Главные вкладки

    Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Казакова Любовь Сергеевна

    Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;
    формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kazakova_l.s._teh._karta_uroka_rus._yazyka.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Технологическая карта урока- путешествия («Школа России»)

    № п/п

    Параметр

    Описание

    Учебный предмет, класс

    Русский язык, 3 класс

    Тема урока

    «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

    Цель  урока

    Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;
    формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.

    Задачи

    Обучающие –
    • учить делать самостоятельные выводы по теме;
    • обогащать письменную речь учащихся;
    • учить применять полученные знания грамотного письма;
    • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

    Развивающие –
    • Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
    • формировать самоконтроль и самооценку;
    • способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

    Воспитательные -
    • воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение к учителю, сверстникам;

     • формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе.  

    Ожидаемый учебный результат

    Предметные результаты

    Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

    Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в  на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов

    Личностные:

    формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности,   предложенной в учебнике и учебных пособиях.

    Метапредметные

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

    Познавательные:

    пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

    Коммуникативные:

    Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

    Оборудование и материалы

    Для педагога

    Для учащихся

    Учебник, интерактивная доска, диск «Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык», приложение к уроку (презентация)

    Учебник, памятки «Работаем в паре», «Работаем в группе», карточки, бумажные солнышки

    Основные этапы и виды деятельности

    Этап урока

    Цель - результат

    Содержание

    (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Оценка и контроль

    Мотивация

    (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности)

    Формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе

    -Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
    – Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

    Дети отвечают, высказывают своё мнение

    Устные ответы

    Введение в тему урока. Постановка учебной задачи на урок  

    Подведение детей к формированию темы и постановке задач урока.

    Составление плана урока

    Воспитание здорового образа жизни

    Физкультминутка

    - Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие на сказочном корабле к острову, где живут буквы, которые любят играть в прятки. На пути к острову вас ждут испытания, исследования, но я уверена, что вы справитесь с ними.

    (слайд 1)

    - Отправляемся в путь.

    Внезапно начался шторм!

    Вот первое испытание.

    Чтобы успокоить море необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце.

    (слайд 2)

    АРБУЗ     ШУБКА

    ХЛЕБ       ТРАВКА

    ВЕТЕР     ВЬЮГА

    - Какое слово «лишнее» в первом столбце?

    - Во втором столбце?

    - Как проверить парную согласную?

    - С этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые!

    (слайд 3)

    Отдохнем с тобой дружок,

    Ставим руки дружно в бок,

    Наклонились влево – вправо,

    Влево-вправо, влево-вправо,

    Потянулись мы на славу,

    Сядем тихо, мой дружок,

    И продолжим наш урок.

    Обосновывают выбор

    Отвечают - ветер

    Отвечают – вьюга

    Вспоминают изученную орфограмму, называют проверочные слова (арбуз – арбузы, хлеб – хлеба, шубка – шуба, травка – трава)

    Устные ответы

    Правильные ответы на вопросы

    (оценка)

    Выполнение упражнений физкультминутки

    (контроль)

    Открытие нового (знания, способа действия) 

     

     Подведение детей к самостоятельно-

    му выводу

    Проверка понимания способа действия

    Чтение сказки

    Учебник «Русский язык»,1 часть, с.117

    Задание выполняется в группах

    - Море успокоилось, и на горизонте показался остров. (слайд 4)

    - Давайте поприветствуем остров.

    - Каким словом приветствуют при встрече?

    ( учитель крепит карточку с представленным словом на доску)

    - Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним…(солнце). Как радостно бьётся у каждого из вас… (сердце)

    - Посмотрите на слова. Что необычного в них?

    - А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.

    - Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

    - Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?

    - Как бы вы назвали эти согласные, которые пишутся, но не произносятся? (на интерактивной доске появляется тема «Непроизносимые согласные в корне слова»).

    - Вот на этом прекрасном острове мы продолжим выполнять различные задания и упражнения.

    - Запишите в столбик слова с непроверяемыми согласными.

    - Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

    - Вот как на этот вопрос ответили герои сказки

    (слайд 5)

    -Так как же найти  звук, который не произносится, но пишется?

    - Как будем проверять слова с непроизносимыми согласными?

