Технологическая карта урока русского языка "Парные звонкие и глухие согласные" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Иванова Дарья Андреевна

Тема: "Парные звонкие и глухие согласные"
Тип урока: урок-рефлексия
Цель урока:  
закрепление знаний учащихся об орфограмме «Парные звонкие и глухие согласные» в корне и в конце слова.

Задачи урока

Дидактические:
1. Актуализировать умения учащихся  распознавать и обнаруживать орфограмму «Парные звонкие и глухие согласные»;
2. Закрепить у учащихся знание алгоритма проверки орфограммы «Парные звонкие и глухие согласные»;
3. Научить применять алгоритм проверки слов с парными согласными в корне и в конце слова.

Развивающие:
1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
2. Развивать орфографическую зоркость через приемы самопроверки, взаимопроверки;
3. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий.

Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;
2. Воспитывать ответственное отношение к учению;
3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и работы в парах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.10.2021

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 4

Время: 10:45 – 11:25  Кабинет: 109

Студент: Иванова Дарья

Группа: 41

Учитель: Моцная Наталья Викторовна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные»

Тип урока: урок-рефлексия

Цель урока: закрепление знаний учащихся об орфограмме «Парные звонкие и глухие согласные» в корне и в конце слова.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Актуализировать умения учащихся  распознавать и обнаруживать орфограмму «Парные звонкие и глухие согласные»;
  2. Закрепить у учащихся знание алгоритма проверки орфограммы «Парные звонкие и глухие согласные»;
  3. Научить применять алгоритм проверки слов с парными согласными в корне и в конце слова.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать орфографическую зоркость через приемы самопроверки, взаимопроверки;
  3. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и работы в парах.

Оборудование: учебник  «Русский язык»  автор Л.Ф. Климанова, 3 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


Фронтальная

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

– Прочитайте высказывание на слайде.

Как вы его понимаете?

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» - Р.Декарт.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок с этих слов?

Верно, Я желаю вам успеха в работе на уроке, а также умело применять свои знания.

  1. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

- Недостаточно просто знать материал, нужно уметь его использовать.

- Чтобы мы не забывали применять свои знания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: словарная работа

Минутка чистописания

Наглядный: 
учебная презентация

Фронтальная

Словесный::

Беседа, проблемная ситуация

  1. Формулирует задание для актуализации знаний по прошлой теме

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики». Кто желает поработать у доски?

к…вер

в…рона

гр…бной

хол…д

д…ска

см…треть

в…зать

л…сок

пл…сать

-Моя игра необычная, вместо пустых клеток у меня написаны слова с пропущенными буквами. Ваша задача выбрать слово, вставить нужную букву и объяснить свой выбор, т.е. подобрать проверочное слово. Если вы все сделали верно, то ставите свой знак крестик или нолик.

Остальные записывают в тетрадь слово, проверочное слово.

-Слова для игры были подобраны не случайно, кто заметил, какая орфограмма здесь спряталась?

- Правильно. Еще раз вспомним, как мы проверим безударную гласную.

-А кто был самым внимательным и заметил еще одну орфограмму и в каком слове?

-Проведем пальчиковую гимнастику, выполните упражнения, показанные на слайде.

  1. Минутка чистописания

-Итак, перед началом работы давайте вспомним правила посадки за партой, правильное положение тетради и как правильно держать ручку.

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

Пятое октября.
Классная работа.

-Посмотрите на доску, что на ней записано?

б п в ф г к у д т ж ш з с

  -Какая буква лишняя и почему?

- Какие это согласные?

-Верно, это парные согласные звуки.

-Что мы знаем о парных согласных?

-Верно, запишите парами, звонкие на 1 строке, глухие – на 2 строке.

-Проверим, какие пары вы составили.

- Прочитайте стихотворение на слайде.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

3. Выдвигает проблему.

-Как мы можем проверить правильность написания слова с парным согласным?

- В чем у вас возникло затруднение?

1.Актуализация знаний

Ковер – кОврик,
Холод- холОдный,
Вязать – вЯзка/вЯжет,
Ворона – вОрон,
Доска – дОски,
Лесок  - лЕс,
Грибной – грИб,
Смотреть – смОтрит,

Плясать – плЯшет/ плЯска.

-Безударная гласная в корне слова.

-Поставим в сильную позицию, подберем такое однокоренное слово, чтобы гласный звук был под ударением.

-Холод - парный согласный в конце слова.

-Буквы.

-  У – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

 -Звонкие – глухие, парные.

1.Они пишутся в конце и середине слова

Их 6 пар
3. Верхний ряд – звонкие, нижний – глухие

4.Парные согласные надо проверять

- б-п , д-т, в-ф, г-к, ж-ш, з-с

3. Проблемная ситуация

-Высказывают свое мнение.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания, уметь писать каллиграфическим почерком, уметь находить орфограммы в словах.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Р: саморегуляция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(3  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

 

 - Давайте сформулируем тему сегодняшнего занятия.

- Какую цель мы можем поставить?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу.

Составим план, используя слова на доске.

Вспомним …
Закрепим …

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

- А для того, чтобы отслеживать работу на уроке, после каждого задания, вы будете оценивать свою деятельность на «Листах достижений».  Они лежат у вас на парте.

