Проект урока русского языка (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

урок русского языка 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_russkogo_yazyka.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект урока русского языка (УМК «УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

Образовательная:

  1. Способствовать овладению способом действия при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы).
  2. Развивать орфографическую зоркость, логическое  мышление.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку.

Средства обучения: учебник, карточки,листы самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

1. Создание проблемной ситуация

- На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания

слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и

грамотной.

- Запишите слова, вставьте нужную букву и объясните свой выбор:

Кам…нь, дят…л, ног…ть, тан…ц, лок…ть, уг…ль, ключ…к, замоч…к.

(по ходу выполнения задания выделяем корень)

- В какой части слова находятся орфограммы? (в корне и суффиксе)

- На какую орфограмму записаны слова? (на орфограмму «беглый гласный»)

- Как вы понимаете значение слова беглый? (беглый – это тот, кто совершил

побег, убежал откуда-либо)

- Встречается ли это понятие в русском языке? (да)

- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их.(о и е)

- Почему их называют беглыми? (чередуются с нулевым звуком)

- Где встречались нам беглые гласные? (в корне слов)

- Проверяем, какие буквы вставили.

(Учащиеся по цепочке называют,  что у них получилось. На доске отмечаются

все получившиеся варианты).

- С какой проблемой мы столкнулись? (у нас получились в некоторых словах

разные варианты написания, и мы не знаем у кого правильно)

- Какие слова вызвали затруднения? (замоче/ик, ключи/ек)

- Почему? (не знаем правило)

- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова?

Каких? (в суффиксе)

2. Формулирование темы и постановка цели урока

- Сформулируйте тему урока.

(Чередование звуков в суффиксах слов. Е и О – беглые гласные).

- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит

Йокоповна. Откройте учебник на с. 129 и прочитайте её слова. ( - Чаще всего

орфограмма«беглый гласный» появляется не в корнях, а в суффиксах

существительных, - сказала АнишитЙокоповна)

- Какие цели поставим перед собой? (познакомиться с правилом, используя

которое можно правильно писать слова суффиксом -ек, -ик, научиться

писать слова с суффиксами -ек, -ик)

III. Открытие нового знания

- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам такое задание.

1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

- Сейчас вы будете работать в группах.

- Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 1

1 уровень

- Спишите, выделите суффиксы и  сравните пары слов. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.

Есть карандашик – нет карандашика

Есть кирпичик – нет кирпичика

Есть клубочек – нет клубочка

Есть горошек – нет горошка.

Вывод:

Мы сравнили пару слов…………..

Заметили……………………………

Сравнили другую пару……………

Заметили…………………………..

Карточка № 2

2 уровень

- Спишите, выделите суффиксы, соедините пары слов линиями и сравните их. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.

шалашик        (нет) сыночка

котик                          (нет) пенёчка

сыночек        (нет) котика

пенёчек                 (нет) шалашика

Вывод:

Мы соединили пару слов и заметили…………

Соединили другую пару слов и заметили………

Карточка № 3

3 уровень

- Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.

ключик – нет…..

кораблик –………

звоночек –……….

кармашек–………..

Вывод:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ………

И заметили, что   …………………….

Потом мы изменили форму других слов. Например, …………..

И заметили, что…………………….

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

- Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс - ик. Сравнили эту пару слов сдругой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек,  а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

- А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс - ик во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

- Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс - ик сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса - ик в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

- Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например: ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс - ик.

- Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс - ек.

2 группа:

- Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

2. Составление алгоритма

- Чтобы грамотно писать слова с суффиксами - ик, - ек нужно знать алгоритм действий.

- Давайте вместе его составим.

- Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.

I шаг.Измени форму слова.

                                II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

                                                

                                        Да                             Нет

                               Пиши - ек, - окПиши – ик

Физкультминутка

IV. Первичное воспроизведение новых знаний

Индивидуальная работа по вариантам.

- А теперь, пользуясь составленным алгоритмом, выполним задание по вариантам.

- Откройте обратный словарь на букву -К. Прочитайте слова на –ек.