    -Прочитаем правило

    Поработаем в группе.
    (Каждой группе даются свои слова.)

    - Ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными.
    - Запишите попарно эти слова.
    - Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.
    - Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

    Здравствуйте!

    Выбирают подходящие карточки

     Отвечают

    Внимательно смотрят на карточки и прочитывают слова

    Проговаривают и отвечают

    Отвечают: «в», «л», «т», «д»

    Обосновывают выбор: непроизносимые согласные.

    Высказывают своё мнение

    Записывают слова,

    осуществляют самооценку

    Высказывают своё мнение

    Один из учеников читает сказку, другие слушают.

    Чтение сказки учеником.

    Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

    Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

    Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

    Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

    Обосновывают выбор и отвечают

    Отвечают: надо изменить слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной

    Читают и запоминают  правило

    Вспоминают правила работы в группе

    Выполняют задание


    печальный - грустный
    весёлый – радостный
    здешний – местный
    всадник – наездник
    огромный – гигантский
    знаменитый – известный
    правдивый – честный
    гневный – яростный
    хмурая - ненастная

    Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп

    Устные ответы

    (оценка)

    Умение слушать, понимать прочитанное

    (контроль)

    Поиск информации

    (контроль)

    Ответы на вопросы

    (оценка)

    Работа с материалом учебника

    (контроль)

    Правила работы в парах

    (контроль и оценка)

    Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

    Развитие мелкой моторики

    Проверка понимания способа действия

    Пальчиковая гимнастика

    (слайд 6)

    Учебник, с. 118, упр.226

    Словарная работа

    Выполнение заданий с диска «Электронное приложение к учебнику «Русский язык»

    Работа в парах

    (Учебник, стр.119, упр.227)

    Наши пальчики сцепились,

    И тянулись, и крутились,

    Каждый хочет победить,

    И награду получить.

    -Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочные слова.

    - Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили для вас:

    • Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз?

    - Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?

    • Скоро Новый год. Это весёлый …

    - Как проверить непроизносимую согласную?

    -Поработаем в парах.

    Исследуют, при любом ли сочетании согласных один из них не произносится.

    Выписывают слова с непроизносимыми согласными и рядом пишут проверочные слова

    Обосновывают выбор ответа (лестница)

    Отвечают, делают выводы

    Обосновывают выбор ответа (праздник)

    Повторяют правило.

    На слух определяют слова с изучаемой орфограммой

    Закрепляют новый материал игровыми упражнениями

    Вспоминают правила работы в парах.

    Объясняют написание слов чудесный, прекрасный.

    Формулируют свои предположения в паре.

    Осуществляют взаимопроверку

    Самостоятельная работа

    (оценка)

    Устные ответы

    Правила работы в парах

    (контроль и оценка)

    Подведение итогов.

    Итоговая рефлексия учебной деятельности.

    Задание на дом.

    Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

    Работа с бумажными солнышками

    (слайд 7)

    Учебник, стр.120, упр.231

    - С какими согласными мы познакомились?

    - Почему их так назвали?

    - Как проверить слово с непроизносимой согласной?

    - У каждого на парте – бумажное солнышко. Чего не хватает у него?

    - Если вы поняли, как проверить непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик.

    - А теперь покажите ваши солнышки.

    Учитель даёт комментарий к домашнему заданию

    - Составить предложения со словарными словами (чувство, лестница, праздник)

    Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

    Слушают учителя и определяют, чего не хватает

    Формулируют конечный результат своей работы

    Рисуют улыбку или ротик – по настроению.

    Поднимают рисунки вверх и показывают

    Планируют выполнение домашнего задания

    Устные ответы

    (оценка)

    Усвоение нового материала

    (контроль)

    Запись домашнего задания

    (контроль)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"

    Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов  с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...

    Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс

    Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...

    Конспект урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" (с аспектным анализом) 3 класс

    Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения. На каждом этапе урока указаны формируемые универсальные учебные действия. Конспект представлен с аспектным анализом. Для проведения у...

    Урок русского языка. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными

    Данную разработку может использовать учитель, работабщий не только по системе Л.В.Занкова, но и по другим системам обучения...

    Конспект урока русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить"

    Урок русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить" проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой....

    Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

    Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...