Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Литягина Оксана Николаевна

      Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rus.yaz_.docx27.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №4

    г.Называевска

    Конспект урока в 3 классе

    по теме

    «Непроизносимые согласные в корне слова»

    УМК «Школа 2100»

    Учитель начальных классов

    Литягина Оксана Николаевна

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

    по  теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»

    Цель:  развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

    Задачи:

    1. Обучающие:

    Формировать:

    • умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;
    • умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова;
    • навыки адекватной самооценки и рефлексии
    1. Развивающие:

    Развивать:

    • орфографическую зоркость, познавательную активность,  навыки самостоятельности;
    • устную и письменную речь детей и обогащение их словарного запаса;
    • навыки сотрудничества;
    • умение отстаивать собственную точку зрения
    1. воспитательные:
    • воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям;
    • потребность в самообразовании и культуру умственного труда.

       Тип урока: открытие нового знания.

       Технология деятельностного подхода.

       Метод: проблемно-диалогический.

    Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс; авт.: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, компьютер, мультимедийный проектор.

    Ход урока.

    1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

           Долгожданный дан звонок –

           Начинается урок.

           Каждый день - всегда, везде,

           На занятиях, в игре,

           Смело, четко говорим

           И тихонечко сидим.

          - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

          - Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

    - Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!

    1. Минутка чистописания.

    Ол   Ос

    -  Что вы можете сказать о букве О?

    - Прочитайте. В чем особенность написания?

    - Какое время года начинается на эту букву?

    - Запишите слово осень на следующей строке.

    - Какая орфограмма спряталась в этом слове? Как проверить написание?

    - Нравиться ли вам осень?

    - Нашей гостьей сегодня будет Осень.

    1. Постановка учебной проблемы.

    - Осень принесла нам письмо от Хозяйки леса. Что обычно пишут в письмах?

    - Подберите синоним к слову новости. (известия)

    -Запишите слово известия в тетрадь. Ниже в столбик запишем однокоренные слова к слову известия.

    Запись в тетради и на доске:

    известия

    известный

    вестник

    весть

    весточка

    известно

    - Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие заметили?

    - Какой вопрос возникает?

    1. Постановка цели урока.

    - Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

    - Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать?

    1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
    1.   Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

    -Выделите корень.

    - Давайте рядом напишем транскрипцию слов.

    -Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах известный, вестник и известно количество букв и звуков различное?

    - Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

    - Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

    - Молодцы! Интересные названия придумали.

    2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

    Откройте учебники на стр.59 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

    - Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

    - Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)

       

      Непроизносимые согласные в корне слова.

    - Зная тему урока, давайте дополним цель урока

    Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

    - Что еще узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми?

    ДТВЛ

    - Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

    СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ  

    -Запишите их себе в тетрадь и запомните их.

    3. Подводящая беседа к формулированию правила.

    - Как можно проверить написание этой орфограммы?

    -А любое однокоренное слово подойдет?  (Нет) – А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится)

    Иногда согласные  

    Играют с нами в прятки.

    Они не произносятся,

    И что писать, неясно нам…

    Что же делать, как нам быть?

    Как проблему – то решить? 

    1. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

    - Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют  правило)

    Способ проверки.

    Чтобы знать, как написать,

    Надо слово изменять,

    И за звуком непонятным

    Быстро гласную искать.

    Непроизносимые согласные проверяй так:

              грустный- грусть

    Звездный- звезда 

    1. Динамическая физминутка.

     Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покрутились, повертелись

    И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считаем.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    1. Закрепление изученного.

    - Давайте прочитаем какие вести написаны в письме.

    Редко светит со(?)нце. Стоят ненас(?)ные дни. Грус(?)но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Только кое-где еще видны запоздалые поз(?)ние цветы.

    - Какие буквы пропущены?

    - Пользуясь правилом, проверьте написание этих слов. Какие буквы надо вставить?

    - Выпишите  слова в столбик, рядом запишите проверочные слова. Подчеркните орфограмму.

    Запись в тетради:

    Солнце солнышко

    Ненастные ненастье

    Грустно грустит

    Поздние опоздал

    - Самопроверка. 

    -Оцените свою работу на полях.

    - Какое время года идет за осенью?

    -Прочитайте отрывок стихотворения:

    Мороз и солнце. День чудесный!

    Еще ты дремлешь, друг прелестный.

    -Есть ли в этом отрывке слова с непроизносимым согласным? Какие?

    - Какое слово вызвало сомнения? (чудесный) Подберите проверочное.

    -Кто автор этого стихотворения?

    - Мы знаем много стихотворений А.С.Пушкина, но сегодня мне бы хотелось посмотреть, как вы помните сказки поэта.

    -Прочитайте отрывки.

    1.Видит: весь сияя в злате,

    Царь Салтан сидит в палате

    На престоле и в венце

    С печальной думой на лице.

    2. Добрый день, князь ты мой прекрасный,

    Что ж ты тих, как день пасмурный?

    Опечалился чему?

    - Узнали сказку?

    Работа в паре.

    -Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимым согласным, и тогда получите текст, который был у А.С. Пушкина.

    Запись в тетради:

    С печальной – с грустной

    Добрый день – здравствуй

    Пасмурный – ненастный.

    Взаимопроверка. Самооценка.

    - Молодцы! Вы хорошо поработали. А теперь послушайте четверостишие.

    По лестнице вверх,

    По лестнице вниз.

    С тобой мы играли

    Котенок, вернись!

    - Какое слово повторяется в стихотворении?

    - Произнесите это слово. Что заметили?

    - Какой согласный не произносится?

    - Подберите проверочное слово, чтобы согласный т слышался ясно.

    - Да, таких слов нет. Это словарное слово. Его написание надо запомнить. Запишите его в словарь, подчеркните орфограмму.

    -Но буква т не зря находится в этом слове. Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) – то, с помощью чего лезут.

    Работа с деформированным текстом.

    - Прочитайте предложения про себя, определите правильную последовательность и составьте текст. (индивидуальные карточки)

    Снег повалил хлопьями. Яростные порывы ветра качали гибкие березы. Наступили ненастные дни. Низкая лохматая туча нависла над землей.

    - Найдите в тексте слова с изучаемой орфограммой.

    -В какой части слова находятся эти согласные?

    - Как доказать правильность написания этих слов?

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    -Что нового узнали на уроке?

    -Какую задачу ставили?

    -Удалось ее решить?

    -Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? 

    -Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? 

    -Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

    -На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.

    Пожелание Осени ребятам.

    Будьте ребята красивыми!

    Будьте прелестными, милыми!

    Между собою честными!

    Будьте всегда счастливыми!

     

    Молодцы!

    - Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

    1. Домашнее задание. 

    Выучить правило стр.59, упр.1 ст.86


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"

    Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....

    конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

    Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

    Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

    Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

    Конспект урока по русскому языку по теме Непроизносимые согласные в корне .(обобщение)

    Тема:   Непроизносимые  согласные в корне слова  (обобщение).Цель: Формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделирован...

    Презентация к уроку русского языка по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова."

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе, УМК "Школа2100"...

    Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне".

    Урок по программе Школа России в соответствии требованиям ФГОС....

    Урок-путешествие по русскому языку на тему: " Непроизносимые согласные в корне слова", 3 класс

    Работа с текстом и перфокартой. (У детей текст на парте.)- Учитель читает текст.- «Волшебные вещи бывают не только в сказках, но и в жизни. Приглядитесь повнимательнее. Любуешься сказочной красо...