Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Патрина Светлана Сергеевна

Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_neproiznosimye_soglasnye.rar88.51 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа 2100», 3 класс.

Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

«Русский язык. 3 класс»

Урок 1 (из 6) по разделу «Слово. Непроизносимые согласные в корне слова»

Тема : Наблюдение за словами с непроизносимым согласным в корне слова

Цель: познакомиться с орфограммой – буквой непроизносимых согласных в корне слова, учиться грамотно писать слова с этой орфограммой, подбирать проверочные слова.

УУД:

  1. Регулятивные:
  • развитие умения формулировать тему и цель урока
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;
  1. Познавательные:
  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова;
  • развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  1. Личностные:
  • формирование позитивно-ценностного отношения к окружающему миру и людям.
  1. Комуникативные:
  • умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

   Тип урока: открытие нового знания.

   Технологии: деятельностного подхода, ИКТ, оценивания

   Метод: проблемно- диалогический.

Оборудование: учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина  «Русский язык. 3 класс», компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки (у каждого ученика), листы самооценки (конец урока), осенние клиновые листочки (у каждого ребенка (для самооценки в течение урока)

Структура урока:

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой
  2. Минутка чистописания. Самооценка
  3. Словарная работа, индивидуальная работа на карточках и доске. Самооценка
  4. Постановка учебной проблемы.
  1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
  2. Выход из проблемы путем побуждающего диалога.
  1. Постановка цели.
  2. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.
  1. Поиск решения учебной проблемы.
  2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной. Самооценка

Физминутка для глаз.

  1. Подводящая беседа к формулированию правила.
  2. Самостоятельное формулирование правила.

Физминутка.

  1. Закрепление изученного.
  1. Коллективная работа на доске и в тетрадях
  2. Самостоятельная работа. Самооценка
  1. Подведение итогов.
  1. Выводы и обобщения.
  2. Самооценка детей.
  3. Пожелание ребятам Осени.
  1. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

Слайд 2 ( по щелчку)

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить.

По щелчку тут же появляется пожелание хорошего настроения.

      - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

      - Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

- Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!

  1. Минутка чистописания.

   - Какое сейчас время года? Нравиться ли вам осень? (ответы детей)

Переход по щелчку на слайд 3

Осень. Природа тихая и утомленная.  

То мы видим ее сквозь прозрачную сетку дождя, с погасшими тусклыми красками,  

 Переход по щелчку на слайд 4

 то она вспыхнет в лучах недолгого осеннего солнца.

Осенняя пора - очей очарованье.

Нашей гостьей сегодня будет Осень. ( по щелчку на слайде 6 появляется гостья - Осень)

- Как вы думаете, какую букву будем прописывать на минутке чистописания? (ответы детей)

Переход по щелчку на слайд 5

Давайте пропишем букву о в соединении с другими буквами.

Ооолоеооо

Осенняя пора – очей очарованье.

- Почему так говорят?

Обозначьте ударение, подчеркните орфограммы - безударные гласные.

 Самооценка на осеннем листочке

  1. Словарная работа.

- Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки.

Прочитайте загадки, запишите отгадки. Один человек у доски записывает отгадки- словарные слова. Остальные работают в тетради.

Переход по щелчку на слайд 6.

  1. Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней….(помидор) (отгадка по щелчку)

Переход по щелчку на Слайд 7

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я….(капуста) (отгадка по щелчку)

Переход по щелчку на Слайд 8   

  1. В темном тереме девица,

Наверху ее косица.

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку) (отгадка по щелчку)

Переход по щелчку на Слайд 9   

  1. Длинный, зеленый,

Вкусен свежий и соленый.  (огурец) (отгадка по щелчку)

Переход по щелчку на Слайд 10   

  1. В темноте живу все лето,

Как солдат, в мундир одета.

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире.  (картофель) (отгадка по щелчку)

Переход по щелчку на Слайд 11   

  1. Круглое, румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу

«Кушай, мамочка»- скажу.  (яблоко) (отгадка по щелчку)

Выполняется взаимопроверка по образцу на слайде. Оцените друг друга и на осенних листочках поставьте отметку.  

Переход по щелчку на Слайд 12.  

Молодцы! В подарок Осень дарит вам вот такие овощи и фрукты

Во время словарной работы учащиеся 1 ряда выполняют работу на карточках в паре:

Определите орфограмму, определите проверочное слово:

Горо_ - ________________

Холо_ - ________________

Сугро_ - _______________

Лоша_ь - _______________

Ша_ка - ________________

Гла_кий - _______________

По окончании работы самопроверка по эталону на слайде, самооценка. Слайд 13

1 ученик на доске выполняет звуко-буквенный разбор слова осень. После выполнения проверка по эталону, самооценка

  1. Постановка учебной проблемы.

1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для  работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради.  Записываем отгадки.

               Ну-ка, кто из вас ответит

               Не огонь, а больно жжет

              Летом светит очень ярко

               Осенью - наоборот.  (Солнце)

       

               Когда я сосульку ел,

               Было очень вкусно.

               А когда я заболел

              Стало очень …..(грустно)

              Мишка был большой проказник

              У него сегодня ….(праздник)

    - Помощники готовы?  Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе)

Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по-разному, ведь я диктовала для всех одинаково.

