Урок русского языка 3 класс "Суффикс - часть слова"
план-конспект урока (3 класс)

Анохина Любовь Валентиновна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anohina_l.v._urok.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  УМК «Перспектива»

3 класс

Учитель

Анохина Любовь Валентиновна

Класс

3 В

Тема урока

Суффикс – часть слова

Тип урока

Открытие новых знаний  

Форма урока, форма  учебной деятельности

Урок – диалог, работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Цель урока

Формирование умения находить суффикс в словах, образовывать с помощью суффикса новые слова, определять значение суффикса в словах

Задачи урока

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие:

- продолжать  развивать  устную     речь  учащихся

- развивать умение создавать речевые высказывания на заданную тему;

- развивать познавательный интерес к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.

- развивать речевую культуру, мыслительные процессы.

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- продолжать  работать  по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;

формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

- развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.

Воспитывающие:

- воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

- воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни

- способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности

Планируемые

    результаты

Предметные:

  • Находить в словах суффикс.
  • Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
  • Определять значение суффикса.

Личностные

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

умение высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

умение ориентироваться в своей системе знаний;

умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

умение планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

положительная мотивация к учению, расширение круга нравственно-этических представлений;

сформированная установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ресурсы

Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина. Учебник «Русский язык» 3 класс  1ч,

 рабочая тетрадь, конверты с заданиями,  презентация к уроку, компьютер

Основные понятия

Корень, суффикс, приставка, основа, окончание, родственные слова

Используемые педагогические  технологии

Здоровьесберегающая,  технология проблемного обучения работа в паре, игровая

Методы обучения

Беседа, проблемно - поисковый, мозговой штурм, интерактивный,  наглядный, словесный, практический

Межпредметные связи

Литературное чтение

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

I. Психологический настрой. 

Цель: проверка готовности  к уроку обучающихся, их настроя на работу.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Меня зовут Любовь Валентиновна.

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.

(учебник, тетрадь, ручка, карандаш)

Все готовы!

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда!

Что ж, начнём урок, друзья.

Приветствуют учителя.

фронтальная

Регулятивные: самоопределение к учебной деятельности.

II. Мотивация учебной деятельности

                   Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Наш урок я хочу начать с пословицы.

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Ребята, как вы понимаете значение этой пословицы?

 – Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- А можно ли стать мудрее? Что для этого нужно делать?

Отвечают на вопросы

фронтальная

Регулятивные: самоопределение к учебной деятельности.

III. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать необходимые  знания, умения и навыки учащихся, подготовить к восприятию нового материала

IV. Сообщение темы и цели урока.

Цель: сформулировать тему урока и задачи на урок

  1. Орфографическая минутка

Посмотрим на доску.

-Перед вами стихотворные строки.

Я, не  ж. лея  мыла,

Нос  т.рп.ливо  мыла,-

Зависело  б  (от) мыла,

Веснушки  б  я (от)мыла.

- Кто может объяснить орфограммы в этих словах

2. «Мозговой штурм»

    На предыдущих уроках вы изучали тему «Состав слова». Вы знаете, что слово можно разобрать, собрать, из частей слова можно образовывать новые слова.

Проверим, как хорошо вы знаете части слова.

 -Части слова будем вспоминать, громко быстро отвечать

- Без чего не может существовать слово? (без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

- Как пишется корень в родственных словах? (одинаково)

- Часть слова без окончания это… (основа)

- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

- Часть слова перед корнем? (приставка)

- Для чего служит приставка? (для образования новых слов)

 - Слово делится  на  части.  Ах, какое  это  счастье.

Может  каждый  грамотей  сделать  слово  из  частей.

На  конце  любого  слова окончанье  ищет  Вова.

Изменяемая  часть   с другим  словом держит  связь.

Перед корнем  есть  приставка.   Слитно пишется она.

И при помощи  приставки образуются   слова.

3. Самоопределение

 - О какой части слова мы не услышали в стихотворении?

- Сформулируйте тему урока.

- Вам уже знакома эта часть слова? Может быть, мы уже все знаем о суффиксе? Давайте вспомним.

- Что такое суффикс?

- Где стоит суффикс в слове?

- Для чего служит суффикс?

- Как мы можем проверить свои выводы?

К какому источнику информации нам нужно обратиться?

- Сверим наши выводы с учебником  с. 109

-Суффиксов в русском языке огромное количество. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них, научимся находить суффикс в словах, узнаем, какое значение привносят суффиксы в слова

Жалея – проверяемая безударная гласная (жалко)

Терпеливо –терпит, терпение

От – предлог, от душистого мыла, отмыла – глагол и от  в нём приставка

 Учащиеся отвечают на блиц – опрос “Вспоминай, громко быстро  отвечай!”.