Ознакомьтесь с критериями оценивания:

« 2 балла »  - справился с заданием, ошибок не допущено.
«1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки.

«0 баллов » - не справился с заданием, допущено более 3 ошибок.

 

- Отметьте свой успех по первому заданию –  знание орфограммы «Безударный гласный». Также оцените минутку чистописания – пары составлены верно, буквы написано правильно, красиво.

  1. Определяют тему и цель урока.

- Парные звонкие и глухие согласные.

- Потренироваться в нахождении слов с парным согласным звуком.

2.Определяют план работы

Вспомним правила проверки парных согласных

Закрепим наши знания по теме «Парные согласные».

Знакомятся с критериями оценивания.

Оценивают свою деятельность.

Предметные: уметь формулировать тему и цель, составлять план работы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

«Лист достижения»

Включение в систему знаний, повторение

(26 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Фронтальная

Парная

Словесный: правило

Практический:

Упражнение

Фронтальная

Практический: словарное слово

Словесный: инструктаж

Парная

Практический:

Упражнение

Словесный: беседа

Словесный: инструктаж

Индивидуальная

Практический:

Упражнение

Наглядный: иллюстрации

Групповая

Практический:

Упражнение

 

Организует работу по определению способов проверки парного согласного.

- Посмотрите на слайд. Слово, с какой орфограммой написано?

Моро…

- Какая буква пропущена? Докажи.

- Сделаем вывод, как мы проверяем правильность написания слова с парным согласным?

-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Для этого откройте свои учебники и прочитайте правило.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с парным согласным.

-А знаете ли вы, как еще можно проверить парный согласный?

- На слайде будут появляться подсказки, ваша задача определить способ проверки.

  1. Было мало, стало много

Так скорее проверяй

дуб – дубы

- Что нужно сделать?

  1. Слово ласково назови и правильно напиши.

гриб – грибочек

  1. Большой – маленький.

арбуз – арбузик

  1. Писать правильный ответ нам поможет слово «нет».

Снег (нет) снега

  1. Чтобы правильно писать надо признак подобрать.

холод – холодный

  1. Чтобы правильно писать надо действие подобрать.

обед – обедать

Организует закрепление  правила.

- Сейчас вы поработаете в парах, расскажите своему соседу способы проверки парных согласных.

- Проверим, какие способы проверки вы запомнили. Отвечаем по поднятой руке.

– Знать правило хорошо, но надо уметь применять его.

- Сейчас я вам предлагаю отправить в путешествие. А куда, вы мне скажите сами, разгадав анаграмму.

- Верно. Мы с вами отправимся в зоопарк, но чтобы туда попасть, что нам нужно приобрести?

- Но чтобы получить билет, нам необходимо выполнить задание и показать свои знания по теме парный согласный.

Объясняет задание, организует работу с учебником.

- Для этого откройте свои учебники на стр. 48 №70.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать? Задание под цифрой 1.

- Работать будем по цепочке, начиная с 1 ряда. Читаете слово и подбираете проверочное – уменьшительно- ласкательное.

- Под цифрой 2. Начинаем со 2 ряда. Читаете слово и подбираете проверочное - изменив слово по числам.

Организует работу со словарным словом.

- В красной рамке вы видите новое словарное слова. Прочитайте его.  Какая орфограмма вам встретилась?

-Верно, выпишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму.

Организует самооценивание.

-Оцените свои умения в листе достижений – знание способов проверки парных согласных.

- Вы хорошо справились с заданием и получили билет в зоопарк.

Объяснение задания.

- Мы с вами будем укротителями диких животных. Вернее, их названий. Чтобы правильно написать слово лев, надо его укротить. А как это сделать, вы уже знаете.  

- Работать будете в паре, вам необходимо будет обсудить с соседом способ проверки, оформив запись в тетрадь. Сначала вы пишите название животного, а рядом проверочное слово. Вспомним правила работы в паре.

На выполнение задания у вас есть 4 минуты.

Организует самооценивание.

- Проверим, какие однокоренные слова вы подобрали.

-Какой вывод мы можем с вами сделать?

-Оцените свою работу в листе достижений – умею подбирать проверочные слова с парным согласным.

Динамическая пауза

 - Сейчас я вам предлагаю встать и немного отдохнуть. Повторяйте движения, показанные на экране.

-Присаживайтесь.

Организует самостоятельную работу.

-Скажите, а кто лечит животных?

-Сейчас мы с вами побудем ветеринарами и проверим, все ли в порядке у наших отважных животных. На слайде будут представлены картинки,  частей тела животных. Ваша задача записать в тетрадь только парный согласный.

Например, 1 картинка – что на ней изображено? Шубка. Записываете только парный согласный. Работаете самостоятельно, на выполнение задания у вас есть 3 минуты.

Организует самооценивание.

-Проверим. Какие парные согласные вы записали. У кого так? У кого по-другому?

-Какой вывод мы можем с вами сделать? Как мы можем верно определить парный согласный?

-Оцените свои умения в листе достижений – умею находить и определять парный согласный.

Объяснение задания.

- Сейчас вы поработаете в группе. У каждой группы будет свой вид проверки парных согласных. Ваша задача обсудить и подобрать по 2 слова на ваш вид проверки, слова должны быть на тему зоопарка. Запись оформите в тетрадь, пишите слова и рядом проверочное. Работать будете по 4 человека. Вспомним правила работы в группе.

На выполнение задания у вас есть 4 минуты.

В помощь на слайде будут представлены иллюстрации.

Организует самооценивание.

-Проверим. Называете слово, затем однокоренное, а остальные ребята попробуют определить ваш способ проверки.  

-Какой вывод мы можем сделать?

-Оцените свои умения в «Листе достижений» - умею работать в группе, правильно определять парный согласный.

Домашнее задание: учебник с. 48 (учить правило), с. 49 №72

Определяют способы проверки парного согласного.

- Парный согласный в конце слова.

- Буква З, проверочное слово – мороЗы.

-Нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы данный звук был отчетливо слышен.

-Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук или согласный звук [н].

Высказывают свое мнение.

-Поставить слово в множественное число.

-Подобрать о/с, используя уменьшительно-ласкательное значение.

-Подобрать о/с, которое обозначает маленький предмет.

-Добавить слово –нет -изменить форму слова.

- Подобрать о/с, обозначающее признак.

-Подобрать о/с, обозначающее действие.

Закрепляют способы проверки парного согласного.

-В зоопарк.

-Билет.

Работа с учебником.

-Проверить написание согласных букв разными способами.

Дорожка- дороженька,

Лодка – лодочка,

Коляска – колясочка,

Салазки – салазочки,

Книжка – книжечка,

Шапка – шапочка.

Пловцы – пловец,

Флажки – флажок,

Островки – островок,

Столбцы – столбец,

Молодцы – молодец,

Дубки – дубок,

Гребцы – гребец,

Снежки – снежок,

Зубки – зубик,

Глазки – глазок / глазик,

Пирожки – пирожок.

Изучают новое словарное слово.

-Непроверяемый безударный гласный в корне слова.

Оценивают свои умения в «Листе достижений».

Работа в паре.

ле… - львы

жира…- жирафы

медве...ь- (нет) медведя

носоро…- (нет) носорога

вол… - волки

ё… - ёжик

Вспоминают правила работы в паре.

Оценивают свои успехи в «Листе достижений».

-Не все способы проверки подходят к каждому слову.

Самостоятельная работа.

-Ветеринар.

  1. Глаз (З)
  2. Хвост (Т)
  3. Язык (К)
  4. Ушки (К)
  5. Лапки (П)
  6. Нос (С)

Оценивают свои успехи в «Листе достижений».

-Нужно подобрать проверочное слово, используя способы проверки.

Групповая работа.

Примерные слова:

Крот (нет крота), грядки (гряда), травка (травы), лапки (нет лап) , когти (кого, морковь, уж, веревка, рог (рога), дрозд (нет дрозда), ветка (веточка), орешки (орешек), мышка (мышь).

Оценивают свои успехи в «Листе достижений».

-Нужно быть внимательным при определении парного согласного.

Предметные:

Уметь находить и верно подбирать способ проверки парного согласного.

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений

Р: саморегуляция

Р: оценка, коррекция

К: инициативность в общем поиске нового знания

П: анализ, синтез

Р: оценка, коррекция

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

Учебная презентация

Учебник с.48 №70

«Лист достижения»

Учебная презентация

Раздаточный материал: карточка с заданием.

Видеофрагмент

Учебная презентация

Лист достижений

Раздаточный материал: способ проверки.

Учебная презентация

Лист достижений

Рефлексия деятельности

(4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Звук согласный проверяй – 
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего?
А тетрадка?
Изменяем: зубки?
Проверяем: шубки?
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных…

– Какую орфограмму сегодня повторяли?

– Почему нужно проверять слова с парными согласными?

- Достигли вы цели урока? Все пункты плана реализованы?

2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- А теперь проанализируем результаты вашей деятельность на уроке.

Поднимите руку, у кого 6-5 плюсов. Хорошо опустили.
А теперь поднимите руку те, у кого менее 5 плюсов, вам я посоветую быть более внимательными и активными в следующий раз.

Подводят итоги работы.

-Нет грядок

-Нет тетрадок

-Зубы

-Шубы

-Сказок

-Парный согласный.

- Да

Оценивают работу на уроке.

Метапредметные: 

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Учебная презентация

«Лист достижения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"...

Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные"

Закрепление написания парных согласных в корне слова...

Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные".

Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Звонкие и глухие парные согласные. Способы их проверки" разработан и проведён  в соответствии с содержанием программы по УМК "Перспектива" с использова...

Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные в корне"

Урок русского языка в 3 классе "Звонкие и глухие согласные в корне"...

Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные звуки" 3 класс.

Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные звуки" 3 класс....

Технологическая карта урока на тему: "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Технологическая карта урока на тему: "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

Технологическая карта тема " Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова." 4 класс учитель Дудникова Л. В.

                                  Технологическая карта урокаФ.И.О.  Дудникова Лариса ВикторовнаПредмет...