Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шишкина Татьяна Михайловна

Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Звонкие и глухие парные согласные. Способы их проверки" разработан и проведён  в соответствии с содержанием программы по УМК "Перспектива" с использованием программно – аппаратного комплекса для начальной школы. Данный урок способствует закреплению знаний учащихся о правописании слов с парными согласными. Подобранный игровой и познавательный материал нацелен на развитие памяти, внимания, речи, пополнение лексического запаса учащихся.

Он включает следующие этапы: организационную часть, постановку учебной задачи, актуализацию и систематизацию знаний, применение знаний и умений, контроль усвоения знаний и итог урока с рефлексией.

Форма урока – путешествие в сказочный зимний лес. Считаю, что именно игровая форма соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

   Мне хотелось создать у детей праздничное новогоднее настроение, а также проверить их знания по изученной теме с помощью технических средств, которые есть в кабинете. На уроке были использованы практически все средства программно – аппаратного комплекса:

- интерактивная доска;

- документ камера;

- система мониторинга PROClass;

- нетбуки.

   Материал, подобранный для урока, был доступен  всем учащимся  класса. Использование в полной мере ПАК помогло разнообразить урок и провести качественно проверку изученного материала. Использование новых информационных технологий  даёт преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

- повышаются интерес и мотивация учебной деятельности;

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

-  за один и тот же промежуток времени увеличивается объем выполненной работы;

- облегчается процесс контроля и оценки знаний учащихся;

- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока41.69 КБ
Файл тест к уроку1013.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок актуализации и обобщения знаний.

Технология построения урока

Урок – путешествие.

Тема урока

Звонкие и глухие парные согласные. Способы их проверки.

Цель урока

Закрепить и проверить сформированность умений различать и правильно обозначать парные согласные, сопоставлять произношение и правописание слов, подбирать проверочные слова, используя разные способы проверки, развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Основные термины, понятия

Парные и непарные согласные звуки и буквы, звуко – буквенный разбор, орфограмма, проверочное слово, способы проверки.

Планируемый результат.

Предметные умения

УУД

- закрепить знания учащихся о правописании слов с парными согласными на конце и в середине слова;

- сформировать умения и навыки в написании таких слов и подборе к ним проверочных слов;

- развивать речь, познавательные процессы (внимание, мышление, память), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);

- развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- развивать монологическую речь учащихся;

- уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка;

- прививать интерес к русскому языку.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из

личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей

деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в тетради, нетбуке;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы

знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- ставить и формулировать проблемы;

- строить логическую цепь рассуждений;

- выдвигать гипотезы и обосновывать;

- проводить классификацию, указывая на основании классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная.

Работа в парах.

Индивидуальная.

Книгопечатная продукция:

Климанова Л.Ф. «Русский язык» 2 класс, часть 1.

Технические средства обучения:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, документ - камера, нетбуки, система мониторинга PROClass.

Экранно – звуковые пособия:

презентация в SMART Notebook.

Технология изучения.

Этапы урока

Время

Формируемые умения

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организацион-

ный.

1мин.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения.

Слайд 1.

Презентация

–Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Начинаем урок русского языка.

- Запишите в тетрадь дату.

Приветствуют гостей.

2.Постановка учебной задачи.

5 мин.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи.

Познавательные УУД:

- ставить и формулировать проблемы;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы

знания/незнания).

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.

Слайд 2.

– Урок у нас необычный. К нам придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это. 

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...(снеговик)

- Расскажите Снеговику, о каких согласных мы говорили на прошлых уроках.(О парных звонких и глухих согласных).

- Что интересного вы о них узнали?

Минутка чистописания: запишите пары согласных по звонкости – глухости в тетрадь.

- Мы сегодня заканчиваем изучение этой темы. Определите, чем будем заниматься на уроке, и дополните предложения:

Повторим …

Проверим знания …

Вспоминают, что знают о парных согласных.

Записывают парные согласные.

Дополняют предложения.

3.Актуализация и систематизация знаний.

16 мин.

Регулятивные УУД:

- работать по предложенному плану, инструкции;
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность;

- отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы

знания/незнания);

- строить логическую цепь рассуждений;

- выдвигать гипотезы и обосновывать.


Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 3.

(на слайде – телеграмма.)

        

Слайд 4.

Звучит музыка Чайковского «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».

 – Какая музыка прозвучала? (Волшебная)
- Какой самый волшебный праздник зимой? (Новый год)

- Сейчас наступает самое замечательное время для взрослых и детей – это канун  любимого праздника -   Нового года.

- За что вы любите Новый год?
– Ребята, Снеговик нёс новогодние подарки зверятам в лесную школу, но в сказочном лесу неспокойно, и он просит вас помочь ему доставить подарки. Встаньте те, кто не боится трудностей и сможет помочь Снеговику.  

- Какие вы смелые! Отправляемся в  сказочное путешествие в волшебный  зимний лес и сами попробуем стать волшебниками.

Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята.
Сказка будет впереди.

- Итак, в путь.

- Но я боюсь, что новогодний  праздник находится под угрозой. Посмотрите, какая телеграмма лежит под деревом.

«Дорогие детки! Дет Морос и его свита с подарками к вам не придут, не ждите. Я спрятала все шупки и шапки. В такой холот никто не выйдет из дома, и Новый гот не наступит никогда.»

- Грамотно ли написана эта телеграмма? Какие орфограммы не знает тот, кто её написал?

- Ребята, кто из сказочных героев мог отправить её? (баба яга)

Звучит музыка Бабы Яги.

- Да, действительно, эта коварная баба яга захотела испортить наш праздник. Что же делать?

-Давайте попробуем исправить ошибки.

- Вот мы и справились со злыми чарами Бабы Яги и можем продолжать своё путешествие.

- Сказочный лес очень коварный.

Там, где скалы, словно зубья,

Небо синее грызут,

А ветра всё терпеливо

Валуны и камни трут.

В тёмной потайной пещере

Еле теплится огонь:

В ней сидит Кощей Бессмертный,

Рядом дремлет верный конь.

- Кощей с Бабой ягой знают, что сила – в дружбе, поэтому желают вас разделить на девочек и мальчиков и сделать недружными. Чтобы этого не произошло, нужно правильно выполнить  звуко – буквенный анализ слов. Мальчики – слово «мороз», а девочки – «холод».

- Что общего в ваших словах? (по 5 букв и звуков, все согласные твердые, 2 слога).

 - Посмотрите, какая красивая ёлочка в зимнем лесу. Она приглашает вас на физминутку.

Физминутка «Ёлочка»

http://nsportal.ru/video/fizminutka-elochka

Слушают музыку, отвечают на вопросы.

Дети встают.

Дети читают телеграмму.

Делают вывод, что ошибки – на изучаемое правило.

Предлагают исправить ошибки.

Поочерёдно на интерактивной доске исправляют ошибки, проговаривая проверочные слова. Остальные учащиеся работают в тетради, записывают слова верно и проверяют их.

Выполняют звуко – буквенный разбор слов.

1 мальчик – у доски.

Проверка у мальчиков – на доске, у девочек – 1 работа проверяется под документ – камерой.

Отвечают на вопрос.

Выполняют физминутку 2 раза.

4.Применение знаний и умений.

7 мин.

Личностные УУД: 

- определять правила работы в парах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- работать по предложенному плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Познавательные УУД:

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра

Слайд 5.

- Продолжаем путешествие по зимнему сказочному лесу. Посмотрите, чья эта избушка впереди? (Это Леший – дух леса.)

Есть у леса и душа,

В виде Лешего она.

И везде, где только можно,

Бродит Леший осторожно.

- Пока мы не отгадаем загадки Лешего, дальше идти не сможем.

- Записывайте в тетрадь загадку, а рядом – проверочное слово.

1. Белое покрывало на земле лежало,
    Лето пришло - оно все сошло. (снег)

2. Крупно, часто задробил,

    Всю землю напоил. (дождь)

3. Без досок, без топоров
  Через речку мост готов.
  Мост – как синее стекло:

   Скользко, весело, светло. (лёд)

4. У избы побывал -
   Все окно разрисовал,
   У реки погостил –

    Во всю реку мост мостил. (мороз)

-  Какая отгадка, на ваш взгляд, лишняя? Почему?

- А сейчас - взаимопроверка в парах.

Физминутка для глаз «Снеговик»

http://dompolnajachasa.at.ua/publ/skachat_besplatno_prezentacii_quotehlektronnye_fizminutki_dlja_glazquot_3_chasti/57-1-0-799

Отгадывают загадки, записывают в тетрадь слова – отгадки вместе с проверочными словами, проверяя орфограммы парных согласных.

Взаимопроверка в парах.

Правильный вариант – под шторкой на слайде. Учитель открывает «шторку» на слайде, дети проверяют и сравнивают со своими работами.

Выполняют физминутку для глаз.

5. Контроль усвоения знаний.

15 мин.

Регулятивные УУД:

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- работать по предложенному плану, инструкции.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в нетбуке, пульте;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Слайд 6.

- Вдали уже виднеется лесная школа. Но на пути ещё одно препятствие.

- Нужно показать свои знания по теме «Правописание парных согласных» и тогда никаких преград на нашем пути не будет.

1 вариант – выполнение теста на нетбуке. (документ  в формате MS WORD)

2 вариант – выполнение теста в  системе PROClass. (в формате Microsoft Office Power Point) 

Выполняют тестовые задания.

6. Рефлексия учебной деятельности.

1 мин.

Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Слайд 7.

Слайд 8.

- Вот мы с вами и подошли к лесной школе. Звери нас ждут с нетерпением. В зимнем лесу очень холодно. Нужно надеть варежки. Возьмите красную варежку тот, кому понравилось наше путешествие, кто не испытывал серьёзных затруднений при выполнений заданий, зелёную – тот, кто не совсем доволен путешествием, и задания давались непросто, а синюю – кому не понравилось путешествие в зимний лес.

- Благодарю вас за урок!

Поднимают варежки нужного цвета, вырезанные из цветного картона.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Парные звонкие и глухие согласные.

Слайд 2

Вопрос № 1. Выбери строчку, в которой все согласные имеют пару по звонкости – глухости. п, р , с, ш , ц к, г, в, з , ш н , в, ф , д , л A B C

Слайд 3

Вопрос № 2. Выбери строку с верной проверкой парного согласного на конце слова. город - пригород берег - берега завод - заводской A B C

Слайд 4

Вопрос № 3. Укажи слово с буквой в. шар … рука… жира… A B C

Слайд 5

Вопрос № 4. Укажи слово с буквой б в середине слова. улы … ка скри … ка кно … ка A B C

Слайд 6

Вопрос № 5. Найди строку с ошибкой . тетрадка, утка глазки, доска дорошка , ножки A B C

Слайд 7

Вопрос № 6 . Найди строку без ошибок . стриш , авраг голос, груз лыжы , зуп A B C

Слайд 8

Вопрос № 7. В каком слове все согласные парные ? гвоздь пруд глазки A B C

Слайд 9

Вопрос № 8. В каком слове все согласные непарные ? деревня лимон ёжик A B C

Слайд 10

Вопрос № 9. Сколько ошибок в пословице «Лучше хлеп с водой, чем перок с бедой» 2 3 1 A B C

Слайд 11

Вопрос № 10. Найди слово, в котором количество букв и звуков не совпадает. грибок медведь овраг A B C


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Парные звонкие и глухие согласные"

Цель:Отработка алгоритма правописания учащимися орфограммы «парные звонкие и глухие согласные»...

Урок "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

На уроке закрепляется  правописание звонких и глухих согласных на конце слова....

конспект урока "Парные звонкие и глухие согласные"

Цели урока:1.                 Дать понятия о парных звонких и глухих согласных, ознакомить с написанием слов с пар...

Конспект урока "Правописание парных звонких-глухих согласных"

На данном уроке систематизируются  знания  учащихся о способах  проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствуются  умения правильно обозначать па...

Презентация к уроку 2класс "Парные звонкие-глухие согласные"

Формирование умения различать парные звонкие-глухие согласные вкорне слова...

Конспект урока "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. ФГОС. Тема "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"...

Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Урок письма и развития речи  3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....