Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с глаголами; создавать условия для формирования умения слитного написания частицы "не" с глаголами; уметь применить полученные знания о правописании частицы "не" с глаголами в предложениях; развивать у обучающихся познавательный интерес, коммуникативные способности. На уроке используется учебник "Русский язык" А.В.Поляковой, мультимедийный проэктор, презентация по теме, компьютер, сигнальные карточки, технология "Пометки на полях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhema_konspekta_uroka.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог: Малимонова Татьяна Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 4 «А»

Тема урока: «Правописание частицы не с глаголами»

Дата проведения: 03.12.2013 г.

Цель: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы не с глаголами.

Задачи:

- выявить степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы не с глаголами;

- создавать условия для формирования умения слитного написания частицы не с глаголами;

- уметь применить полученные знания о правописании частицы не с глаголами в предложениях;

- развивать у обучающихся познавательный интерес, коммуникативные способности.

Оборудование: учебник «Русский язык» А.В.Полякова, мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки, «Пометки на полях».

            Этапы урока

                                 Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель для учителя:

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока.

Цель для обучающихся:

- подготовиться к продуктивной работе.

Методы:

- приветственное слово учителя;

- создание ситуации успеха.

  - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

                         Душу и сердце в работу вложи,

                         Каждой секундой в труде дорожи.

- А ваш труд – это учёба. Трудимся так, чтобы всем было интересно. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся и с хорошим настроением начнём урок русского языка.

2.

Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя:

- выявить степень усвоения обучающимися знаний о глаголе как части речи и его грамматических признаках;

- выявить степень усвоения обучающимися раздельного написания частицы не с глаголами;

- побуждать обучающихся к активности при систематизации знаний о глаголе как части речи.

Цель для обучающихся:

- распознавать раздельное написание глаголов в предложениях;

- определять грамматические признаки глагола.

Методы:

- активизация познавательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- самостоятельной работы по осмыслению и закреплению пройденного материала с использованием приема знаков и символов «Пометки на полях»;

- создание ситуации успеха;

- развитие эмпатии, самооценки, выявление познавательных затруднений, коррекция деятельности, рефлексия.

 Слайд 1. Проведение минутки чистописания с использованием информационно-коммуникационных технологий.

                        И мы сохраним тебя,

                        Русская речь,

                        Великое русское слово.

                                           (А.Ахматова)

Беседа по вопросам.

- Прочитайте высказывание поэтессы А.Ахматовой о великом русском слове.

- Как вы понимаете смысл этих строк? (ответы детей)

- Почему мы должны сохранить русскую речь? (ответы детей)

 Задание школьникам: записать это высказывание в тетрадь. Обратить внимание на посадку, наклон и высоту букв.

Работа в парах по карточкам с заданиями.

                                    Задания на карточках

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает, что будет делать? Например: смотреть, пишет.
  2. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. Например: Гром гремел. Луна светила. Поле опустело.
  3. Глаголы бывают переходного и непереходного вида.
  4. Частица не с глаголами пишется слитно.
  5. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Проверка задания.

- Какая информация является правильной?

- Есть ли для вас новая информация?

- Какая информация, на ваш взгляд, неверная?

Проверка домашнего задания ( упр.123 на стр.90)

- При выполнении задания на какое правило опирались? Расскажите это правило.

3.

Изучение нового материала.

Цель для учителя:

- организовать и направить познавательную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, систематизацию и обобщение знаний о слитном написании частицы не с глаголами;

- побуждать обучающихся к активности при изучении нового материала;

- создать условия для ознакомления обучающихся со слитным написанием частицы не с глаголами;

- организовать работу с обучающимися по развитию речевой деятельности.

Цель для обучающихся:

- уметь правильно писать частицу не с глаголами, понять слитное и раздельное написание данной частицы.

Методы:

- устное изложение учебного материала с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- формирование познавательного интереса у обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- работа с учебником и словарём;

- работа с текстом проблемно-поискового характера;

- эвристическая беседа;

- создание ситуации успеха;

- поощрение, формирование ответственности, самооценке, рефлексия, коррекция.

Беседа по вопросам.

- Вы  повторили правило о том, что частица не с глаголами пишется раздельно. А как быть с такими примерами?

Слайд 2. Чтение пословиц с использованием информационно-коммуникационных технологий.

                    Потчевать велено, а неволить грех.

                    Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

                    Плохо можется, коли нездоровится.

Беседа по вопросам.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы  детей)

- Назовите выделенные глаголы.

- Что можете сказать о правописании частицы не?

- Назовите тему урока?

Формулировка темы урока: «Слитное написание частицы не с глаголами»

- Чем мы будем заниматься на уроке?

Формулировка цели урока: рассмотреть случаи слитного написания частицы не с глаголами.

Слайды 4,5.Задание учащимся  с использованием информационно-

коммуникационных технологий: прослушать шуточное стихотворение и исправить ошибки, допущенные в нём.

                                 

                                 Побывал я однажды в стране

                                 Где исчезла частица не.

                                 Посмотрел я вокруг с    _ доуменьем:

                                 Что за      _ лепое положенье?

                                 Кругом было тихо-тихо,

                                 И во всём была _разбериха,

                                 И на _взрачной клумбе у будки

                                 Голубые росли _забудки.

                                 И погода стояла _настная,

                                 И гуляла собака _счастная.

                                 А из школы взявшись за ручки,

                                 Сонным шагом шли _доучки.

- Что вас рассмешило в этом стихотворении? Назовите эти слова.

Словарная работа.

Задание детям: объяснить лексическое значение слов: недоуменье, нелепое, неразбериха, невзрачный, незабудки, ненастная, несчастная, недоучки. (Состояние сомнения, странное, отсутствие порядка, непривлекательный. травянистое растение с мелкими голубыми цветами, дождливая, пасмурная, горестное состояние).

