Технологическая карта урока русского языка "Правописание парных согласных в корне слова" (УМК "Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.

Задачи урока

Дидактические:

1.    Построить алгоритм выбора буквы парного по глухости-звонкости согласного в корне слова;

2.    Формировать умения правильно писать буквы парных согласных в корне слова, пользуясь алгоритмом.

Развивающие:

1.    Развивать логическое мышление при составлении плана работы;

2.    Развивать наглядно-образное мышление при нахождении ошибок в предложениях;

3.    Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.

Воспитательные:

1.    Проявлять интерес к учебной деятельности;

              2.    Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 02.03.21г.

Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Класс: 2 «Б»

Урок: 6

Время: 12:35-13:10 Кабинет: 202

Студент: Кладова Анна

Группа: 31

Учитель: Мицкевич А.С.

Методист: Солопова Т.В.

Тема урока «Правописание парных согласных в корне слова»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Построить алгоритм выбора буквы парного по глухости-звонкости согласного в корне слова;
  2. Формировать умения правильно писать буквы парных согласных в корне слова, пользуясь алгоритмом.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
  2. Развивать наглядно-образное мышление при нахождении ошибок в предложениях;
  3. Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.

Воспитательные:

  1. Проявлять интерес к учебной деятельности;
  2. Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом  уровне

Словесный: беседа, психологический настрой

Наглядный: показ

Фронтальная

1. Приветствует.

-Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок по русскому языку.

2. Проверяет готовность к уроку.

-А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания знаменитого русского писателя А.И.Куприна, прочитайте, пожалуйста, его на слайде:

- Как вы понимаете эту фразу?

-Правильно, если мы с вами будем знать русский язык  и обладать достаточным лексический запасом, тогда мы сможем строить красивые, точные и ясные фразы.

- Пожелайте друг другу успехов.

3. Желает успешной работы.

- Я тоже хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке.

1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

2. Читают высказывание.

 «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок и вместителен»

3. Высказывают своё мнение.

-Нужно учить русский язык, для того чтобы мы смогли употреблять правила, имели огромный словарный запас.

4. Желают друг другу успехов и настраиваются на работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Слайд

Высказывание А.И. Куприна

Слайд

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: каллиграфические  упражнения, имитативный, чистично-поисковый,

Создание проблемной ситуации

Наглядный: презентация

Фронтальная, самостоятельная

1. Организация работы.

-Откройте свои тетради, запишите число и классная работа, сегодня второе марта.

2. Проводит минутку чистописания.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и разделите у себя в тетради эти буквы на 2 группы.

3. Языковой анализ.

-Какие звуки они обозначают?  

-И так, какие группы у вас получились?

-Назовите звонкие согласные.

-Докажите, что они звонкие.

-Назовите теперь только глухие согласные и докажите.

-Хорошо, молодцы. Ребята, а что вы заметили в этом задании?

-Какая буква у вас получилась лишней?

-Ребята, а что вы знаете об этой букве?

4. Организует словарную работу.

-Мы с вами сегодня познакомимся с новым словарным словом на букву я, но для того, чтобы узнать, что это за слово вам нужно сначала отгадать ребус, который представлен на экране.

-Какое слово у вас получилось?

-Хорошо, запишите, пожалуйста, его себе в тетрадь.

1. Подготавливают тетради к работе.

2. Отвечают на вопросы.

б п в ф г к д т я ж ш з с

3. Записывают и разделяют буквы на группы.

-Парные согласные.

-Пары согласных по звонкости-глухости.

-Б, в, г, д, ж, з.

-Звонкие произносятся с голосом и шумом.

-П, ф, к, т, ш,с. Глухие произносятся только с шумом.

-Есть лишняя буква.

-Буква я.

-Гласная буква, последняя в алфавите, обозначает два звука в начале слова, после согласных и после ь и ъ.  

4. Отгадывают ребус.

-Ягода.

5. Знакомятся с новым словарным словом.

 

П: Выделение известной информации и структурирование знаний;

П: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Учебная тетрадь.

Слайд

Ребус

Слайд

-Ребята, поставьте ударение в этом слове.

-В какой части слова находится безударная гласная?

