Проект урока по теме: "Парные звонкие глухие согласные". 2 класс
проект по русскому языку (2 класс) по теме

Проект урока по русскому языку по теме: "Парные звонкие и глухие согласные" (2 класс). УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_s.v._russkiy_yazyk.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по теме: «Парные звонкие и глухие согласные ».

(2 класс)

Выполнила учитель начальных классов

ОУ № 98 Канавинского района    

Соколова Светлана Владимировна

Н. Новгород

2014 г

Проект урока

Учебный предмет: русский язык

УМК:«Начальная школа 21 века»

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока: содействовать овладению учащимися системой знаний о парных согласных,  способом проверки парных по  звонкости - глухости согласных; развивать орфографическую зоркость в процессе работы с парными согласными; содействовать нахождению алгоритма работы по проверке парных согласных на конце и в середине слова; воспитывать интерес к слову; способствовать воспитанию желания учиться.

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование грамматических и орфографических понятий, предопределённых дидактическими задачами урока;

Метапредметные:(познавательные) умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;(коммуникативные) умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации;(регулятивные) умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности;

Личностные: воспитание лингвистической культуры, формирование мотивации к изучению родного языка.

Оборудование: компьютер, интерактивная   и магнитная доски.

Дидактическое обеспечение: учебник, тетради учащихся, наглядный и раздаточный материал.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: учащиеся различают  парные согласные звонкие и глухие, знают в каком случае согласные находятся в слабой и сильной позициях, имеют понятие о составе слова.

Этапы урока и хронометраж:

  1. Орг. момент.          (1 минута)
  2. Мотивация к учебной деятельности. (3 минут)
  3. Актуализация знаний. (7 минут)
  4. Выявление места и причины затруднения. (5 минут)
  5. Построения проекта выхода из затруднения. (3 минут)
  6. Реализация построенного проекта. (10 минут)
  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(5 минут)
  8. Самостоятельная работа с самопроверкой. (3 минуты)
  9. Включение в систему знаний и повторение. (3минут)
  10. Рефлексия учебной деятельности. (5минут)

№ п/ п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся.

Формируемые УУД

1

Орг. момент

Учитель  задаёт детям вопрос: « Вы любите преодолевать трудности?». Просит поднять руки тех, кто уверен, что справится со всеми трудностями».

Дети поднимают руки, отвечают на вопрос.

Личностные УУД

2

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель предлагает детям заполнить таблицу, вспомнить парные по звонкости – глухости согласные звуки, дописать обозначающие их буквы:

звонкие

б

д

з

ф

к

Учащиеся заполняют пропуски, повторяют пары согласных звуков, делают вывод, вспоминают, что согласные делятся на звонкие и глухие и существует 6 пар согласных звуков  по звонкости – глухости; глухие звуки произносятся с шумом, звонкие -     с шумом и голосом.

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Дети участвуют в целеполагании, принимают учебную задачу, формулируют тему урока: «Правописание слов с парными согласными».

Учитель спрашивает детей: «Что бы вы хотели узнать нового о парных согласных?». Дети формулируют вопросы: «Как проверить парную согласную? Какие слова могут быть проверочными?».

Регулятивные УУД, идёт целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.

Личностные УУД,

Задание носит мотивационный характер.

Коммуникативные УУД,

рассуждают, высказывают предположения, слушают друг друга.

3

Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся отгадать загадку.

Загадка 1  (слайд 1).

Сидит дед, во сто шуб одет,

кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук).

Загадка 2 (слайд 2).

Пришла весна, зазеленела трава. Вышли коровы на           . (луг)

 Учитель спрашивает детей:  «Какой звук вы услышали на конце первого слова? второго?

А какая буква пишется? А что произойдёт, если слово записать неверно? Какой сделаем вывод?

Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод, что звуки слышатся одинаковые, а буквы пишутся разные.

Учитель предлагает обратить внимание на слова, расположенные на карточках на магнитной доске, и распределить их на группы: «Гриб, дождь, гроза, коза, ряд, часы, багаж».

