Главные вкладки

    Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Шакобасова Мунира Раисьевна

    Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_3_kl.docx23.62 КБ

    Предварительный просмотр:

                Урок русского языка на  тему:

    «Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова»

                                                               Составила и провела:

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                   Шакобасова М. Р.                                                      

                                                         17. 10. 2016 г.

    Класс 3

    Предмет: русский язык

    Тема: «Правило правописания непроизносимых согласных в корне слова»

    Цель: сформировать представление о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

    Задачи:

    - познакомить с новой орфограммой и способом ее проверки;

    - активизировать словарный запас детей при подборе родственных слов;

    - развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства в процессе аргументации верности написания слов.

    Планируемый результат.

    Познавательные умения:

    - анализировать написание слов с непроизносимыми согласными;

    - использовать знания о корне при изучении орфограммы «непроизносимые согласные в корне».

    Регулятивные умения:

    - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    - использовать алгоритм проверки написания непроизносимой согласной;

    - выполнять учебное действие в соответствии с планом.

    Коммуникативные умения:

    - формировать высказывание, используя правило о правописании непроизносимых согласных;

    - адекватно использовать речевые средства для представления результата.

    Тип урока: урок изучения новых знаний

    Используемые методы, приемы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, работа в парах.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, работа в парах.

    Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Е. В. Бунеева УМК «Школа 2100»

    Ход урока:

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Организационный момент.

    Мотивация к учебной деятельности.

    Здравствуйте, ребята. Садитесь.

    Начинаем урок русского языка. Сегодня нам поможет девиз нашего урока, который подсказала мне мудрая сова. Прочитаем его вместе.

    На доске открыт девиз урока

    Перо пишет, а ум водит.

    • Как вы думаете, что сова хотела сказать нам этими словами? (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)
    • Какие еще качества нужны в учении?
    • Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества.

    • (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)

    (Усердие, трудолюбие, …)

    Постановка проблемы урока

    Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы.  В левом верхнем углу найдите стихотворение и прочитайте его про себя.

    Текст:

    Здравствуй,  солнце  красное.

    Здравствуй,  утро  ясное.

     В  радостный  прелестный  день, Заниматься  нам  не  лень.

    О чем оно?

    К кому обращаются? Как нужно прочитать.

    Сравните свой текст и мой.

    Давайте прочитаем мой текст, с пропущенными буквами.

    - Мы прочитали текст, с пропущенными буквами. Смысл потерялся?

    - Что–то было непонятно?

    - А может здесь и не надо ничего писать?

    Ребята, мы встали перед проблемой !

    - Как же называются согласные, если они не произносятся?

    - Теперь вы можете поставить цель нашего урока!

    - Прочитайте цель урока.

    Какова тема нашего урока?

    - Прочитайте тему урока.

    Ребята, сегодня вы САМИ определили цель и сформулировали тему урока.

    Сейчас вам предстоит вывести правило.

    (О солнышке, об утре, о прелестном дне)

    (Бодро, весело)

    Мы видим пропущенные буквы.

    Чтение текста.

    Нет.

    Все понятно

    Надо

    Непроизносимые

    Ответы 2-3 учащихся.

    После появления на слайде хором прочитали.

    Ответы учащихся.

    После появления на слайде хором прочитали.

    Исследование

    Но для этого проведем исследование.

    Исследуем слово местность.

    - Прочитаем.

    Есть непроизносимый согласный?

    - Подберите родственные слова.

    Посмотрите на экран – я их уже записала.

    -Ребята, где находится непроизносимый согласный?

    - Что мы знаем об орфограмме корня?

    - Какую букву вставим?

    - Попробуйте сформулировать правило. Я вам помогу начать.

    - Продолжите фразу ….

    Я вам это правило сказала?

    Вы сами его вывели?

    А что нам предлагает учебник. Прочитаем правило на с. 125 хором.

    Вернемся к нашему пробному действию.

    Пользуясь правилом, преодолеем опасное место в слове. (Называем слово и подбираем к нему проверочное)

    Мы справились с пробным действием?

    Помогло ли правило?

    Чтение вместе с учителем.

    Да.

    Ответы учеников.

    (В корне)

    Все гласные и согласные в корне пишутся одинаково.

    Букву т.

    Ответы учеников.

    Нет.

    Да.

    Чтение хором правила.

    Ответы учеников. (Здравствуй, солнце, здравствуй, радостный, прелестный.)

    Да.

    Да.

    Работа в паре

    Сейчас работа в паре.

    Прежде, чем начнем работать в паре для примера разберем слово опасный, используя правило.

    - Читаю опасный.

    - Подбираю проверочные слова.

    - Какие можно слова подобрать?

    Какую букву вставим?

    Какой вывод?

    Теперь при работе в паре вы должны объяснить написание непроизносимого согласного друг другу. Также  нужно оценить  друг друга. Если ваш сосед правильно вставил букву и объяснил ее написание – поставьте ему +, если же не все вам было понятно, ответ был неполным - ?

    1вариант – слово радостный, 2 вариант – слово известный.

    - Поворачиваемся друг к другу:

    первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.

    Проверим, что у вас получилось.

    1 вариант проверяем (до правильного ответа)

    Кто получил +

    Кто получил ?

    2 вариант проверяем (до правильного ответа)

    Кто получил +

    Кто получил ?

    Ответы учащихся.  (Опасен, опасаться)

    Не нужно вставлять, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного.

    Не всегда пишется согласный

    Поворачиваемся друг к другу:

    первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.

    Поднимают руки.

    Слайд 8 Физминутка

    Молодцы.  Ребята,  мы основную работу выполнили и можем отдохнуть. (Выключить вовремя)

    Самостоятельная работа

    - Переходим к следующему этапу нашего урока.

    - Я хочу узнать, как каждый из вас научился применять правило.

    Для этого я предлагаю самостоятельную работу.

    Также помните слова мудрой совы: Прежде, чем написать – нужно подумать.

    Под лучиками а и б запишите слова: чудесный, прелестный. Докажите почему вы вставили или не вставили букву.

    Работают.

    Проверьте себя по образцу.

    - Оцените себя, как вы справились с заданием. Если вы не допустили ошибок и доказали – поставьте +. Если были затруднения - ?

    - Поднимите руки, кто поставил

    себе ?

    Значит, что нужно сделать?

    У кого +?

    Вы – молодцы! Но все равно с этим правилом вы еще будете работать.

    Где полученные знания можно применить?

    Деятельность учеников.

    (закрепить)

    (В письменной речи, при выполнении домашнего задания)

    Рефлексия

    -Вот и закончился урок. Наша работа была плодотворной.

    Самыми активными на уроке были –

    Самые полные ответы были –

    Сова хочет услышать ваше мнение об уроке. Продолжите предложение. Кому трудно – выберите слова-подсказки.

    Cпасибо.

    Деятельность учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

    Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

    Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

    Отработка правописания слов с непроизносимыми согласными с использованием ИКТ....

    Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

    Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых  согласных  остается актуальной проблемой в области обучени...

    Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

    Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"...

    Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

    Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

    Конспект урока русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

    Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему "Правописание слов с непроизносимыми согласными" (УМК Школа России)...

    конспект урока русского языка 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

    разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова". Учебние В П Канакина...