-Подберите и запишите родственные слова к

слову ягода, какие слова у вас получились?

-Значит, какой корень у этого слова?

-Для того чтобы узнать лексическое значение слова ягода, куда мы должны обратиться?

-На экране представлено определение, прочитайте, пожалуйста.

5. Выдвигает проблему.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте слова.

-Ребята, как вы думаете, какое слово лишнее?

-Ребята, как вы думаете, почему вы не можете выполнить это задание?

-Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.

– Как вы думаете, с чего мы с вами начнём?

- Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их?

- Какое же слово оказалось лишним?

- Давайте произнесём слово- травка.

- Какой звук слышим в середине слова?

- Какой буквой будем его обозначать?

-Ребята, а как вы думаете, почему, тогда пишется в слове буква в?

-Ударение падает на первый слог.

-В корне слова.

-Ягодка, ягодные, ягодник и т.д.

-Ягод.  

-К словарю Ожегова.

-Небольшой сочный плод кустарников, полукустарников  и травянистых растений.

-Гора, леса, травка, поля.

6. Высказывают своё мнение.

-Лишнее слово «травка». В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный

-[ф]

-В.

Л: проявление активности в общей работе;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Слайд

Слайд

Слайд

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, разъяснение

Исследовательский: создание алгоритма

Наглядный: презентация

Фронтальная

1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы)

-Ребята, а вы уже догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

-Правильно, тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Какую цель мы можем поставить?

-Давайте составим план урока.

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

1. Повторить парные согласные.

2. Узнать правило написания парных согласных в корне слова.

3. Научиться применять правило на практике.

3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-А перед тем, как перейти к изучению темы, мы с вами создадим собственный «Лист достижений», в котором мы сможем увидеть и проанализировать свою работу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена таблица. После каждого, сделанного упражнения вам необходимо будет поставить тот знак, который соответствует успешности выполненного задания.

Давайте договоримся с критериями:

«3 балла»- справился с заданием;

«2 балла»- на половину справился с заданием;

«1 балл»- не справился с заданием.

В конце урока мы с вами подсчитаем полученный результат и определим, кто же отлично поработал на уроке.

-Вы можете уже оценить минутку чистописания, словарную работу.

1.Формулируют тему и цели урока.

-О парных согласных.

-Правописание парных согласных в корне слова.

-Узнать правила написания парных согласных в корне слова.

2. Составляют план урока.

2. Знакомятся с «Листом достижений»

3. Отмечают свои успехи.

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: проявление активности в общей работе;

Слайд

Планирование урока.

«Лист Достижений»

Слайд

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Наглядный: презентация, стихотворение

Объяснительно-иллюстративный

Практический: работа с учебником

Фронтальная, парная

1. Подводит учащихся к выводу.

2. Организует наблюдение над языковым материалом.

-Ребята, в чём наше затруднение?

-Какая орфограмма в слове травка?

-Ребята, давайте попробуем подобрать к слову травка однокоренные слова.

-Ребята, как вы думаете, какие из названных вами слов будут являться проверочными словами?

-Почему?

-А почему мы чётко слышим согласный звук?

3. Подводит к выводу.

- Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? 

4. Организует подтверждение вывода учащихся правилом в учебнике.

-Хорошо, откройте учебники на странице 55. Что вы видите?

-Сейчас я включу аудиозапись, вы внимательно её слушаете, и следит за текстом.

-Ребята, значит, правильно мы с вами сделали вывод?

5. Контролирует проговаривание правила.

-Хорошо, а для того, чтобы вы запомнили правило написания парного согласного в корне слова, я вам предлагаю запомнить стишок, он представлен на слайде:

1. Отвечают на вопросы.

-Мы не знаем, почему в слове травка пишется буква В.

-Парный согласный в корне.

-Травки, трава.

-Трава.

-Потому что чётко слышим согласный звук.

-За ним следует гласный звук.

2. Формулируют вывод.

-Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.

3. Слушают аудиозапись.

-Профессора самоваров.

-Да.

4. Запоминают стихотворение и проговаривают его в парах.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

П:структурирование знания;

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов;

Слайд

Слайд

Учебник стр. 55

Парные согласные-

Самые опасные!

