Конспект урока "Правописание парных звонких-глухих согласных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Фёдорова Елена Анатольевна 1968

На данном уроке систематизируются  знания  учащихся о способах  проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствуются  умения правильно обозначать парные согласные  звуки буквами и сопоставлять произношение звуков и написание   букв. Данная цель решается через ряд поставленных задач, которые способствуют   осознанию детьми необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщению  знаний о  различных способах проверки парных согласных в середине слова и закреплению  умения давать характеристики звуков,и выработки навыка грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pravopis_parn_sog.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  3 класс

Тема:    « Правописание парных согласных  в  середине слова»

ЦЕЛЬ:  систематизировать знания  учащихся о способах  проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствовать умения правильно обозначать парные согласные  звуки буквами, сопоставлять произношение звуков и написание   букв.

ЗАДАЧИ: 

  • способствовать  осознанию детьми необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о  различных способах проверки парных согласных в середине слова; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать у учащихся навык грамотного письма;
  • развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли;
  • воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе,  воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Тип учебного занятия: урок  обобщения и систематизации знаний и умений

Вид учебного занятия:  обобщения  и систематизации знаний

 Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ожидаемый результат:

 учащиеся должны знать: 

правописание парных согласных в корне, состав слова, главные и второстепенные члены предложения.

учащиеся должны уметь: обозначать парные согласные в корне, производить разбор слов по составу, производить разбор предложения по членам предложения и частям речи.

Дидактический материал и оборудование: презентация; учебник; тетрадь; компьютер, мультимедийный проектор, экран; словари  В. Даля и  С. Ожегова; конверт с цветными  кружками  для оценивания своего настроения.

Используемая литература:

  1. Л.М.Зеленина Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы в 4 частях. Москва. Просвещение. 2010 год,
  2. В. П. Канакина Учусь работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах. Москва. Новая школа.

       1995 год, стр.179.

  1. О. В. Узорова 500 контрольных диктантов по русскому языку:/ Пособие  для начальной школы /. ЗАО «Премьера» ГИППВ 1999, стр. 40.

Ход урока

  1. Оргмомент

Учитель:

Необычный день у нас,

И гостей полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Учащиеся: Видеть вас мы очень рады!

Учитель: Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Учащиеся: Только лишь оценку «пять»!

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, мне, нашим гостям. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

  1. Минутка чистописания

Учитель: Найдите закономерность и продолжите запись.

бпн      вфн    гкн       …  …

Учитель: Какие буквы вы записали?

Учащиеся: Записали буквы, которые обозначают парные согласные звуки.

  1. Сообщение темы  и цели урока.
  2. Учитель: Определите тему нашего урока.

Учащиеся: Правописание парных согласных.

Учитель:

Правописание парных согласных в середине слова.

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные.

Звук нечетко слышится –

Какая буква пишется?

Учитель: Как Вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

Учащиеся: Мы будем учиться обозначать на письме парные согласные звуки буквами.

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Прочитайте четверостишие.

Скрипит морос . Сердит морос .

И снех  сухой и колкий.

И вяс  озяп. И дуп замёрз,

Насквось  промёрзли ёлки.

                                      Т. Волжина

/Дети читают стихотворение. Находят ошибки./

  1. Актуализация знаний.

Учитель: При написании какой орфограммы допущены ошибки?

Учащиеся: Все ошибки на правописание парных согласных.

Учитель: Что нужно делать, чтобы правильно обозначать на письме парные согласные?

Учащиеся: Нужно их проверять.

/Фронтальная работа. Ученики цепочкой вставляют пропущенные буквы. Устно подбирают проверочные слова. Во время проверки ошибки исправляются./

Учитель: Каким способом пользовались, чтобы проверить парный согласный?

Учащиеся: Изменяли слова так, чтобы парный согласный звук находился в сильной позиции.

Было мало – стало много.

Изменяли    имена существительные по числам.

Учитель: Как проверили слова: замёрз, насквозь?

Учащиеся: Подобрали однокоренные  глаголы.

Учитель: Когда парный согласный звук находится в сильной позиции?

Учащиеся: Вывод: парные согласные находятся в сильной позиции:

  • перед гласными,
  • перед сонорными согласными.

Вывод: Чтобы правильно обозначать парные согласные звуки в середине слова, их нужно проверять.

Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука

стоял гласный.

Учитель: Найдите  другие  орфограммы в четверостишие.

Учащиеся: Скрипит – безударная гласная  -и, проверочное слово -скрип, сердит  - безударная гласная - е проверочное слово – сердится

Учитель: Прочитайте еще раз стихотворение и запишите его по памяти.

/Помощь учащимся, которые не смогут справиться./

  1. Работа со словарными словами. Разноуровневая дифференциация.
  2. Учитель: Прочитайте слова. Что общего у этих слов?

Учащиеся: Это слова с непроверяемыми безударными гласными.

Учитель: Какое задание с ними можно выполнить?

Учащиеся: Вставить пропущенные  буквы, на месте парных согласных записать соответствующие буквы.

Задание для 3 групп разной степени сложности.

…ши(б/п)ка, д…ро(ж/ш)ка, л…па(д/т)ка, м…рко(в/ф)ка, т…тра(д/т)ка.

1группа – зеленый кружок, 2 группа – жёлтый, 3 группа – красный, самое трудное задание.

Учитель: Внимательно прослушайте все задания и выберете  по силам.

1группа.

Записывает слова, вставляет пропущенные буквы, парные согласные записывает соответствующими буквами.

2 группа.

 Вставляет пропущенные буквы и подбирает проверочные слова к парным согласным. Записывает вместе с поверочным словом.

3 группа

Вставляет пропущенные буквы, парные согласные записывает соответствующими буквами, подбирает к словарному слову подходящее по смыслу прилагательное и записывает в тетрадь словосочетание.

Выберете себе задание по силам.

По одному   ученику из  каждой группы работают у доски.

Проверка всех заданий. Оценивание учащихся.

Задание, выполненное 2 группой,  еще раз прочитывается.

Ошибка – ошибочка, дорожка – дорожечка, лопатка – лопаточка, морковка – морковочка, тетрадка, тетрадочка.

Учитель: Каким способом пользовались, чтобы проверить парный согласный в середине слова?

Учащиеся: Называли слово ласково. Суффикс  -очк и  -ечк придавали словам  уменьшительно – ласкательное значение. После парного согласного появляется гласная.

7. Знакомство с новым словарным словом.

Учитель:

Отгадайте загадку:

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

Учащиеся: Газета.

Учитель: Объясните лексическое  значение этого слова.

Ответы учащихся.

Учитель: В России впервые газета стала печататься  300 лет тому назад. Она называлась «Ведомости». Первые номера этой газеты писал и редактировал  сам царь Петр Первый. Сейчас газет и журналов очень много. Из них  мы узнаем  о событиях, которые происходят в мире.

Учитель: Какое задание вы можете предложить для того, чтобы быстрее запомнить это слово?

Учащиеся могут предложить подобрать однокоренные слова, изменить слово по падежам, составить с этим словом предложение.

Учитель: Подбираем однокоренные слова. Один учащийся работает у доски, разбирает однокоренные слова по составу.

Выполнение задания оценивается.

Газета, газетка, газеточка, газетный.

Учитель: Какое слово соответствует теме урока?

Учащиеся: Газетка.

Учитель: Какое слово является проверочным?

Учащиеся: Слова «газета, газеточка, газетный» являются проверочными для слова « газетка».

Учитель: Какое слово «лишнее»?

Учащиеся: Прилагательное газетный. Его можно изменить по родам.

Ученик у доски записывает словосочетания с прилагательным газетный и изменяет его по родам.

Газетный столик, газетная статья, газетное издательство.

8. Физминутка.

Музыкальный клип « Божья коровка», автор Берюхова Елена

Танцевальные движения, зарядка для глаз.

  1. Работа над предложением. Разноуровневая дифференциация.
  2. Учитель: На слайде задание для трех групп.  Внимательно выслушайте задания и выберете по  своим возможностям.

Учитель: Составьте предложения со словом газета.

1 группа – зеленый кружок, 2 группа – желтый, 3 группа – красный.

1 группа. Составьте предложение из данных слов. Разберите его по членам и частям речи.

читает, папа, газету, утреннюю

2 группа. Дана грамматическая основа предложения, распространите предложение.

Разберите его по членам и частям речи.

газета лежит

3 группа

Составьте предложение, которое соответствует схеме.

Разберите его по членам и частям речи.

какой? кто? что делает? какую? что?

Выберете задание,  которое вы можете  выполнить.

По одному ученику из каждой группы работают у доски.

Проверка и оценивание работ.

10. Работа по развитию фонематического слуха. Разноуровневая дифференциация. Учитель: Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Найдите орфограммы на правописание парных согласных.

В чужой лодке всегда больше рыбки

С кем по грибки, с тем и по ягодки.   

Учащиеся называют орфограммы. Подбирают проверочные слова.

Лодке – лодочка, рыбка – рыба.

Грибки – грибы, ягодки – ягода.

Учитель: На слайде задание для трех групп. Разберите слова фонетически.

1группа. Разбирает фонетически слово «гриб».

2 группа. Слово « рыбка».

3 группа. Слово « ягодка».

Выберете задание, с которым вы можете справиться.

По 1 учащемуся из каждой группы работают у доски.

Проверка и оценивание выполненных работ.

Учитель: Обратите внимание на транскрипцию этих слов.

Везде парный согласный звук находится в слабой позиции, следовательно, плохо слышится.

Учитель: Что нужно делать, чтобы не допустить ошибки при написании слов с парными согласными в слабой позиции?

Учащиеся: Чтобы правильно обозначать парные согласные звуки в середине слова, их нужно проверять. Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Заучивание правила в стихотворной форме.

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные.

Звук нечетко слышится –

Какая буква пишется?

Но поставим рядом гласный –

И согласный неопасный!

11. Работа с пройденным материалом. Формирование навыка грамотного письма.

Самостоятельная работа. Разноуровневая дифференциация.

Задание по группам.

Выслушайте задание для всех групп и выберете по своим возможностям.

Для  1 группы – зеленый кружок, для 2 группы – желтый, 3 группа – красный.

1 группа – стр. 39,  упражнение  74

Разделите слова на две группы. Запишите.

Город, шапка, провод, трубка, круг, повязка, мак, сказка, мёд, суп, ложка, зуб, грибки, складка.

2 группа - стр. 40, упражнение 75

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Аист делает заря…ку-

То вприскочку, то вприся…ку.

Осьмино…  надел перча…ки,

А тюлень удрал с площа…ки

Пеликан ныряет ло…ко.

Вот что значит трениро…ка!

Рак зале… на самока…,

Все вперё…, а он – наза…  .

3 группа – стр.41 упражнение 77.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните словосочетания, которые связаны вопросами какой?  какая? какие?

У Пети в диктанте досадные оши…ки.  Друг – это бли…кий тебе человек. Нет такого дру…ка, как родимая мату…ка. Молодые ли…ки очень ги…кие. Вокруг пруда растут ду…ки. Почва на болоте то…кая и зы…кая. Остались от козлика ро…ки, да но…ки. Кошке игру…ки, а мышке слёзки.

12. Подведение итога урока

Учитель: Выберите из конверта листочек такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.

Учитель: Спасибо за интересную работу на уроке.

Учитель:  Чему вы сегодня учились на уроке?

Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Учитель: Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Учитель: Что больше всего запомнилось?

13.Задание на дом 

Учитель: работа в доп.тетради.

К данным прилагательным подберите прилагательные – антонимы. Запишите.

Творческое задание: составьте небольшой рассказ о зиме, используя как можно больше слов с парными согласными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Правописание парных звонких-глухих согласных на конце слова.

Данный урок поможет учащимся!- закрепить умения в правописании парных звонких-глухих согласных; умения подбирать проверочные слова, находить границы предложений ; закрепить знания алфавита.- Развивать...

Урок по русскому языку для 2-ого класса "Парные звонкие глухие согласные"

Обучающий урок по правописанию парных звонких глухих согласных....

Проект урока по теме: "Парные звонкие глухие согласные". 2 класс

Проект урока по русскому языку по теме: "Парные звонкие и глухие согласные" (2 класс). УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. ФГОС. Тема "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"...

Проверочная работа по русскому языку. 3 - 4 класс. Повторение правил о правописании безударных гласных, парных звонких/глухих согласных, непроизносимых согласных.

Проверочная работа по русскому языку. 3-4 класс. Правописание безударных гласных в корне слова, парных звонких, глухих согласных, непроизносимых согласных....

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 1 класса. Тема: Дифференциация парных звонких-глухих согласных звуков Б-П

Коспект занятия по теме "Дифференциация парных согласных [Б-П][Б’-П’]"  можно использовать в работе логопедам, учителям начальных классов. На занятии дети учаться разли...

Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...