Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Мартынова Ольга Александровна
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_2_MOY.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 3»

        

УМК "Перспективная начальная школа"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Учитель начальных классов: Мартынова Ольга Александровна,

высшая категория

        

Братск 2010


Тема: Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса (с.83-85).

Цель: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь.

Оборудование: учебники, Маша, Миша, сова Кира, карточки с корнями слов.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Чистописание:
  1. Интрига учебника: Маша предложила Мише разгадать слово, которое она «спрятала» в рисунке (изограф – дом).
  • Сегодня на минутке чистописания мы будем писать это слово с усложнением.
  • В чем трудность этого задания?

Дополнительно:  

  • придумать слова, начинающиеся на букву д, о, м;
  • придумать предложение, в котором слова начинаются на эти буквы, например: Дайте Олегу машину.

Проверка: по вариантам.

  1. Звуко-буквенная зарядка: стр. 82

Если нет скамеек – не беда!

Можно сесть на ФОРТОЧКИ всегда!

  • Какое слово не подходит по смыслу?
  • Какую букву нужно заменить? (Ф - К)
  • Прочитайте стихотворение с новым словом.
  • Какими звуками различаются слова форточки и корточки?

Задание:

1 вариант - дать характеристику звуку, обозначенному буквой ф;

2 вариант - дать характеристику звуку, обозначенному буквой к.

  1. Словарная работа
  1. Интрига учебника: Мише так понравилось отгадывать «спрятанные» слова, что он попросил сестру дать ему еще такое же задание.

(изографы – пенал, сорока, яблоко)

Задание: записать слова, обозначить б/гл, проверить по словарю «Пиши правильно».

  1. Логическое задание: как эти слова могут быть связаны между собой.
  1. Повторение о корне и родственных словах.
  1. Задание совы Киры
  • Ребята, как вы думаете, что есть общего у кустов, деревьев и слов? (Корень)
  • Правильно, корень.

Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень и находят его в списке корней на доске.

Так же, как и у кустов

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Ледяной, ледовый, лед.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды…

  • Как вы думаете, можно ли к этому списку добавить слово дом?
  • Почему?

б) Образование родственных слов с корнем -дом-.

                                                                                                                       

  • С помощью чего образовалось новое слово?
  • Как называются эти слова? (Родственные)

в) Игра «Да-нет»

Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является хлопать не нужно (нет).

Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)

Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)

Час, часовщик, часики, часовая (Да)

Больница, боль, больной, большой (Нет)

Вода, водный, водитель, водяной (Нет)

Соль, солонка, солить, соленый (Да)

  1. Повторение образования слов с помощью суффикса, приставки.
  1. Работа с обратным словарем.

Задание: найти слова на букву К. Найти слова на –ик. (стр. 143)

прочитать слова; пронаблюдать с помощью чего они образовались; на примере одного из слов показать как оно образовалось (у доски с комментированием).

  • С помощью чего образовалось это слово? (Суффикса)
  • Какая еще часть слова помогает образовывать новые слова? (Приставка)
  1. Работа по теме урока.
  1. Проблемный вопрос: - А как вы думаете, могут ли  образовываться новые слова сразу с помощью и приставки и суффикса? Давайте проведем небольшое исследование.

б) Прочитайте тему нашего урока

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Задание: открыть содержание, найти там эту тему, определить страницу (стр. 83)

в) Работа со стихотворением М. Дружининой (с. 84)

  • чтение стихотворение учащимися;
  • беседа по содержанию: Как называется первый весенний цветок? (Подснежник) Почему его так называют? От какого слова оно образовалось?

Подснежник                  снег

1) снег          снег/;

2) под + снеж + ник +  = подснежник

  • С помощью чего образовалось это слово? (С помощью приставки под- и суффикса –ник-)

г) Закрепление.

Задание: узнать слово по описанию: бывает медным, бронзовым, серебряным, стеклянным, керамическим, декоративным и … Подставка для свечи или свечей. Что это? (Подсвечник)

Слово записывается и аналогичным образом разбирается на доске с комментированием.

Индивидуальная работа у доски: показать как образовались слова покраска, заготовка.

Вывод: С помощью чего могут образовываться слова? (С помощью приставки и суффикса) Подтвердилось ваше предположение? (Да)

  1. Домашнее задание: учебник, стр. 84, упр. 94.
  2. Итог урока.
  • Продолжите фразу: «Сегодня на уроке…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Состав слова. Суффикс".

В папке содержится разработка урока с указанными слайдами к презентации. А также рабочие материалы....

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."

План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....

Тест к уроку русского языка на тему: "Состав слова. Приставки и суффиксы"

Данная презентация  содержит тест к уроку русского языка на тему "Состав слова. Приставки и суффиксы" для 4 класса УМК "Школа России"...


 

Комментарии

Журавлева Татьяна Анатольевна

Хороший урок, спасибо!

Урок интересный, спасибо! Всё интересно, что связано с перспективной школой.