В корне ты их проверяй-

Рядом гласный подставляй!

-Прочитайте его внимательно про себя и постарайтесь запомнить, а затем попробуйте рассказать своему соседу по парте.

6. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», как вы справились с этим заданием.

-Кто может попробовать рассказать по памяти стихотворение всему классу.

-Хорошо, когда вы будете выполнять задание, обязательно помните об этом стихотворении.

-А сейчас я предлагаю вам составить алгоритм написания и проверки парных согласных в корне.

7. Организует составление алгоритма.

1.Внимательно прочитать слово.

2. Убедиться, что парный согласный в корне слова.

3. Подобрать однокоренное слово так, чтобы за ним следовал гласный звук.

4. Определить какую букву писать.

5. Написать слово и выделить орфограмму.

8. Проводит динамическая паузка.

3. Оценивают свою работу.

4. Составляют алгоритм.  

5. Выполняют динамическую паузу.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Стихотворение

«Лист достижений»

Алгоритм работы

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа, языковой анализ

Частично-поисковый

Наглядный: презнтация

Фронтальная, парная

1. Организует работу в парах.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах, у вас на партах лежат задания, прочитайте, пожалуйста, что нужно выполнить?

Задание:

Лу…

Ко..

Гри…

2. Выдвигает проблему.

-И так, ребята, что у вас получилось?

-Почему вы не смогли вставить пропущенные буквы, вы же действовали по алгоритму?

3. Знакомит с новым понятием.

-Правильно, ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имею разное значение. Кто-нибудь знает, как называются такие слова?

-Такие слова называются- омофоны.

-Ребята, как вы думаете, какого пункта алгоритма не хватает теперь?

-Правильно. На экране представлены предложения, а сейчас вы сможете, опираясь на них, вставить в слова пропущенные буквы?

Предложения:

1. В огороде вырос лу...

2. Наш ко… любит играть с клубком ниток.

3. В лесу мы нашли неизвестный гри…

-Ребята, проверьте, пожалуйста, свои работы, на экране представлен эталон.

1. Знакомятся с новым заданием.

2. Отвечают на вопросы.

-Вставить пропущенные буквы и подобрать однокоренные слова.

3. Высказывают своё мнение.

-Потому что мы не знаем, какое слово должно получиться, его лексическое значение.

4. Знакомятся с новым понятием.

5. Дополняют алгоритм работы: Определить лексическое значение слова.

-Да.

6. Выполняют задание.

Эталон:

1. В огороде вырос лук.

2. Наш кот любит играть с клубком ниток.

3. В лесу мы нашли неизвестный гриб.

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов.

Слайд

Раздаточный материал

Слайд

Алгоритм работы

Слайд

Раздаточный материал

4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Оцените, пожалуйста, свою работу в «Листе достижений»

5. Подводит к выводу.

-Ребята, какой мы вывод можем сделать, после этого задания?

-В русском языке есть слова омофоны, чтобы определить, какую букву вставить, нужно сначала узнать лексическое значение этих слов.

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

«Лист достижений»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: беседа

Практический: выполняют задание

Наглядный: презентация, учебник

Фронтальная, самостоятельная

1. Обеспечивает самостоятельную работу.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно, откройте учебники на странице 55, упражнение номер 72.

-Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?

-Ребята, это задание вы будете выполнять по вариантам, первый вариант выполняет и записывает первый столбик, второй вариант- второй столбик.

-На работу вам даётся 2 минуты, можете приступать к заданию.

2. Обеспечивают проверку задания.

3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Ребята, обменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и сверьте задание с эталоном.

-Обратно поменяйтесь тетрадями, и посмотрите, как вы выполнили задание. Оцените свою работу в «Листе достижений».

4. Подводит к выводу.

-Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок? Какой вывод вы можете сделать?

-Кто совершил одну или две ошибок?

1.Слушают задание.

-Определить, какие буквы пропущены, подобрать и записать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.

2. Выполняют задание.

3. Оценивают свою работу в «Листе достижений»

-Мы хорошо усвоили новую тему и правило написание парных согласных в корне.

-Мы ещё не совсем разобрались с правилом, нам нужно его ещё повторить.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Учебник стр. 55, № 72

Учебная тетрадь.

