Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Штапова Светлана Александровна

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых  согласных  остается актуальной проблемой в области обучения детей орфографии. В ходе представленного урока дети учатся находить непроизносимую согласную в слове, правильно писать слова с непроизносимыми согласными. Предложенные задания помогают усвоить тему, способствуют активной работе учащихся, формируют у них орфографическую зоркость, способствуют развитию мышления, речи, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1429302102012urok_rucckogo_yazika.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс: 2

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Цель: 1) совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне; 2) отработка алгоритма правописания слов с непроизносимыми согласными; 3) развивать речь, наблюдательность, внимание, логическое мышление.

УУД:

Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова  на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим и этимологическим словарями;

Регулятивные: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы

                                        Ход урока:

1.Орг.момент. (1 мин.)

        Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня  в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку « пять».

2.Введение в тему урока. (1 мин.)

2.1.Актуализация знаний.

  1. Итак, начинаем  урок. Тема нашего урока …
  2.  А вот тему урока отгадайте сами:

        Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

2.2.Объявление темы урока.

  1. Итак, тема нашего урока «Непроизносимые согласные».
  2. Какие непроизносимые согласные вы знаете? (в, д, т, л)

3.Чистописание.

  1. Запишите, продолжив закономерность. (1 мин.)

Лдтв Дтвл Твлд Влдт

  1. Что написано на доске? (пословица)

Сердце матери лучше солнца греет. (3 мин.)

  1. Почему так говорят?
  2. Какие опасные места есть в предложении?
  3. Как проверить?

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласный звук искать.

        (сердце – сердечный, солнце – солнечный)

  1. Запишите пословицу в тетрадь.
  2. Подчеркните главные члены предложения.

4.Словарная работа.

  1. А сейчас отгадайте загадку: (на доске)

Хорошо по лестнице

Нам идти с тобой,

Лестница – чудесница

Бежит сама собой.

                (эскалатор)

  1. Эскалатор – это движущаяся лестница в метро. Не путайте с экскаватором!
  2. Назовите слова с непроизносимыми согласными (лестница).
  3. Какой согласный не произносится? (т)
  4. Подберите проверочное слово, чтобы согласный т слышался ясно.
  5. Да, таких слов нет, поэтому правописание сова лестница нужно запомнить.
  6. А как называются слова, правописание которых нужно запомнить? Правильно, словарные.
  7. С красной строки с заглавной буквы запишите слово Словарь.
  8. Запишем с комментированием слово лестница.
  9. Какие ещё словарные слова с непроизносимыми согласными вы знаете? (праздник, чувство, здравствуй)
  10. Запишем с комментированием.
  11. Непроизносимые согласные в этих словах нельзя проверить – их нужно запомнить.
  12. Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.
  13. Лестница – произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) – то, с помощью чего лезут.
  14. Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.
  15. А вот как появилась буква в в слове чувство, вы узнаете сами, используя этимологический словарь.
  16. Составьте предложение с одним из слов.

4.Изучение новой темы.

  1. Ребята, нам пришло письмо. По-моему, оно из леса, от Лесовичка - хозяина леса. Наверное, он хотел вам рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Ой, но что это с письмом? Всё ясно. По дороге письмо похитил страшный дед Буквоед и поэтому оно так задержалось в пути. Да ещё этот противный дед похитил из некоторых слов буквы и я с трудом могу понять, о чём говорится в письме.
  2. Ребята, поможете мне? (читают письмо)

 «Редко светит со.нце. Стоят ненас.ные дни. Грус.но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой. 

Ещё видны кое-где запоздалые поз.ние цветы.

  1. Ой, ребята, ну и долго же было письмо в пути. О каком времени года хотел рассказать нам Лесовичок? (об осени)
  2. А какое сейчас время года? (зима)
  3. Ну и противный же этот дед Буквоед! А давайте накажем его и восстановим слова, из которых он похитил буквы.
  4. А для того, чтобы они больше не потерялись, запишите слова в тетрадь. Подчеркните непроизносимые согласные.

Солнце, ненастные, грустно, поздние. (2,5 мин.)

  1. Вы отлично справились с заданием, а сейчас немного отдохнём.

5.Физминутка. (2 мин.)

  1. Лесовичок в своём письме рассказал нам о поздней осени в лесу. Поздняя осень была любимой порой поэта А.С.Пушкина, и он писал:

Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила…

  1. Вы уже знаете много стихов А.С.Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

(на доске)        

                Видит: весь сияя в злате,

                Царь Салтан сидит в палате

                На престоле и в венце

                С печальной думой на лице.

                Добрый день, князь ты мой прекрасный,

                Что ж ты тих, как день пасмурный?

                Опечалился чему?

  1. Узнали сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С.Пушкина.

Запись в тетрадях (с последующим выносом на доску)

С печальной – с грустной.

Добрый день – здравствуй.

Пасмурный – ненастный. (3 мин.)

  1. Прочитайте текст, который был у А.С.Пушкина.
  2. А сейчас давайте все вместе повторим правило о проверке слов с непроизносимыми согласными. Я начну, а вы продолжите:

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласный звук искать.

6.Закрепление изученного.(правописание слов с сочетанием –сн-)

  1. А сейчас посмотрим, как вы умеете применять правило.

На доске открывается запись:

        Чудес…ный, опас…ный, прекрас…ный, яс…ный, вкус…ный.

  1. Составьте с этими словами словосочетания.
  2. Запишите слова. Подчеркните сочетание –сн-.
  3. Запомните:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно

В словах «вкусный», «интересный».

7.Письмо по памяти. «Не ошибись!»

  1. А сейчас проверим вашу память.
  2. Прочитайте стихотворение о правописании слов с сочетанием –сн-

                        Вкусный, гласный, интересный.

                        Безопасный и небесный,

                        И чудесный, и прекрасный,

                        И ужасный. И напрасный –

                        Этих слов не забывайте,

                        Букву Т в них не вставляйте!

8.Рефлексия.

 Используется метод незаконченного предложения.

  1. Я научился…
  2. Я хотел бы больше…
  3. Оказывается, что…

  1. Ребята, вы сегодня отлично поработали, а чтобы подвести итог нашего урока, давайте споём песенку о непроизносимых согласных.

«Песенка о непроизносимых согласных»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Урок русского языка 2 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"

Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.  Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случ...

Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.

Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....

Урок русского языка "Слова с непроизносимыми согласными", 3 класс.

Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе. Система развивающего обучения Л.В. Занкова....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова."

Презентация к уроку русского языка в 3 классе, УМК "Школа2100"...

презентация по русскому языку "Слова с непроизносимой согласной в корне слова"

в презентацию включены упражнения по теме "Слова с непроизносимой согласной в корне слова" и ра бота над способами проверки слов по данной теме....

Урок русского языка "Слова с непроизносимыми согласными"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" по учебнику А.В.Поляковой....