Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих."  3 класс УМК "Перспективная начальная школа "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема урока: «Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих»

Класс: 3

Цель урока:  Создание условий для  формирования  знаний учащихся в написании суффикса  -ок- после шипящих в именах существительных.

Задачи урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению  написания суффикса  -ок- после шипящих в именах существительных;

Развивающая: создать условия для развития коммуникативных умений, творческих способностей

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к языку, культуры

интеллектуального труда.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.


Оборудование:
 интерактивная доска; презентация, учебник ,раздаточный материал.


                                                           

                                                           ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований к учебной деятельности

Словесный

- Добрый  день. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне. Я рада видеть ваши добрые глаза! Желаю, чтоб на душе у вас было тепло и радостно! Успех ждёт тех, кто будет любознателен, внимателен, активен.

              Рассказать секреты слова

              Я для вас всегда готова.

              Но на уроке будь готов

              Сам раскрыть секреты слов.

-Мы отправимся в грамматическое царство, орфографическое государство. Правит там королева Орфография. Нам предстоит разгадать много секретов этого государства.

Проверяют рабочие места.

Слушают внимательно.

Ф

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

М:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Умение выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

2.Минутка чистописания

3.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, чёткое безотрывное письмо.

Цель: подготовка мышления учащихся организация фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Словесный, наглядный

Словесный (беседа), наглядный

Для начала давайте Откроем тетради , запишем число и классная работа. Затем пропишем по строчке

Ое ео Ео ое

Давайте сейчас с вами образуем словосочетания, подобрав подходящее по смыслу слово к данному. Воспользуйся словами из справки.

Состав_______, состав_______, состав_____.

Группа, слово, поезд

Запиши полученные словосочетания в тетрадь.

- Какое из этих словосочетаний имеет отношение к уроку русского языка?

- Почему?
- Итак, мы продолжаем с вами работать в разделе «Слово» и пополняем знания в этой области. 

- Что мы понимаем под составом слова? (Части, из которых состоит слово)

- Какие части слова вы знаете? Назовите.

-Что такое корень?

-Сформулируйте определение о той части слова, которая служит для образования новых слов (приставка и суффикс).

-Как вы думаете, есть ли другой способ образования новых слов? Попробуем разрешить эту проблему.

- На экране написаны слова:
школа
,город, листопад

2. Прочитайте слова.

3. Выделите  корень в словах

 -Мы видим, что у нас расходятся мнения .- Что вы заметили?

Записывают число, классная работа. Затем  прописывают по строчке соединения.

состав поезда; состав группы; состав слова


состав слова изучается на уроке русского языка, это языковое понятие

Отвечают на вопросы.


Читают слова.
Выделяют корень в словах.

В слове листопад количество корней выделено по-разному

(Слово одно, а мнения разные)

Ф

И

Ф

Интерактивная доска

Основы научных знаний

Р:

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

4.

Выявление места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и осознание того в чем именно состоит недостаточность из знаний и умений.

Словесный (беседа)

  -Почему возникло затруднение? Чего мы не знаем?

Мы не знаем, как правильно выделить корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове. Как они называются.

Ф

Р: умение анализировать свои знания

5. Построение проекта выхода из-за труднения

Цель: постановки целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализаций

Словесный

-Какую учебную задачу ставим? На доске открыты 3 вопроса

Узнать:

1.Как называются новые слова?

2.Как выделить корень?

3.Как образуются?

Ф

Р: умение формулировать цель и учебную задачу

Умение формулировать мысли в устной форме

6.

Реализация построенного проекта

Физминутка

Цель: реализация построенного проекта или построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении заданий

Словесный, наглядный  

 -Давайте с вами откроем учебник на странице 37 и прочитаем упражнение 36.

-Найдите слова ,выделенные цветом. Давайте выделим корень в этих словах. Что означает первое из них? Каких людей так называют?
-Что означает второе слово, выделенное цветом?
-Вы заметили, что в образовании каждого из этих слов участвовали основы разных слов?

-Кто прочитает правило в рамке на стр. 37?
(Слова, образованные из ОСНОВ разных слов, называются СЛОЖНЫМИ словами)

-Значит, еще можно сказать «Слова, у которых два корня, называются сложными»

Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Давайте выяснять, как соединяются корни в сложных словах?
-Прочитайте слова.(на экране)

1 группа 2 группа 3 группа

лесоруб землекоп лежебока

самолет  пешеход

теплоход сталевар птицелов

-Выпишите слова, выделите корни.

-Подчеркните гласную между корнями.

-Обозначьте точкой последний звук в первом корне.

-Когда пишется о, е?

Если первый корень оканчивается на:

  • тверд. согл. звук, пиши О
  • мягк.согл.звук, пиши Е
  • Ж, Ш, пиши Е

- Сформулируйте вывод.