Слайд

«Лист достижений»

Слайд

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа, формулирование вывода, языковой анализ

Наглядный: презентация

Практический: нахождение и исправление ошибок в предложениях

Фронтальная, групповая

1. Проводит работу с изученным материалом.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека.

-Но для начала давайте вспомним правила работы в группах. В группе главный будет тот, у кого первая буква имени идёт раньше по алфавиту.

-У каждой группы лежат задания, прочитайте, пожалуйста, что нужно сделать?

2. Организует работу в группах.

-Правильно, на работу вам даётся 3 минуты, можете приступать к выполнению задания.

Задание:

1. Снек укутал деревья. 2. Дуп в мохнатой шабке. 3. Ель спряталась в сугроп. 4. Не страшен  деревьям  холот и мороз. 5. В лесу замёрз и покрылся льдом пру…

3. Обеспечивают проверку задания.

-Ребята, время вышло, главные группы, возьмите себе листочки с заданиями и сверьте его с эталоном, который представлен на экране.

4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Оцените свою работу в «Листе достижений»

5. Подводит к выводу.

-Ребята, а для чего вы выполняли это задание?

6. Объясняет домашнее задание.

-Ребята, на экране представлено домашнее задание, запишите: рабочая тетрадь стр. 20-21, задания № 137, 138.

1. Делятся на четвёрки.

2. Проговаривают правила работы в группах.

3. Знакомятся с заданием.

-Найти и исправить ошибки, сверху подписать проверочные слова.

4. Выполняют задание в группах.

Эталон:

1.Снег укутал деревья. 2. Дуб в мохнатой шапке. 3. Ель спряталась в сугроб. 4. Не страшен  деревьям холод и мороз. 5. В лесу замёрз и покрылся льдом пруд.

5. Проверяют свою работу.

6. Оценивают свою работу.

7. Делают выводы.

-Мы должны уметь находить ошибки, для того чтобы в дальнейшем их не совершать.

8. Знакомятся с домашнем заданием.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Слайд

Раздаточный материал

Слайд

«Лист достижений»

Рабочая тетрадь стр. 20-21, задания № 137, 138.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа, анализ работы

Наглядный: презентация, «Лист достижения»

Фронтальная

1.Обеспечивает подведение итогов.

-Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня с вами проходили?

-Какую цель мы сегодня с вами ставили?

 

-Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

-Все ли пункты плана мы реализовали?

2.Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке.

-А сейчас пришло время подсчитать ваши баллы, поднимите руку те, у кого получилось от 18 до 14 баллов.

-Значит, вы отлично поработали и хорошо усвоили новый материал.

-Поднимите руку те, у кого получилось от 13 до 10 баллов.

-Вы также хорошо поработали на уроке, но нужно немного постараться, чтобы на следующем уроке.

-Поднимите руку те, у кого получилось 9 баллов и менее.

-Вам нужно на следующих уроках быть внимательнее и стараться больше запомнить и усвоить.

3. Прощается с учащимися.

-Вы все сегодня очень хорошо поработали, спасибо большое всем за вашу активность и трудолюбие.

 

1.Вспоминают тему  урока.

2.Определяют, достигнут ли план урока.

-Правописание парных согласных в корне слова.

-Узнать правила написания парных согласных в корне слова.

-Да.

-Да.

3. Анализируют свою деятельность.

4. Прощаются с учителем.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Слайд

«Лист достижений»

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.  ...

Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века

В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления.

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить  понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...

Технологическая карта урока русского языка "Парные звонкие и глухие согласные" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Парные звонкие и глухие согласные"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока:  закрепление знаний учащихся об орфограмме «Парные звонкие и глухие согласные» в...

Технологическая карта урока русского языка "Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: закрепление у обучающихся умения правописания буквосочетаний ЖИ – ШИ, умения корректировать способы действия в соответствии с алгоритмом.Планируемые результатыПредметныеОбучающие нау...

Технологическая карта урока русского языка "Парные согласные звуки [г], [г’], [к], [к’]" (1 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о парных согласных звуках [г], [г’], [к], [к’]Задачи урока: Дидактические:1 Сформировать умение различ...