Без корня

Общая часть родственных слов

Надо подобрать родственные слова

Одинаково

Основа

Для связи слов в предложении

Приставка

Для образования новых слов

окончание

основа

корень

приставка

О суффиксе

Суффикс – часть слова

Да

Часть слова.

После корня.

Для образования новых слов.

Называют источники информации.

Учащиеся читают определение суффикса. (учебн. с. 109)

Фронтальнаяиндивидуальная

Метапредметные УУД

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

Предметные:

соблюдать единый орфографический режим.

Метапредметные УУД

Познавательные:

находить ответы на вопросы;

личностные: оценивать содержание учебного материала;

регулятивные: высказывать свое предположение, определять и формулировать тему и цели урока коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; предметные:

называть части слова, знать определения частей слова

УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию;

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

IV. Постановка проблемы.

Цель:

- создать проблемную ситуацию с затруднением;

- фиксирование цели.

-Суффикс – часть слова. Давайте найдём суффикс в слове:  Розочка

- Итак, чему будем учиться на уроке?

Работают в паре на местах и 1 ученик у доски

Как находить суффиксы в словах.

Учиться находить суффиксы в словах.

парная

УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию;

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

V. Открытие новых знаний.

Цель:

организовать учащихся к исследованию проблемной ситуации.

Задачи:

вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах; наблюдать над значением суффиксов.

- Вспомним, что такое суффикс?

- Значит, чтобы найти суффикс в слове, нужно слово разобрать на части.

-С чего мы начнем?

  1. Прочитай слово. Запиши.
  2. Измени форму слова.

- Что изменилось? Это окончание.

Обведем его квадратиком.

  1. Найди и обозначь окончание.

- Выделяю все слово без окончания. Это – основа.

    4. Обозначь основу слова.

- Где стоит суффикс в слове?

- Значит, что надо найти?

- Как?

5. Подбери однокоренное(родственное) слово.

6. Выдели корень.

- После корня перед окончанием стоит - ?

7. Найди и обозначь суффикс.

- Итак, мы вывели алгоритм нахождения суффикса в слове.

Повторим его.

- По этому алгоритму найдем суффикс в слове бабочка.

- Что мы сейчас делали?

Самооценка: оцени свою работу…

!  сделал все правильно

+ выполнил задание с небольшой помощью

? стоп, я не понял

Часть слова.

Разбить слово на части. (морфемы)

Розочка – розочки, розочку

После корня.

Корень.

Подбор родственных слов.

Суффикс.

Бабочка, бабочки, бабочку

Находили суффикс в словах.

Учащиеся оценивают свою работу

фронтальная

Познавательные УУД : находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической  формой.

VI. Развитие умений – применение знаний.

Цели:

проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности.

Справка.  Слово «суффикс» образовано от латинского «суффиксус», что значит «подставленный». Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова и придать им новое значение.

Суффикс – значимая часть слова.

- Что значит значимая?

Давайте попробуем узнать, какое же дополнительное значение придаёт  суффикс словам.

1.Работа по учебнику

Стр.109  упр.№192.От данных слов образуйте новые слова с суффиксами – ок, -ик. Запишите их.

Мяч, ключ, гриб, ветер, куст.

- С помощью какой части слова  образовались новые слова?  Выделите суффикс – ок, - ик. 

-Какой оттенок  значения придают словам суффиксы  -ок, -ик?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

2.Внимание на экран

-Прочитайте строки из русских народных сказок. Найдите имена собственные, которые звучат ласково. Выделите в них суффиксы

 «Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька».

- Из какой сказки эти строки?

 

«Жили-были сестрица Алёнушка и братец  Иванушка».

Какие суффиксы выделили в словах?

 Какое значение привносят   суффиксы в слова?

ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

1  ученик работает у доски

Суффиксы –ок, -ик помогают передать ласковое, нежное отношение к предмету

Машенька

«Маша и медведь»

Аленушка, Иванушка

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Записывают слова, выделяют суффиксы

Суффиксы –еньк, -ушк,  помогают передать ласковое, нежное отношение к предмету

индивидуальная

УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: учатся планировать свою деятельность.

VII. Физкультминутка

Цель: смена вида деятельности

Ребята, я буду называть слова, а вы, если услышите в слове суффикс, « делаете домик руками», если слово без суффикса – приседаете.

ИТАК: луч, лучик, рыбка, домище, зубки, глаза, усики.

Выполняют упражнения

VIII. Продолжение работы по теме урока

Цели:

проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности.

1. -А каждый ли суффикс можно подставить к слову? Найдем ответ на этот вопрос, выполнив следующее задание

- Внимание на экран.

- Соедините суффикс со словом.