- Первый вариант выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов, а второй вариант выберите слова, относящиеся к детёнышам домашних животных. Запишите их столбиком и, пользуясь алгоритмом, докажите, какую гласную букву вы будете писать в суффиксах этих слов.

- Рядом со словами напишите проверочные слова.

Шиповничек - шиповничка

Кустарничек - кустарничка

Ельничек - ельничка

Грибочек - грибочка

Цветочек - цветочка

Листочек - листочка

Орешек - орешка

Горошек - горошка

Щеночек - щеночка

Телёночек - телёночка

Козлёночек - козлёночка

Цыплёночек - цыплёночка

Ягнёночек - ягнёночка

Поросёночек - поросёночка

Котёночек - котёночка

Утёночек - утёночка

- Давайте проверим работу.

- Назовите слова, которые вы выписали?

- Какой способ проверки вы использовали?  (мы использовали форму Р.п., ед.ч)

- А теперь, давайте вернёмся к словам, которые вызвали у вас затруднения в начале урока.

замоч(е/и)к    ключ(е/и)к

- Иногда слова с беглым гласным  путают с другими словами, где такой орфограммы нет.

- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

- Как это узнать? (нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.)

Замочек – замочка

Ключик – ключика.

- Где гласный звук «сбежал»? (гласный звук сбежал в слове замочек)

- Где он остался на месте? (в слове ключик гласный звук остался)

- В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»? (в слове замочек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»)

- Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные:-ек и -ик)

Сформулируйте самостоятельно правило о правописании суффиксов –ек, -ик. (в слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е (замочЕк), а в слове, где этой орфограммы нет, - букву И (ключИк)!)

- А теперь познакомьтесь с текстом-правилом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать суффиксов - ик, - ек.

V. Первичное закрепление с комментированием

Работа в парах по учебнику.

- Теперь закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике № 152 с. 133.

- Работать будете в парах. Давайте вспомним основные правила работы в паре:

1. Говорим вежливо, называя собеседника по имени.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Внимательно слушаем.

4. Чётко высказываем своё мнение.

5. Уважаем мнение собеседника.

- Прочитайте задание и объясните его товарищу за партой. В паре работаем вместе, объясняем написание суффикса по очереди, доказывая выбор буквы. Договоритесь в паре, кто записывает в тетрадь слова с суффиксом - ик, а кто с суффиксом - ек.

(Учащиеся работают в паре, проговаривая во внешней речи алгоритм проверки выбора буквы при написании суффиксов - ик, -ек, записывают в свою тетрадь нужный вариант).

Проверка работ. Сравнение работы с эталоном.

- Какие трудности у вас были при выполнении работы? Как вы их решали? Что можете сказать о выборе буквы при написании суффиксов - ик, - ек?

(Учащиеся рассказывают правило проверки написания суффиксов имен существительных - ик, - ек).

VI. Контроль

- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к

+

Песоч..к

+

Диванч..к

+

Кружоч..к

+

Лап..ть

+

Ключ..к

+

Камеш..к

+

Ножич..к

+

Ребён..к

+

Зайч..к

+

Взаимопроверка.

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте!это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак +    это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе?это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.        

VII. Рефлексия

- Какую цель вы перед собой ставили? (узнать  правило правописания суффиксов –ик, -ек)

- Удалось ли достичь цели? (да)

- Кто из вас смог сам открыть новое знание?

- Кто встретил трудности? В чем? Почему?

- Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три.

1. Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

2. Я все понял, могу работать по эталону.

3. Я все понял, могу объяснить другим.

- Учащиеся оценивают себя.

VIII. Итог урока

-Доскажите слова по алгоритму:

- Если при изменении формы слова существительного,  гласный убегает, то пиши...

- Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

IX. Домашнее задание

  • Упражнение в рабочей тетради № 78 с. 72 – 73.
  • Задание дополнительное: составить словарный диктант из слов на правописание суффиксов -ек, -ик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...

Презентация урока для 3 класса по теме:"Чередование звуков в суффиксе слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные "

Презентация урока для 3 класса по теме:"Чередование звуков в суффиксе слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные  "...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...