Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кизилова Наталья Федоровна

Урок по программе Школа России в соответствии требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass_fgos_shkola_rossii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме «Правописание непроизносимых согласных в словах».
Ф.И.О:Кизилова Наталья Федоровна 
Должность:учитель начальных классов
Педагогический стаж: 15 лет
Учебник:В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, 3 класс

Продолжительность урока:40 минут 
Использование информационных технологий: презентация

Тип урока: Изучение нового материала. 

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Цель: 
1) Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, путём подбора однокоренных слов. 
2) Повторить правописание слов с бездарными гласными в корне 
3) Формировать мотивы учебной деятельности, навыки самоконтроля. 
Оборудование: мультемидийный проектор, компьютер

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Поздоровайтесь с гостями.

– Дети, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

- Только начался урок? (ДА!)

- Хотите учится? (Да!)

- Значить можно всем садится!

-Говорят, как начнёшь день, таким он будет до вечера. Так пусть же сегодня день будет плодотворным для нас и наших гостей, и мы узнаем много нового и полезного для себя. 

II. Актуализация знаний. 

 Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать от том, что происходит в лесу сейчас. Но   по дороге письмо попало в руки страшному  деду Буквоеду, (слайд №1) и он похитил из некоторых слов буквы.

Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.

Вот такая ответственная задача стоит перед нами. (слайд № 2)

«Ре…ко светит сол…це. Ст…ят ненас…ные дни. Грус…но в эту пору в л…су Отошли яго…ки, оре…ки. Пахнет прелой  л…ствой.»

 

(дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания)

( слайд № 3)

III. Чистописание

Дети записывают в тетрадь дату дня

 Какие буквы похитил дед Буквоед? (о, е, д, ш, н, т)  

Давайте красиво напишем эти буквы.

Если разбить эти слова на группы, сколько групп получится?

На какие орфограммы встретились слова? (парные согласные и безударные гласные в корне слова)  

Выпишите данные слова в столбики.  

 ( слайд № 4)

Редко            стоят          солнце

Ягодки         лесу            ненастные

Орешки       листвой     грустно

 

IV.  Постановка темы урока. 

А как же называется орфограмма в третьем столбике?

Сейчас мы с вами все узнаем.

Отгадайте сначала загадку (слайд 5, 6)

Запишите  в транскрипции слово солнце   

Солнце - [  сонцэ  ]

Сколько в этом слове звуков? (5)

А сколько букв? (6)

А как же знать, какой буквой обозначен непроизносимый согласный звук? (подобрать проверочное слово)

Подберите однокоренные слова   (солнышко, солнечный) (слайд 7).

Какой корень у этого слова?    (солн)

Как назовем эти согласные звуки? (непроизносимые согласные) (слайд № 8)

 

Есть согласные — плутовки. 
До чего шалуньи ловки.
 
Их не слышишь, а пиши.
 
Проверяй, да не спеши

-Как вы думаете, какую тему мы начнём изучать на сегодняшнем уроке? (Непроизносимые согласные)  (слайд №9)
 Обратите внимание, когда же согласный не произноситься в слове? Какой сделаем вывод?

 (Когда рядом несколько согласных)

Молодцы! Мы справились   с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка.

Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Это звуки   [ л ], [ т ], [ д ], [ ф ].  ( слайд № 10) Они часто «прячутся» среди остальных согласных, становятся «невидимками».

Как же нам узнать, где они могут прятаться? А для этого мы откроем учебник на стр. 117, найдем упражнение 223 и очень внимательно рассмотрим таблицу, в которой показаны как раз такие случаи.

  V. Работа по теме урока.

 

Работа с учебником. Стр.117, упр.223

А теперь прочитайте правило, правильно ли мы сделали вывод?

 

 

      VI. Физминутка.  А теперь, давайте отдохнем.

               

                                                                                                                         

 Работа по теме урока.

Посмотрите на доску. Из какого произведения эти строки и кто автор этого произведения. (Слайд №11)

(читаю)

Видит: весь сияя в злате

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что же ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С.Пушкина.

(слайд № 12)

А как же узнать, какой буквой обозначен непроизносимый согласный звук? (подобрать проверочное слово)

Запись в тетрадях с проверочными словами.

Грустить- с грустной, ненастье- ненастный, здравие - здравствуй  

 VII. Словарная работа 

 (слайд №13 )

1)    В поле лестница лежит,

       Дом по лестнице бежит.

Назовите слово с непроизносимым согласными.

(Лестница )

Какой согласный не произносится? (т)

Подберите проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно.

 2)  Здравствуй, праздник новогодний,

     Праздник ёлки и зимы!

     Всех друзей своих сегодня

     Позовем на елку мы.

Назовите слово с непроизносимым согласным  (праздник)  Какой согласный не произносится? (д)

Подберите проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно.

  

3)   …Я готов рассказать тебе поле,  
       
Эти волосы взял я у ржи,
       
Если хочешь, на палец вяжи -
       
Я нисколько не чувствую боли.
       
Я готов рассказать тебе поле….

                                           (С.А.Есенина)

Назовите слово с непроизносимым согласным  (чувствую)  Какой согласный не произносится? (в)

Подберите проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно.

Да, таких слов нет.  

Выпишите эти слова в тетрадь. (Лестница, чувство, здравствуй )  Сколько звуков, сколько букв? (устно)

В русском языке есть слова, а которых нельзя проверить непроизносимые согласные, но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то

1) слово лестница  произошло от древнерусского лествица , от слова  лества (лезть) – то, с помощью чего лезут;

2) слово праздник от слово праздь (свободный от работы время),

3) чувство     ( старо.-сл.авянского яз  чувъ «способность чувствовать»

VIII. Рефлексия.

 

Чтоб ошибок избежать, 
Зоркость будем развивать. 

1) Работа с учебником упр.226, стр.118

Прочитать, подобрать к каждому слову однокоренное слово с непроизносимым согласным в корне.

Ненастье – ненастный, радость - … .

Хлестать – хлестнуть,  свистеть - …  .

Счастеь – счастливый, жалость - … .

2) Работа в парах

-Ребята, благодарная хозяйка леса прислала вам волшебный цветок. На его лепестках слова с непроизносимыми согласными. Подберите к каждому слову проверочное.

Запись под диктовку:

Доброе сердце, местный житель, звездное небо, хрустнул ветка.

(слайд № 14)

IХ. Подведение итогов урока

- С какой орфограммой мы познакомились?

- Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

- Кто запомнил правило? 

- С какими новыми словарными словами познакомились?

(слайд № 15,16)

Х.  Домашнее задание.

Упр.224 с.117. Учить  правило   на страницах 117,118  . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова»

«Правописание парных согласных в корне».Цель:- формирование навыка правильного грамотного письма при написании слов с парными согласными....

Презентация к уроку русского языка " Правописание парных согласных в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме " Правописание парных согласных в корне слова"....

Урок русского языка "Правописание непроизносимых согласных в корне"

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России", учебник русского языка Канакиной...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание парных согласных в корне слова" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.Задачи урокаДидактические:1.    Построит...