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

- Сколько мнений в нашем классе? (два)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)

Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написал? (Не слышим ее при произношении)

- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

  1. Постановка цели урока.

- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

- Какова цель нашего урока?  Что мы сегодня будем делать? (Учимся грамотно писать слова)

Переход по щелчку на слайд 14

На слайде цель урока

                            Научиться грамотно писать слова

  1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
  1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Переход по щелчку на слайд 15 .

Капуста, капустница, капустный

- Прочитайте слова «про себя», вслух.

- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов на доске и в тетради, посчитаем количество букв и звуков.

По щелчку появляется транскрипция, количество букв и звуков этих слов. Слайд 16. 

Капуста [капуста]

Капустный [капусный]

Капустница [капусница]

- Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? (Не слышится, не произносится  звук т)

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? (Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

- Молодцы! Интересные названия придумали.

2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

- Откройте учебники на стр.72 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника. 

Переход по щелчку на слайд 17.

Появляется правило

- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)

Переход по щелчку на слайд 18.

      Непроизносимые согласные в корне слова.

- Зная тему урока, давайте дополним цель урока

Научиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

- Что еще узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми?

Переход по щелчку на слайд 19.

ДТВ

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв

СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ  

- Запишите их себе в тетрадь и запомните их.

- Оцените свою работу на этом этапе, поставьте отметку на осеннем листочке

Переход по щелчку на слайд 20.

Осень напоминает нам, что необходимо отдохнуть нашим глазам. Установка для учащихся: Следите за появлением объектов.

3.Физминутка для глаз. 

Переход по щелчку на слайд 21

   4. Подводящая беседа к формулированию правила. 

  - Вернемся к нашим словам, записанным в начале урока. У кого из моих помощников есть ошибки? А как  можно проверить? (Подобрать проверочные слова)

 -А любое однокоренное слово подойдет? (Нет)

-А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится)

Переход по щелчку на слайд 22

 - Найдите пары однокоренных слов и ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным.

Звездный        солнышко

Солнце        сердечный

Грустный        здравие

Здравствуй        звезда

Сердце                            грусть

(По щелчку образуются пары слов).

Звездный-звезда, солнце-солнышко, грустный-грусть, здравствуй-здравие, сердце-сердечный

Переход по щелчку на слайд 23

Иногда согласные  

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить? 

5. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

-Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют  правило)

(По щелчку появляется запись как проверять непроизносимые согласные)

Непроизносимые согласные проверяй так:

          грустный- грусть

Звездный- звезда 

Сравним наш вывод с правилом в учебнике, с.73. Переход по щелчку на слайд 24

Составление алгоритма, сравнение с учебником. Слайд 25

- Исправьте ошибки (у кого есть они) в тех словах, что писали помощники на доске, а вы в тетради.

         6.  Физминутка.

Переход по щелчку на слайд 26.

  1. Первичное закрепление
  1. Коллективная работа на доске и в тетрадях

Переход по щелчку на слайд 27

- Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Подобрать проверочное слово, вставить нужную букву, выделить орфограмму.

гиган…ский         гигант

грус…ный         грусть

извес…ный         известие

мес…ный         место

наез…ник        езда

радос…ный         радость

ярос…ный         ярость

чес…ный         честь

 (По щелчку появляется сначала проверочное слово, затем по щелчку буква, которую необходимо вставить.) Слайд 28

  1. Самостоятельная работа.

Упр.79, стр.74.

Проверка по эталону.  Самооценка. Слайд 30

Доброе сердце, устный счёт, честное слово, хрустнула ветка, известный ученый.

  1. Подведение итогов урока.

Переход по щелчку на  слайд 31. ( Каждый вопрос  по щелчку)

1.Выводы и обобщения.

-Что нового узнали на уроке?

-Какую задачу ставили?

-Удалось ее решить?

-Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? (Да, нет, не совсем)

-Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? (Да, нет, не совсем)

Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.

2.Самооценка детей.

Переход по щелчку на слайд 32.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Фамилия Имя

отметка

  - На осенних листьях, а их вам принесла наша гостья Осень, у вас таблица самооценки. Поставьте « плюс» или «минус»  напротив каждой строчки и оцените себя. Поставьте себе отметку за урок.

Переход по щелчку на слайд 33.

3.Пожелание ребятам Осени.

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

Молодцы!

- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

  1. Домашнее задание. 

Переход по щелчку на слайд 34.

Выучить правило стр.72-73, упр.1, с.86

Переход по щелчку на слайд 35.

Спасибо за урок!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему:«Написание слов с непроизносимыми согласными»

Тема: « Написание слов с непроизносимыми  согласными» Тип урока: интегрированный урок объяснения нового материалаМежпредметные связи: - литературное чтение – фрагменты произведений А.С. Пушк...

Урок русского языка по системе Занкова "«Слово и предложение» 1 класс

Урок направлен на уточнение первоначальных представлений о предложении как единице высказывания, научить различать группу слов и предложение, формировать из слов предложения, изменяя форму слова...

Урок русского языка по теме: "Повторение. Орфограмма. Классификация орфограмм", 2 класс. Школа 2100

Разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...