    Рыба                                      - ушк

    Дуб                                        - к

    Ключ                                     - ок

    Солнце                                  - ек

    Медведь                               - ик

    Дед                                        - ышк

    Ус                                           -онок

- Какое дополнительное значение придают эти суффиксы словам?

Самооценка: оцени свою работу…

2.Ребята, как вы думаете каждый суффикс привносит в слова только одно значение?

Я предлагаю вам игру «Составь слово»

  Жил –был суффикс –ЧИК. Он был очень общительным и у него было много друзей. Вот он подошёл к слову колокол и получилось слово…,подошёл к слову  огурец -..

  Из корня лёт- этот суффикс образовал слово..

Из слова груз…

Что же может делать суффикс –чик со словами?

3.Самостоятельная работа в парах по карточкам

(ПАРА УЧЕНИКОВ  РАБОТАЕТ ЗА ЗАКРЫТОЙ ДОСКОЙ)

Карточка №1. Разберите слова по составу:

Осинка, подберёзовик, столик,

 дубовый, беловатый, старенький.

Самооценка

Дедушка, рыбка, дубок, медвежонок, усик, ключик, солнышко,  

Вывод: не с каждым суффиксом можно образовать слово

Колокольчик

Огурчик

Лётчик

Грузчик

Может уменьшать слова, делать их ласковыми, но и образовывать слова, обозначающие профессии

Работа в парах

Разбор слов по составу, опираясь на алгоритм

Сверим с доской

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: учатся планировать свою деятельность.

IX.Рефлексия.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Давайте посмотрим, какие цели  мы ставили себе в начале урока? Все цели достигли?

-Почему нужно уметь использовать слова с суффиксами в своей речи?

Проверим, понятен ли вам материал урока:

Тест по теме: «Суффикс»  ЗАКОНЧИ ФРАЗУ

 1)Суффикс – это

 О – часть речи,

 М – часть слова.

2)Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

3)Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

4)Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

5)Чтобы найти суффикс в слове надо:

О – изменить форму слова,

 Д – подобрать однокоренные слова.

6)В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга

 Е – книжный

Ц- книжечка

-РЕБЯТА, все вместе прочитаем слово, которое у вас получилось. Я сегодня –МОЛОДЕЦ!

Суффиксов существует  много.

 -А как вы думаете, слова с какими суффиксами нужно чаще употреблять в своей речи?

В мире существует много хороших, добрых, ласковых слов. Хотелось бы чаще слышать   и говорить их.

Чтобы наша речь была более выразительной, чтоб мы могли показать свое отношение к окружающим

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

индивидуальный

Познавательные УУД: учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: учатся выражать свои мысли.

Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

X.Итог урока

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Наш урок подошёл к концу.  Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.

 - Стали вы мудрее?

– Чему учились на уроке?

 – Что было для вас трудным?

 – Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что вы теперь можете рассказать о суффиксе?

 -Оцените свою работу за весь урок.

ВСТАНЬТЕ те, у кого в тетради только !!!!

- Ребята, а были те, кто поставил себе ??? Спасибо вам за честность. Я думаю, что ваши одноклассники помогут вам научиться находить суффиксы в словах и следующий урок всё у вас будет на отлично.

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Находить суффикс в словах и определять его значение

фронтальный

Познавательные УУД: учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: учатся выражать свои мысли.

Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Д/З

Записать 10 слов с суффиксами

Записывают задание

Записывают задание

Алгоритм нахождения суффикса в слове                                             Алгоритм нахождения суффикса в слове

                                                                                                     

         1. Прочитай слово.                                                                                          1. Прочитай слово.
        2. Измени форму слова.                                                                                  2. Измени форму слова.
        3. Найди и обозначь окончание.                                                                    3. Найди и обозначь окончание.
        4. Обозначь основу слова.                                                                              4. Обозначь основу слова.
        5. Подбери однокоренные (родственные) слова.                                         5.  Подбери однокоренные (родственные) слова
        6. Найди и обозначь корень.                                                                          6. Найди и обозначь корень.
        7. Найди и обозначь суффикс                                                                        7. Найди и обозначь суффикс

   (часть слова между корнем и окончанием).                                                  (часть слова между корнем и окончанием).

Алгоритм нахождения суффикса в слове                                                Алгоритм нахождения суффикса в слове

         1. Прочитай слово.                                                                                          1. Прочитай слово.
        2. Измени форму слова.                                                                                  2. Измени форму слова.
        3. Найди и обозначь окончание.                                                                    3. Найди и обозначь окончание.
        4. Обозначь основу слова.                                                                              4. Обозначь основу слова.
        5. Подбери однокоренные (родственные) слова.                                         5.  Подбери однокоренные (родственные) слова
        6. Найди и обозначь корень.                                                                          6. Найди и обозначь корень.
        7. Найди и обозначь суффикс                                                                        7. Найди и обозначь суффикс

   (часть слова между корнем и окончанием).                                                  (часть слова между корнем и окончанием).