Обучающиеся предлагают варианты классификации: по количеству слогов или по типу орфограммы. Учитель подводит детей к рациональному способу классификации, основанному на типе орфограммы. Далее задаётся вопрос: «Есть ли сходство в способе проверки этих орфограмм?» Ученики высказывают мнение о том, что способ проверки этих орфограмм одинаковый: «Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемый звук оказался в сильной позиции, для гласного под ударением, для согласного – перед гласным или звонким непарным согласным». Затем учитель организует словарную работу, предваряя её словами:

«Предлагаю вам новинку:

Словарную разминку!

Слова из словаря возьмём,

Проверять мы их начнём».

Предлагается подобрать из словаря несколько слов, оканчивающихся на согласный звук, который нужно проверять.

Дети находят слова: арбуз, билет, город, жираф, медведь, мороз, обед.

Ученики записывают слова в тетрадь, подбирают проверочные слова, объясняют, почему слова пишутся именно так.

Коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные высказывания.

Познавательные УУД, потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий.

 Познавательные УУД, потому что учащиеся учатся работать со словарём как одним из источников информации.

4

Выявление места и причины затруднения

Учитель предлагает обучающимся найти алгоритм проверки парных согласных, спрашивает у детей, что необходимо сделать, чтобы верно написать букву парного по звонкости- глухости согласного звука? Учащиеся совместно с учителем находят необходимый алгоритм.

Алгоритм проверки парных согласных

Найди парную согласную в слабой позиции

Измени форму              Подбери

слова                       однокоренное

                                  слово

поставь    слово-помощник

во мн. число   «нет»

В случае затруднений учитель предлагает учащимся обратиться к материалам учебника на стр. 91

Коммуникативные УУД, учащиеся,  рассуждают, аргументируют ответы, внимательно слушают друг друга.

Познавательные УУД, углубляются и уточняются лингвистические понятия учащихся, расширяется познавательная сфера.

5

Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает для размышления вопрос: «Достаточно ли знать правило, чтобы грамотно писать?» Ученики высказывают мнение о том, что главное – не только знать, нужно уметь его применить.

Далее учитель предлагает варианты организации работы по выполнению проблемного задания: работать в группах или индивидуально.

Учащиеся высказывают мнение о том, что главное – не только нужно знать правило, нужно уметь его применять, они  выбирают групповой способ, обосновывая тем, что трудные задания легче выполнять в группах.

Личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора.

6

Реализация построенного проекта.

Учитель организует групповую работу, в ходе которой в отпечатанном тексте нужно найти слова, вызывающие недоумение, написанные с ошибками, обосновать правильность написания, используя алгоритм.

(Образовано 3 группы, различных текстов – 3).

1.«Иди прямо через зелёный лук. Слева будет лес, слаткие яготки манят туда. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Ждём тебя».

2. Солнечная поготка. Мы плывём на лотке к зелёному острофку. Под берёсками и дупками прячутся грипки. Скорее на берек!»

3. «На пруду плавал  лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На дуп сел ястреп».

Учащиеся распределяются на группы, повторяют правила работы в группе, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю. По истечении определённого времени, группы представляют отчёты по работе, дополняют ответы других групп. Обоснование правописания строится следующим образом: « В слове «грибки» слышится парный согласный звук [п], он стоит перед парным глухим [к], находится в слабой позиции, значит это орфограмма. Подбираю проверочное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или звонкий непарный согласный: «грибок, грибной». Пишу в слове «грибки» букву б».

Развиваются познавательные УУД,  происходит систематизация, обобщение, переработка языковой информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и письменной (на листах).

Регулятивные УУД, происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намеченной последовательности действий.

Коммуникативные УУД, организовано учебное сотрудничество в группах по выполнению задания, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.

7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель предлагает выполнить задание в парах:

 «Сделайте словооборот,

Прочтите слово наоборот.

Вспомните правило к словам,

Написанье объясните нам!»

На слайде № 3 даны слова – перевёртыши: «Пулут, дурт, залг, генс, гарво, дзеоп, долох, дог, шрё, жиртс, шыднал».

Ученики выполняют задание. А затем идёт фронтальное обсуждение составленных пар слов (проверочное – проверяемое), запись в тетрадь: «Тулупчик – тулуп, труды – труд, глазик – глаз, снеговик – снег, овраги – овраг, т.д.».