Беседа по вопросам.

- Обратите внимание на части речи.

- Да, это существительные и прилагательные.

- Как пишется частица не с этими словами?

- Почему?

-Как проверить, где писать частицу не слитно, а где раздельно?

  Обобщение правила: если слово без частицы не не употребляется, значит она пишется слитно, а если употребляется, значит она пишется раздельно.

- Опираясь на ваш личный опыт и знания, которые вы уже имеете, можно применить этот вывод к глаголам?

                             

4.

Физкультурная минутка.

Цель для учителя:

- создать условия для снятия перенапряжения, успешного обучения школьников и сохранения их здоровья.

Цель для обучающихся:

- получить эмоциональную разгрузку

                        Как живёшь? – Вот так! (показывают большой палец)

                        Как идёшь? – Вот так!( прошагать на месте)

                        Как бежишь? – Вот так! ( пробежать на месте)

                        Ночью спишь? – Вот так! (ладошки под голову)

                        Как берёшь? – Вот так! ( ладонь в кулачок)

                        Как даёшь? – Вот так! ( ладонь раскрыть)

                        Как молчишь? – Вот так! ( прикрыть рот ладошкой)

                        Как садишься? – Вот так! ( тихо сесть)

5.

Закрепление учебного материала.

Цель для учителя:

- организовывать  и направлять учебную деятельность младших школьников на систематизацию знаний в правописании частицы не с глаголами;

- определить степень заинтересованности обучающихся в умении распознавать раздельное и слитное написание частицы не с глаголами;

- создавать условия для выполнения коллективной работы.

Цель для обучающихся:

- учиться работать в парах, группах по алгоритму;

- уметь различать слитное и раздельное написание частицы не с глаголами.

Методы:

- активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий ;

- работа с учебником и словарём;

- выявление познавательных затруднений, коррекция, рефлексия;

- создание ситуации успеха, аргументированное оценивание с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

- формирование навыков самооценки, взаимооценки.

Слайд 7. Беседа по вопросам с использование информационно-коммуникационных технологий.

- Всем известно, что русский язык очень богат и сложен. В нём есть слова, которые не употребляются без частицы не и пишутся слитно.

                        Не с глаголами пиши раздельно

                         Например, не хотел, не знал.

                         Только помни об исключениях:

                          Ненавидел, негодовал.

- Где можно посмотреть правописание таких слов-исключений?

Работа с орфографическим словарём.

Задание школьникам: выписать глаголы с частицей не слитно (негодовать, неволить, ненавидеть). Проверка.

Объяснить лексическое значение этих слов ( возмущаться, заставлять, принуждать, испытывать неприязнь).

Работа с учебником.

Задание школьникам: на стр. 91 найти и зачитать сведения о языке.

Найти упражнение 125 на стр.92.

Беседа по вопросам.

- Прочитайте текст.

- О ком говорится в тексте?

Задание.

- Найти в тексте предложение, в котором частица не пишется  

слитно с глаголом. (Володя не стал её неволить).

- Почему Володя не стал неволить птичку?

- Что заметили в этом предложении?

- Запишите это предложение к себе в тетрадь.

Творческая работа в группах.

- Правила работы в группах.

- Чтение задания:

1. Составить два предложения по теме «В библиотеке», используя глаголы с частицей не раздельно.

2. Вставить в предложение пропущенные глаголы, используя слова для справок.

3. Вставить частицу не, объяснить написание.

- Выполнение задания.

- Проверка.

 Подведение итогов этапа урока.

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель для учителя:

- содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности;

- организовать развитие   самооценки и взаимооценки обучающихся;

Цель для обучающихся:

- учиться применять знания, полученные на уроке в практической деятельности.

Методы:

-информационно-обобщающий;

- формирование рефлексивности и прогнозирование будущей деятельности, самоконтроля;

- мотивирования и стимулирования; поощрение, создание ситуации успеха.

Беседа по вопросам.

- Какую тему рассматривали на уроке?

- Какую цель поставили себе?

- Как пишется частица не с глаголами?

- Что показалось трудным?

- Кто был активным на уроке?

- Где могут пригодиться знания?

- Чему нам надо учиться на следующем уроке?

-Спасибо за активную работу на уроке. Вы справились со всеми заданиями. Оцените свое настроение при помощи сигнальных карточек.

7.

Домашнее задание.

Цель для учителя:

- обеспечить возможность успешного выполнения домашнего задания;

- развивать у обучающихся познавательный интерес при выполнении творческого задания;

- побудить к самостоятельному поиску необходимых знаний.

Цель для обучающихся:

- закрепить знания о слитном и раздельном написании частицы не с глаголами.

Методы:

- концентрация внимания детей на требованиях к творческой работе;

- четкое пояснение выполнения домашнего задания;

- формирование ответственности, коррекция своей деятельности, рефлексия.

Домашнее задание.

- Изучить теоретический материал на стр.91.

- Выполнить упражнение 127 на стр.93

- По желанию выполнить упражнение творческого характера 126, придумать и записать три предложения, в которых были бы глаголы с отрицательной частицей не.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: "Правописание НЕ с глаголами" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать правила правопис...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Правописание НЕ с глаголами" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать правила правописания не ...

Конспект урока по русскому языку Тема: «Правописание НЕ с глаголами» Школа России 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами, формирование умения писать не с глаголом.Планируемые результаты: Предметные:- знать определение глагола;- уме...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание НЕ с глаголами» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- зн...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание НЕ с глаголами». Закрепление (3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать прав...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ

Цели деятельности учителя: знакомство с ролью частицы не,’ формирование умения писать частицу не с глаголами раздельно; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные.знать: к...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование ...