Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Лаврова Светлана Владимировна

 

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.

Раздел: Преподавание в начальной школе.

В данной статье представлен урок русского языка во 2 классе. Учащиеся обобщают свои знания о корне слова через наблюдение над однокоренными словами. Включение детей в игровые ситуации, работа в группе, использование приёмов здоровьесберегающих технологий - всё это способствует активизации мыслительной и речевой деятельности, проявлению положительных эмоций, помогает повысить интерес к русскому языку. На уроке используется авторская презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47 КБ
Office presentation icon prilozhenie1.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

«Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс.

Лаврова Светлана Владимировна

учитель, ГОУ средняя общеобразовательная школа № 577, Санкт-Петербург

Цели и задачи:

Обобщить знания о корне слова;

Совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов;

Способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости;

Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через использование физкультминуток, упражнений на релаксацию, гимнастику для глаз и дыхательную гимнастику.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, карточки-тексты с определениями корня и заданиями, цветные круги (гимнастика для глаз), листы А4 для работы в группах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.

- Вот звонок сигнал нам дал,

  Для работы час настал.

  Тихо падает снежок,

  Начинается урок.

  1. Тема, задачи

Итак, тема нашего урока: Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова. Слайд 2.

Как вы думаете, какие знания будем обобщать и какие умения тренировать?

Познакомимся с вопросами для обсуждения, которые будут служить нам планом работы в первой части урока.

 Слайд 3.

Вспоминаем, обсуждаем:

Что такое корень слова

Роль корня в слове

Как выделить корень в слове.

  1. Работа по теме.

Что такое корень? (первый вопрос для обсуждения)

Слово корень - многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова. Слайд 4.

 На разных досках развешаны карточки-определения корня из словаря. Прочитайте.

Итак, корень- это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.

Что общего в значениях слова корень? (важная часть чего-либо)

А ещё в словаре говорится, что корень- это основная значимая часть слова.

Как по-другому можно сказать о корне слова? Вывод: это главная часть слова. Слайд 5. Упражнение для активизации всех систем организма: растирание пальцев рук и ушных раковин.

Роль корня в слове.

Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт. Вернуться на слайд 3.

. Слайд 6.

Послушайте стихи.

Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым - был он только словом. (Е.Измайлов)

Жил был корень сад. Однажды человек решил его посадить…

Это слово, слово- корень, разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло- стало много новых слов.

Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.

Прочитайте слова, запишите, выделите корень.

Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.

Поняли, что означает это слово?

Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.

Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?

Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов. Вернуться на слайд 3. Физкультминутка. Упражнение для повышения устойчивости внимания: ленивые восьмёрки. (стоя у парты). Нарисовать цифру 8 в горизонтальной плоскости по 3 раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

Как выделить корень в слове?

Обсуждаем третий пункт плана.

 Слайд 7.

Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен?

Люди, которые происходят из одной семьи, часто похожи друг на друга. Их называют родственниками. В русском языке наблюдается такое же явление.

Как по-другому называются однокоренные слова? (родственные)

Что значит родственные? (Имеют общую часть и сходны по значению)

Достаточно ли одного слова, чтобы выделить корень?

Определите ваши действия, чтобы правильно выделить корень.

Вывод: Подобрать родственные слова, выделить общую часть - корень.

Собираем родственников.

Слайд 8.

Мы попали в лес и повстречали сову. Что интересного знаете об этой птице?

Подберите родственные слова к слову сова.

Запишите следующие слова: сова, совиный, совушка, совята.

Какой корень в этих словах? Обозначьте его. Поставьте ударения в словах и понаблюдайте.

Что можно сказать о гласных звуках в корнях этих слов? (В слове совушка гласный ударный)

Какой вывод можем сделать?

Вывод: Корни в родственных словах пишутся одинаково.

Этот секрет корней будем использовать на следующих уроках.

Релаксация для глаз. По четырём углам доски расположены круги разного цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Ученики по команде учителя смотрят на круги, сосредотачивая взгляд на каждом.

  1. Тренировочные упражнения

Мы вспомнили и обсудили все вопросы первой части нашего урока.

. Слайд 9.

Следующая часть называется «Играем, наблюдаем», в которой вы будете выполнять тренировочные упражнения, работая в группах.

Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу.

Тексты заданий расположены на слайдах презентации.

 Каждая группа выполняет задания на отдельных листах А4,вывешивает свою работу на доску. Обсуждение работ происходит у доски, проверка со слайдом.

Игра «Зоркий глаз».

Прочитайте скороговорку, найдите и выпишите родственные слова, обозначьте корень. Слайд 9.

Повар кашу варил-варил, подваривал да недоваривал.

Игра «Третий лишний».

В каждой группе слов найти лишнее, обосновать свой ответ. Очень важно вдумываться в смысл слов.

 Слайд 10.

Гром, громкий, громадный.

Вода, водитель, подводный.

Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох ртом, медленный глубокий вдох, короткий резкий выдох, выдох толчками.

Игра «Помоги мальчику разделить слова на группы».

Записать слова в два столбика, выделить корни.

 Слайд 11.

Заморозил, холодильник, холодный, мороз, морозный, холодок.

Какие корни в этих словах? Все слова связаны с низкой температурой воздуха.

Мороз и холод считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?

Работа со стихотворением.

По классу развешаны тексты-карточки со стихотворением для групп.

Найдите карточку для своей группы.

Слайд 12.

Прочитайте стихотворение С. Погореловского «Снежная страна».

Поплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песню просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.

Найдите все «снежные» слова. Запишите и выделите корень.

Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (Чередование снег/снеж)

  1. Итог, рефлексия.

Найдите правильное определение корня. Слайд 13.

Главная часть предложения (так думает Карлсон), общая часть родственных слов (Золушка), общая часть всех слов (Буратино).

Поверка со слайдом.

Молодцы! Справились с заданием на отлично.

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке мы научились…»

Какое настроение было сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание.

Предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе, где требуется доказать своё мнение. (Дидактический материал, упражнение 102)

Релаксация (звучит музыка).

Встаньте, поднимите голову вверх, представьте, что на вас светит яркое солнышко и посылает вам свет и тепло, вокруг искрится снежок… Улыбнитесь друг другу.

Урок окончен.

Приложение 1. Презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ – ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ»

Урок разработан для урока русского языка во 2 классе "школа 2100". Использование ЦОР помогает провести урок более ярко и интереснее....

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь. УМК "2100", 2 класс....

Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100

Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...

Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...