Главные вкладки

    Урок русского языка "Правописание приставок и суффиксов в словах"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Нечваль Нэля Ивановна

    Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами –ек, -ик, воспитывать интерес к русскому языку, желание стать грамотным человеком.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka.docx16.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка, 3 класс, I полугодие

    Тема: Правописание приставок и суффиксов в словах

    Цель: формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках,

    правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по                глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе,

    писать слова с суффиксами –ек, -ик, воспитывать интерес к русскому языку, желание стать грамотным человеком.

    Оборудование: держалки с текстом о ветеране, карточки со словами, презентация.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент (I группа за конторками)

    Добрый день! Весёлый час!

    Спешу быстрей увидеть Вас!

    Ведь скоро праздник Новый Год

    Подарков много принесёт

    Вот и мы сегодня будем работать хорошо, чтобы получить удивительный приз – новогоднюю снежинку, которой вы украсите одно из окон в Вашем доме.

    А сейчас внимание – все на экран!

    1. Самоопределение в деятельности

    - прочитайте слова: корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа

    - что не относится к теме, части слова? (да, предлог – это часть речи, а остальные – части слова)

    Вот и полетели первые снежинки, приз получает…

                    - в каких частях слова могут быть орфограммы? (в корне)

                  - а как проверить написание слов с орфограммой в корне? (надо

                     подобрать проверочное слово; учащийся формирует правило и

                    получает снежинку)

                  - бывают ли орфограммы в приставке и суффиксе?

                     - как пишутся приставки и суффиксы?

    А теперь сформируйте тему урока. Давайте хором её прочитаем с экрана (Правописание суффиксов и приставок)

    1. Работа по теме урока.
    1. Наблюдение над ролью приставок в словах

    прочитайте текст с экрана

            Мы писали ветерану письмо. Многие дети написали ему свои стихи. А Дима списал стихотворение со старой открытки.

            К нему пришёл Вова Монаков и дописал заключительные две строчки. Потом ребята переписали свои стихи и поздравили ветерана с Новый Годом.

            - Дети, самостоятельно выпишите глаголы и выделите в них приставки. При помощи чего образовались новые однокоренные слова? (с помощью приставок)

            -  Допишите ещё два слова с этим корнем и выделите приставки (кто больше составит слов)

            - Как найти приставку в слове? (Надо убрать часть слова перед корнем)

    1. Зачитайте слова на тренажёрах и назовите приставки.

    Приближается Новый Год

    Скоро забьют Кремлёвские куранты

    Наш президент поздравит всех с праздником

    И пожелает успехов в Новом Году!

    Мы закричим: «Ура!»                

    Молодцы! Получите снежинки.

    1. Работу по учебнику

    - откройте учебник «Русский язык» на странице 124, упражнение 219. Читайте задание, выполняйте самостоятельно.

    Проверка:

    - прочитайте сначала приставки

    - затем прочитайте суффиксы

    -прочитайте слова, которые вы подобрали. Кто больше слов назовёт – тому снежинка.

    1. Упражнение 240  на странице 124.

    Прочитайте задания к упражнению. Выполните самостоятельно.

    Взаимопроверка.

    Все встали, смотрим на верхний офтальмологический тренажер

     и идем по кругу зеленому, затем по красному и поём куплет

    новогодней песенки.

    1.  Продолжение работы по теме

     Работа по учебнику упражнение 242 страница 125

    - прочитайте пары слов

    - какой суффикс у слов первой группы? (-ек)

    - что с ними происходит при изменении формы слова? (исчезает гласный звук)

    - какой суффикс у второй группы слов? (-ик)

    - что происходит с ним при изменении формы слова? (гласный звук не исчезает)

    - а теперь сформулируйте правило, мои юные лингвисты

    - выполните письменно это упражнение

    - взаимопроверка

    (снежинку получает тот, у кого выполнено аккуратно, красиво и правильно)

    - а теперь расскажите о правописании суффиксов  -ек и –ик

    - прочитайте сведения о языке

    - расскажите правило соседу по парте (смена конторок)

    - закрепление: упражнение 243 (страница 126) работа в парах. Взаимопроверка. Снежинку получает первый в паре.

    1. Рефлексия.

         - спишите, допишите подходящие по смыслу приставки

    …летел ураган, …бежал первым, …шёл в дом, …ехал из города,

    …копал яму, …вязала валенки, …шёл друга.

         - спишите и вставьте пропущенные буквы, выделите в словах суффиксы.

    Торт…к,   ключ…к,   замоч…к,   платоч…к,   листоч…к

    - как правильно обозначить буквой безударной гласной в приставке?

    - когда в слове пишется суффикс –ек, а когда –ик?

    Оцените свою работу на уроке, посчитав снежинки. Поднимите снежинки вверх, вот какая белоснежная зима! Всем у кого больше трёх снежинок – оценка отлично.

    1. Подведение итогов урока.

    - что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - как вы думаете, какую тему будем изучать завтра?

    Я открою тайну – познакомимся с притчей о беглой букве «е» Желаем успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

    формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

    Урок по русскому языку во 2 классе Учимся писать корни и суффиксы в словах.

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе Начальная школа 21 века...

    урок русского языка "Развитие умения распознавать в словах суффиксы"

    Мастер - класс для коллег по русскому языку. Коллеги выполняли роль учеников....

    урок русского языка "Развитие умения распознавать в словах суффиксы"

    Мастер - класс для коллег по русскому языку. Коллеги выполняли роль учеников....

    Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"

    Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО....

    План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...

    Урок русского языка "Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов."

    Цель:  – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня; – мотивировать слитное или ...