Алгоритм нахождения суффикса в слове                                                Алгоритм нахождения суффикса в слове

         1. Прочитай слово.                                                                                          1. Прочитай слово.
        2. Измени форму слова.                                                                                  2. Измени форму слова.
        3. Найди и обозначь окончание.                                                                    3. Найди и обозначь окончание.
        4. Обозначь основу слова.                                                                              4. Обозначь основу слова.
        5. Подбери однокоренные (родственные) слова.                                         5.  Подбери однокоренные (родственные) слова
        6. Найди и обозначь корень.                                                                          6. Найди и обозначь корень.
        7. Найди и обозначь суффикс                                                                        7. Найди и обозначь суффикс

   (часть слова между корнем и окончанием).                                                  (часть слова между корнем и окончанием).

Алгоритм нахождения суффикса в слове                                                Алгоритм нахождения суффикса в слове

         1. Прочитай слово.                                                                                          1. Прочитай слово.
        2. Измени форму слова.                                                                                  2. Измени форму слова.
        3. Найди и обозначь окончание.                                                                    3. Найди и обозначь окончание.
        4. Обозначь основу слова.                                                                              4. Обозначь основу слова.
        5. Подбери однокоренные (родственные) слова.                                         5.  Подбери однокоренные (родственные) слова
        6. Найди и обозначь корень.                                                                          6. Найди и обозначь корень.
        7. Найди и обозначь суффикс                                                                        7. Найди и обозначь суффикс

   (часть слова между корнем и окончанием).                                                  (часть слова между корнем и окончанием).

Алгоритм нахождения суффикса в слове                                                Алгоритм нахождения суффикса в слове

         1. Прочитай слово.                                                                                          1. Прочитай слово.
        2. Измени форму слова.                                                                                  2. Измени форму слова.
        3. Найди и обозначь окончание.                                                                    3. Найди и обозначь окончание.
        4. Обозначь основу слова.                                                                              4. Обозначь основу слова.
        5. Подбери однокоренные (родственные) слова.                                         5.  Подбери однокоренные (родственные) слова
        6. Найди и обозначь корень.                                                                          6. Найди и обозначь корень.
        7. Найди и обозначь суффикс                                                                        7. Найди и обозначь суффикс

   (часть слова между корнем и окончанием).                                                  (часть слова между корнем и окончанием).

Алгоритм нахождения суффикса в слове                                                Алгоритм нахождения суффикса в слове

         1. Прочитай слово.                                                                                          1. Прочитай слово.
        2. Измени форму слова.                                                                                  2. Измени форму слова.
        3. Найди и обозначь окончание.                                                                    3. Найди и обозначь окончание.
        4. Обозначь основу слова.                                                                              4. Обозначь основу слова.
        5. Подбери однокоренные (родственные) слова.                                         5.  Подбери однокоренные (родственные) слова
        6. Найди и обозначь корень.                                                                          6. Найди и обозначь корень.
        7. Найди и обозначь суффикс                                                                        7. Найди и обозначь суффикс

   (часть слова между корнем и окончанием).                                                  (часть слова между корнем и окончанием).

     Карточка №1.                                                                                                    Карточка №1. 

Разберите слова по составу:                                                         Разберите слова по составу:

  Осинка, подберёзовик, столик,                                                Осинка, подберёзовик, столик,

дубовый, беловатый, старенький.                                           дубовый, беловатый, старенький.

     Карточка №1.                                                                                                    Карточка №1. 

Разберите слова по составу:                                                         Разберите слова по составу:

  Осинка, подберёзовик, столик,                                                Осинка, подберёзовик, столик,

дубовый, беловатый, старенький.                                           дубовый, беловатый, старенький.

     Карточка №1.                                                                                                    Карточка №1. 

Разберите слова по составу:                                                         Разберите слова по составу:

  Осинка, подберёзовик, столик,                                                Осинка, подберёзовик, столик,

дубовый, беловатый, старенький.                                           дубовый, беловатый, старенький.

     Карточка №1.                                                                                                    Карточка №1. 

Разберите слова по составу:                                                         Разберите слова по составу:

  Осинка, подберёзовик, столик,                                                Осинка, подберёзовик, столик,

дубовый, беловатый, старенький.                                           дубовый, беловатый, старенький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

Урок русского языка "Играем со словами разных частей речи"

Урок: Русский языкКласс: 3Тема: Играем со словами разных частей речиТип урока: ЗакреплениеМнтоды обучения: ПроблемныйТехнологии: Проблемное обучение, проектнаяФорма обучения: Групповая, индивидуальная...

Конспект урока русского языка "Приставка - часть слова"

Урок был проведен во 2 классе. Программа "Начальная школа 21 века"...