Конспект урока русского языка "Приставка - часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Нурмухаметова Елена Алексеевна

Урок был проведен во 2 классе. Программа "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_16_dekabrya.doc87 КБ
Office presentation icon pristavka_kak_chast_slova.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по русскому языку во 2 классе

УМК « Начальная школа XXI века»

учитель начальных классов МАОУ  «Гимназия им. Н.Д. Лицмана» Нурмухаметова Елена Алексеевна.

Тема урока:     Приставка как часть слова.

Тип урока:       урок «открытия» новых знаний и способов действий

Цель урока:    Создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.

Задачи урока:

-Предметные: создать условия для формирования понятия «приставка» на уровне понимания, определив  её существенные признаки.

Метапредметные:

-Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательного интереса  к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.

-Регулятивные: формировать умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу.

-Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; искать и выделять необходимую информацию.

-Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию.

Методы: проблемный; объяснительно – иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер, мультимедийный проектор,  презентация, учебник «Русский язык»  автор С.В. Иванов, карточки, «Лист самооценки»

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент.

  2.  Каллиграфическая минутка.

  3. Актуализация опорных знаний. Блиц опрос.

  4. Определение и темы и задач урока.

  5. Поиск решения  проблемной ситуации.

  6. Физкультминутка.

  7. Закрепление. Дифференцированная работа.

  8. Работа в группах.

  9. Рефлексия.

 10. Домашнее задание.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1.Организа

ционный момент.

У.  - Добрый день.

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво…

Д.                      Мы рады приветствовать вас в классе,
                         Возможно, есть классы и лучше и краше.
                         Но пусть в нашем классе вам будет светло,
                         Пусть будет уютно и очень легко,
                         Поручено нам вас сегодня встречать,
                         Но начнем же урок, не будем зря время терять.

У.Тихо сели, спинки прямо.

    Все легонечко вздохнем

     И урок мы свой начнем!

У. «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»    (Ж.Ж.Руссо)

Наш урок я бы хотела начать с загадки. Отгадайте:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я…(тетрадь)

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа, выделите орфограммы.  

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

2. Блиц опрос.

Актуализация знаний.

Корень – это …

…общая часть родственных слов, в которой заключается лексическое значение слова.

Чтобы правильно выделить корень…

…нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть.

Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…

…однокоренными или родственными.

Суффикс – это…

…значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – это ….

 … изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Как называются части слова

Морфемы

-Как называется способ образования слов с помощью суффикса?

Суффиксальный

-Как мы проводим морфемный анализ слова?

Алгоритм.

1. Находим окончание. (изменяем форму слова)

2. Выделяем основу. ( часть слова без окончания)

3. Находим корень. (подбираем однокоренные слова)

4. Находим суффикс (часть слова стоит после корня)

-Для чего нам пригодятся эти знания?

3. Кали

графическая минутка.

(на доске) В…робей, уч…ник, т..традь, с…рока,  к…р…ндаш, в…рона, учит..ль.

-Прочитайте слова.

- На какие группы вы можете разделить эти слова?

(тема, одуш.  предметы, отвечающие на вопрос  кто? и неодуш., отвечающие на вопрос что?)

- Что объединяет слова сорока,  ворона,  воробей?

- Измените форму слова:     воробей- воробьи

                                                ворона- вороны

                                                сорока - сороки

- Что изменилось?

- А теперь  попробуем с помощью суффиксального способа образовать родственные слова.

                                               воробей – воробышек,

                                               сорока -сорочонок,

                                                ворона  - воронёнок

-Что мы выберем для каллиграфической минутки ? – оро –

В каких  словах  оно встречается?

 (в словарных).

- В какой части слова находится буквосочетание - оро-?

- Запишем слова, которые обозначают названия птиц?

сорока, ворона, воробей

- Проверьте правильность написания (слайд)

Соберите пословицу. (на столе в конверте)

Проворонила ворона вороненка.

Запишите это предложение.

- Подчеркните основу предложения. Обозначьте части речи.

- Дайте характеристику этому предложению.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

-Что значит проворонила? (не доглядела, упустила)

Посмотрим значение этого слова в словаре.(Толковый словарь)

-Назовите корень.

-Во втором слове назовите окончание.

-В третьем слове назовите суффикс.

-В первом слове перед корнем что появилось? (новая часть слова) Морфемный словарь

4. Сооб

щение темы и задач урока.

-Назовите тему нашего урока?

Приставка часть слова.

- Сформулируёте учебную задачу. (должны исследовать новую часть слова)
- Что бы вы хотели узнать о новой части слова? (название, местоположение, графическое обозначение, значение)
- Откуда мы можем узнать эту информацию?

- Какие задачи перед собой поставим?

Задачи

Узнать:    - Что такое приставка?  

                - Где находится?  

                - Для чего служит?

                - Какие бывают приставки?

                 - Как пишутся?

               -На какие вопросы мы уже знаем ответ?

На уроке мы постараемся ответить на все эти вопросы.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

5. Поиск решения проблемной ситуации.

-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в зимний лес и понаблюдаем за тем, что там происходит?

