важном.

Сперва бутон.

Потом цветочЕк  ( цветочка )

Сначала почка,

Потом листочЕк  ( листочка )

Сперва яйцо,  

Потом цЫплёнОк ( искл.)

( цыпленка).

А из чего берётся

Львёнок ?

- В слове убЕжав безударный гласный Е, подчеркиваем синим цветом, цвЕточек - Е, лИсточек - И, Яйцо - Я.

Светлячок потерял в лесу фонарик светлячок, Обыскал он каждый кустик и сучок. Плачет ночью светлячок совсем не зря: Ну какой он светлячок без фонаря!  Фонарик -  фонарь  Кустик - куст

Сучок - сук
- Образование слов

- Мы использовали форму Р.п., ед.ч

- Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.

РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Умение воспринимать информацию, осознанно воспроизводить в процессе деятельности

Умение контролировать свою деятельность по результату

Умение саморегуляции

Умение работать по алгоритму, проводить пошаговый анализ деятельности, само- и взаимоконтроль

Умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

5 мин

 Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к

+

Песоч..к

+

Диванч..к

+

Кружоч..к

+

Лап..ть

+

Ключ..к

+

Камеш..к

+

Ножич..к

+

Ребён..к

+

Зайч..к

+

Взаимопроверка.

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте! это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак +    это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе? это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.        

Выполняют задание.

Р: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать.

П: выполнять действие по заданному образцу и правилу;

VII.Включение в систему знаний

Практический.

Словесный

7 мин

          Теперь закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике № 152 с. 133.

- Работать будете в парах. Давайте вспомним основные правила работы в паре:

1. Говорим вежливо, называя собеседника по имени.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Внимательно слушаем.

4. Чётко высказываем своё мнение.

5. Уважаем мнение собеседника.

- Прочитайте задание и объясните его товарищу за партой. В паре работаем вместе, объясняем написание суффикса по очереди, доказывая выбор буквы. Договоритесь в паре, кто записывает в тетрадь слова с суффиксом - ик, а кто с суффиксом - ек.

(Учащиеся работают в паре, проговаривая во внешней речи алгоритм проверки выбора буквы при написании суффиксов - ик, -ек, записывают в свою тетрадь нужный вариант).

Проверка работ. Сравнение работы с эталоном.

- Какие трудности у вас были при выполнении работы? Как вы их решали? Что можете сказать о выборе буквы при написании суффиксов - ик, - ек?

(Учащиеся рассказывают правило проверки написания суффиксов имен существительных - ик, - ек).

- Домашняя работа стр 74 упражнение 80

 Проговаривают друг другу правила.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

VIII.Рефлексия деятельности

Частично-поисковый:

самоанализ

Словесный:

обобщение учителя

3 мин

Какую цель вы перед собой ставили? 

 - Удалось ли достичь цели? 

- Кто из вас смог сам открыть новое знание?

- Кто встретил трудности? В чем? Почему?

- Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три.

1. Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

2. Я все понял, могу работать по эталону.

3. Я все понял, могу объяснить другим.

- Тренироваться в правильном написании суффиксов.

- Да

Л: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Тема урока: « Чередование звуков в суффиксах слов. Е и О – беглые гласные» Цель: Тренироваться в использовании правила, которое поможет правильно писать слова суффиксом - ек , - ик , научиться писать слова с суффиксами - ек , - ик )

Слайд 3

I шаг. Измени форму слова . II шаг. Определи, «убегает» ли гласный. Да Нет Пиши - ек , - ок Пиши – ик Алгоритм

Слайд 4

Проверка: Шиповничек - шиповничка Кустарничек - кустарничка Ельничек - ельничка Грибочек - грибочка Цветочек - цветочка Листочек - листочка Орешек - орешка Горошек - горошка Щеночек - щеночка Телёночек - телёночка Козлёночек - козлёночка Цыплёночек - цыплёночка Ягнёночек - ягнёночка Поросёночек - поросёночка Котёночек - котёночка Утёночек - утёночка

Слайд 5

Решение самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе»  Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...