Познавательные УУД, идёт повторение ключевых понятий темы урока.

Коммуникативные УУД, потому что идёт парная, а затем фронтальная работа, при которой класс даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли.

8

Самостоятельная работа

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу на индивидуальных карточках – нужно вставить пропущенные слова с парными согласными и подчеркнуть орфограммы во вставленных словах:

«Ученик сделал три          .  В берлогу залёз     бурый                .

К лесу вела узкая                 .

По истечении определённого времени учитель предлагает проверить свою работу, сличив с правильным вариантом, представленном на слайде № 4.

Учащиеся работают самостоятельно, вставляя слова в предложения, затем проверяют и оценивают успешность выполнения своей работы.

Познавательные УУД, формируются у учащихся умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформированный способ действия.

Личностные УУД, задание сопровождается мотивацией успеха (дети в полной мере готовы к его качественному выполнению).

Регулятивные УУД, задание завершается самопроверкой, самооценкой собственного знания – незнания.

9

Включение в систему знаний и повторение.

Учитель демонстрирует на слайде № 5 загадки, составленные по типу «доскажи словечко»:

«Этот зверь тебе знаком –

Ест мышей, пьёт молоко.

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных…..»

«Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он……..»

«К солнышку подняв свой рог,

Дремлет толстый, неуклюжий…..».

Ученики хором читают загадки и договаривают отгадки, в словах отгадках слабым учащимся предлагается объяснить правописание парных согласных на конце слова. Кроме того, это задание для учащихся является и физкультминуткой, назвав животных, дети изображают походку, движения того или иного животного.

Познавательные УУД, идёт смысловой анализ материала, повторение изученного алгоритма проверки парных согласных.

Коммуникативные УУД,

Учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.

Личностные УУД, игра – импровизация мотивирует, позволяет в игровом действии раскрыться каждому ученику.

10

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель организует проверку усвоения материала урока на основе трёх тестовых заданий закрытого типа, представленных на слайде № 6:

1.Какие согласные не являются парными по звонкости – глухости?

а)ч – щ б)б – п в)к – г г)д – т

2.Какое слово не является проверочным к слову «морковь»?

а)морковочка б)морковка в)морковный.

3.В предложении: «Я гнала гусей на пруд, поломался тонкий прут» - слов с орфограммой «парная согласная»

а)  4 б)2 в)3 г)1

Учащиеся выполняют тест. В качестве эталона даётся серия ответов: «1а, 2б, 3б». Ученики выполняют самопроверку, ставят себе отметку, соответствующую количеству правильных ответов.

Учитель предлагает оценить учащимся свои достижения на уроке, прикрепить на «дерево знаний» листочки, обозначающие свои результаты.

Дети оценивают себя и  прикрепляют листочки разного цвета (зелёный – новый материал мне понятен, жёлтый – у меня были небольшие затруднения, красный – мне было трудно, нужна дополнительная помощь учителя).

Затем учитель задаёт дифференцированное домашнее задание: выполнить упражнение №2 со страницы 92 учебника, или сочинить текс объёмом 3 предложения, насыщенный словами с парными согласными.

Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник.

Регулятивные УУД, идёт оценивание степени освоения новых знаний, сравнение с эталоном, то есть формируются рефлексивные умения.

Личностные УУД, каждый ребёнок оценивает свою работу на конкретном уроке.

Личностные УУД, подача домашнего задания носит вариативный характер,  связана с самоопределением.

Список литературы.

  1.  И.И. Бондарева, О.Ю.Дедова, Н.Н.Деменева, Е.А. Захарова «Современные технологии проведения  урока в начальной школе с учётом требований ФГОС». Издательство «Аркти», 2012 год.
  2. А.Б. Носкова «Современный урок в начальной школе». Издательство «Учитель», 2013 год.
  3. Т.В.Титкова «Открытые уроки». Издательство «Вако», 2012 год.
  4. Н.Ю. Яшина, В.И. Овсянникова «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка», 2012 год.
  5. С.В. Иванов  «Русский язык». Издательство «Вентана – Граф», 2011год.