Физминутка «Палочка-выручалочка».

-Услышав сложное слово, вы должны присесть.

Чтобы стать мне краснощёким,

Полежу на солнцепёке.

Чтобы быть сильномогучим

Длинноруким и прыгучим,

До полудня буду прыгать

И конечностями двигать.

Широкоплеч я, длинноног,

Спорт мне в этом так помог!

Читают упр.36 (стих)

У бабушки внучка- не белоручка!

Со стола посуду собрала.
Закусив губку, крутит мясорубку,

Подметать учится- Хозяйка получится!

-Белоручка-та, что избегает любого физического труда, то есть "белые руки", нетронутые какой либо тяжелой работой.

-Мясору́бка — механическое или электромеханическое приспособление для изготовления мясного фарша и измельчения других видов продуктов.

Читают правило.

Потому что слова образовались от сложения корней

Образование сложных слов.

Читают слова, выписывают их и выделают корень.

Слова, у которых два корня, называются сложными, корни соединяются гласными о, е; о-после твердых согласных, е-и-после мягких).

Выполняют физминутку.

Ф

Ф

Учебник  

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

К: умение взаимодействовать

Смыслообразование

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: применение нового способа действий при решении типовых заданий

Словесный  

Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначить корень в словах и подчеркнуть соединительные гласные.

Ходит пешком – пешеход

Чистит трубы - трубочист

Предмет для ловли мышей - мышеловка

Лазит по скалам - скалолаз

Этот тот, кто любит читать –книголюб

Корабль, который колет лед – ледокол

-Как образовали новое слово? 

-Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительный гласный - О, а в других Е?

Выполняют задание.

-Два корня соединили гласными –О-,-Е-

- Гласный О пишется после твёрдого согласного, гласный Е – после мягкого согласного и согласных ж, ш, ц.

Ф

И

Основы научных знаний

К: умение работать в группах

Р: умение оценивать свою работу, работу товарищей

Положительное отношение к процессу познания

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: исполнительская рефлексия достижения цели учебной деятельности; применение нового знания в типовых заданиях

Практический

Упр.37 на стр 38

Работа в парах.

На столе у вас лежат карточки. Прочитайте текст, найдите и подчеркните сложные слова.

 Самый высокий водопад в Росcии - Тальниковский водопад. Он очень красивый. Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её. Только в чистых водоёмах растёт растение, которая называется - водокрас. Чтобы охранять подводный мир, водолазы изучают его. И нам необходимо любить и охранять природу.

Проверка.

- Чему учит нас этот текст?

- Назовите, какие слова вы подчеркнули?

- От каких слов они образованы. Мы понимаем, что они обозначают?

Водопад - падающая вода.

Водоём - водяная ёмкость, бывают водоёмы природные и искусственные, которые построили люди.

Водолаз - человек, который работает под водой. 

Водокрас - это растение, которое растёт в воде. 

- Какой соединительный гласный пишется в этих словах? Почему? 

- Какую роль сложные слова играют в русском языке?

Выполняют самостоятельную работу и самопроверку по эталону.

 

-Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её, нам необходимо любить и охранять природу.

-Буква о, потому что д - твердый согласный)

-Они нужны для краткости речи, их используют вместо словосочетаний

И

интерактивная доска

Опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению научных знаний

Р: умение оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) 

Смыслообразование

9.

Итог урока

Цель: повторение и закрепление ранее изученного подготовка к изучению следующего курса

Словесный (беседа)

Какие задачи мы перед собой ставили?

-Как вы считаете, мы справились с задачей?

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите зеленый  карандаш, если не согласны – красный.
1.Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.                      

 2. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О- 3. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.                                                        4. Соединительные буквы – О-  и –Е в сложных словах - это орфограммы.

5. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.

Отвечают на вопросы

Зеленый

Красный

Зеленый

Зеленый

Зеленый

Ф

Основы системы научных знаний

К: умение проявлять активность в коллективной деятельности

10.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащихся результатов своей учебной деятельности

Наглядный, словесный

  -Чему научились сегодня на уроке(Учились находить и образовывать слова с двумя корнями)

-Как можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.)

-Для чего нужны сложные слова? ( для краткости речи ,вместо словосочетаний)

- Закончи фразу:

Мне понравилось…

Было сложно…

Было интересно…

Спасибо за урок, до свидания !

Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

Анализ своих собственные достижения, неудачи, поиск способов решения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка по теме : «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема урока:  «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".

2 класс, УМК "Перспектива"    Цели:   Образовательная :     -формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков     -...

Конспект урока русского языка по теме: "Существительное. Обобщение" (2 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Обобщение существительное»»Цели деятельности учителя : обобщение и систематизация знаний учащихся о существительном, совершенствовать...