- Что увидели? (кормушку)

-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)

-Кто появился в зимнем лесу? (ворона)

-Что она сделала? (прилетела)

-Запишем действия вороны словами. (Слова записываются в  тетради  столбиком).

- Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень  - лет - )

- Выделите корень. Какое значение у слов? (движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и тоже?  (нет)

- Что же обозначают эти слова?

- Какие же части слова изменили смысл? (приставки)

- Назовите их.

- Где  расположены приставки? (перед корнем)

-Для чего они нужны? (для образования новых слов)

-Пронаблюдав за словами, мы с вами можем ответить на вопрос «Что такое приставка?»

- На какой вопрос мы можем дать ответ? (для чего служат приставки)

- Что еще можем добавить в план нашего ответа?

 –  «Какие бывают приставки?»     (по, пере,  до, у, с, от, пере.)

- Как выделяем приставку?

- Как пишутся приставки? (слитно, т к это часть слова)

- Откройте тайну золотого ключика на стр. 128 (знакомство с определением)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Физ

минутка

7. Диф

ференцированная работа по карточкам

Зелёная  карточка

Вставь приставку и запиши слова в тетрадь через запятую.
…шёл, …шёл, …шёл, …шел.

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Синяя карточка
Запиши слова в тетрадь через запятую и выдели приставку.
Нашёл, перешёл, пошёл, вышел.

Красная карточка

Вставь подходящую по смыслу приставку и запиши слова в тетрадь через запятую. Приставку выдели.

…шёл гриб, …шёл через дорогу,…шёл к дому, …шел из школы.

Проверка выполненной работы (по цвету)

- Что мы учились делать (Оценивать свою работу) +,-

Коммуникатив

ные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

8. Работа в группах

-Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе.

Правила работы в группах

Соблюдать тишину так, чтобы не мешать другим группам.

Готовность группы определять по поднятым рукам вверх

1 группа  Кластер  «Состав слова»

2 группа   Сделать вывод о сходстве и различии приставок.

3 группа  Практическая работа. При помощи действий доказать, что приставки служат для образования новых слов.

 4 группа.   Корень – ходит
                      суффикс – ложка
                      приставка – подумай
                      окончание – вода       (походка)  

5 группа . Творческая работа   Сказка

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

9. Рефлек

сия.

Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка)

 - Выяснить, как вы это поняли, мне поможет Игра Да – нет » Приготовили свои ладошки-сигналы.

 Приставка – это часть слова?

 Приставка стоит после корня?

      Приставка образует новые слова?

      Приставка стоит перед корнем?

      Приставка самая главная часть слова?

      Приставка является самостоятельным словом в предложении.

      Приставка пишется слитно со словами.

      Приставка находится в середине слова.

       Приставка и суффикс образуют новые слова.

      У однокоренных слов могут быть разные приставки.

-Где мы будем использовать полученные знания?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Кто доволен своей работой?

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

- Выполнили мы их?

- Какую задачу поставим на следующий урок?

Узнать какие бывают приставки.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

10. Домашнее задание  

Тест «Состав слова».

 Дополнительно .

 Диагностика
- Удалось ли нам выполнить учебную задачу? Были ли трудности? Давайте себя проверим. В диагностических листах два задания. Выберите то, с которым вы справитесь.

1 ЗАДАНИЕ

В выделенных словах отметь приставку.
Наступила зима. Подул сильный ветер. Закружилась белая метель. На окнах мороз нарисовал узоры.

2 ЗАДАНИЕ

Используя приставки ПЕРЕ, ЗА, ВЫ, образуйте новые слова.
+ лёт=
+ бег=
+ ход=


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

16 д е к а бря.

Слайд 3

Каллиграфическая минутка В…робей, уч…ник, т…традь, с…рока, к…р…ндаш, в…рона, учит…ль.

Слайд 4

Словарная работа

Слайд 5

Проверьте: с оро ка в оро бей в оро на

Слайд 6

Тема урока: «Приставка как часть слова»

Слайд 7

Задачи урока: ИССЛЕДОВАТЬ Что такое приставка? Где находится? Для чего служит? Какие бывают приставки? Как пишутся со словом?

Слайд 12

Правила работы в группе: Соблюдать тишину так, чтобы не мешать другим группам. Готовность группы определять по поднятым рукам вверх.

Слайд 13

Игра «Да - нет» Приставка – это часть слова? Приставка стоит после корня? Приставка образует новые слова? Приставка стоит перед корнем? Приставка самая главная часть слова?

Слайд 14

Что такое приставка? Где находится? Для чего служит? Какие бывают приставки? Как пишутся со словом?

Слайд 15

Домашнее задание: Выполнить тест по теме «Состав слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка ."Части слова"

1.Разбор предложения.2.Однокоренные слова .Форма слова.3.Повторение.Суффикс.4.Игра "Четвертый лишний."5.Работа с текстом.6.Нахождение однокоренных слов.7.Проиставка.8.Найти лишнее слово в строке.9.Под...

Конспект урока "Приставка как часть слова"

конспект урока "Приставка как часть слова"...

Урок русского языка "Части слова"

Материал для учителей начальных классов...

Презентация к уроку русского языка "Части слова. Обобщение"

Презентация к уроку русского языка "Части слова. Обобщение"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....