Технологическая карта урока русского языка «Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о глухости и звонкости согласных звуков, о парности согласных звуков по глухости и звонкости.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить определять звонкие и глухие звуки;
  2. Учить различать парные по глухости и звонкости согласные звуки.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при рассмотрении звуковой схемы;
  2. Развивать умение опираться на уже известный материал о согласных звуках;

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 19.04.2021

Школа: МОУ «Петропавловская СОШ»

Класс:

Урок:

Время:

Кабинет:

Студент: Карпова Ксения

Группа: 42

Учитель: Ирумбаева З.Ж.

Методист:

Тема урока: Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о глухости и звонкости согласных звуков, о парности согласных звуков по глухости и звонкости.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить определять звонкие и глухие звуки;
  2. Учить различать парные по глухости и звонкости согласные звуки.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при рассмотрении звуковой схемы;
  2. Развивать умение опираться на уже известный материал о согласных звуках;

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесн.: слово учителя.     Форма: фронтальная

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверим готовность. По каким критериям?

На доске появляется схема: (Порядок на рабочем месте; наличие учебника, тетрадей, пенала).

 -Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Приветствуют учителя.

КУУД: адекватно использовать речевые средства.

РУУД: самоконтроль.

ЛУУД: знание моральных норм

Работа с учебной презентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание

потребности к построению нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная; фронтальная.

1. Организует минутку чистописания.

  • Откроем тетради, отступим 2 строчки, на третьей запишем сегодняшнее число.
  • Сегодня на уроке мы снова отправимся в город звуков.
  • Прежде чем мы запишем минутку чистописания  к себе в тетрадь, вспомним правила посадки: учитель показывает 3 картинки: как нужно сидеть, ручка, положение тетради. Разминка для пальчиков.

Учитель показывает образец написания на доске, уделяя внимание правильному соединению.

  • Давайте вспомним, что мы знаем о согласных звуках.
  • Какие они бывают?
  • Как это обозначено в нашей таблице?
  • Чем отличаются между собой звуки [б] [п], один мы слышим четко и другой еле-еле слышно.
  • Как отличить звонкий звук от глухого?
  • Как обозначены звонкие и глухие звуки в нашей таблице звуков?

1. Актуализируют знания.

2. Делают записи в тетрадях.

Минутка чистописания

Жж Жж Жж

Предметные: поработать над навыком чистописания.

ПУУД: создание способов решения; осуществление анализа объектов.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

КУУД: формулировать собственные мнения и позицию.

ЛУУД: формирование положительного отношения к предмету

Работа с учебной презентацией.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление

места и причины затруднения, постановка цели урока

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Моделирование: сост. Плана. Форма: фронтальная.

  1. Создает проблемную ситуацию.
  2. Помогает детям определить тему урока и поставить перед собой цели.
  • О чем пойдет речь на уроке? Назовите тему урока.
  • Давайте попробуем определить цель урока.
  • Восстановим план деятельности на уроке.

План:

  1. Выполним практические задания и узнаем, как отличить звонкий согласный звук от глухого?
  2. Будем учиться отличать звонкие от глухих звков;
  3. Выполним самостоятельную работу;
  4. Сделаем выводы.

1. Определяют тему и цели урока на основании проблемной ситуации.

2. Делают записи в тетрадях.

  •  Тема: как отличить звонкий согласный звук от глухого?

Цель:

Узнать , как отличить звонкий согласный звук от глухого

Предметные: осознание необходимости в получении новых знаний о парных согласных звуках

ПУУД: формирование логической грамотности учащихся.

 РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действии в соответствии с задачей.

ЛУУД: формирование навыков составления алгоритма, познавательного интереса к новому материалу.

Работа с учебной презентацией.

, "Открытие" детьми

нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Языковой анализ: толкование слов.

 Пробл.: создание проблемной ситуации. Моделирование: составление алгоритма. Формы: фронтальная, индивидуальная.

1.  Помогает детям открыть новые знания.

2. Предлагает задания на выявление нового материала.

  • Посмотрите на план и  скажите, что нам нужно сделать?
  •  Работа по учебнику (с. 92, упр. 1)
  • Какие согласные звуки в этих словах произносятся с шумом?
  • А при произнесении каких согласных звуков слышится голос?
  • Подчеркните в словах буквы, обозначающие согласные звуки.
  • Работа по учебнику (с. 92, упр. 2). Наблюдение над особенностью звучания глухих и звонких согласных звуков.
  • Назовите буквы.
  • Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда.
  • Послушайте, что вы слышите: шум или голос? (Шум.) Вспомните, как называются такие звуки ?
  • Аналогичная работа проводится с верхним рядом букв.
  •  Прочитайте рубрику «Обрати внимание».
  • Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?
  • Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?
  • Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
  • Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.
  • Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.
  • Повторите, как определить звонкий согласный или глухой?

  1. Открывают новые знания с помощью практических заданий.
  2. Учатся применять новые знания на практике.
  • Выполнить практическое задание.
  • Ш, ч
  • Р, ж, м, к

  • Шум. Такие звуки называются глухими согласными звуками.

Предметные: открытие нового знания о том, как отличить звонкий от глухого согласного звука..

ПУУД: выполнение учебной задачи не имеющей однозначного решения; приводить примеры в качестве доказательства.

КУУД: формулировать собственные мнение и позицию;

РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры.

ЛУУД: умения самостоятельно контролировать ход мыслей .

Учебная презентация

Учебник ( с.92)

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: фронтальная, парная.

1.  Вместе с детьми проводит параллель между заданием и новым материалом.

2. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

  •  Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)
  • Прочитайте пары слов.
  • Определите, какими звуками отличаются эти слова.
  • Ребята, это парные согласные звуки, в нашей табличке они записаны друг под другом.

 Динамическая пауза

  • Игра «Послушай звук»
  • Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся приседают, а, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся тянуться вверх.

Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки

1. Учатся использовать и закрепляют полученные знания.

2. Проводят разминку.

Произносят звуки.

Предметные: формирование определять звонкие и глухие согласные звуки.

ПУУД: создание собственных способов решения, осуществлять анализ.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

КУУД: учитывать различные мнения при сотрудничестве.

ЛУУД: умение выделить аспект поведения; формирование устойчивого интереса к обучению.

Работа с учебной презентацией.

Работа над упражнением..

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная.

1. Предлагает детям задание на закрепление пройденного материала.

2. Организует проверку выполненных заданий.

  • Какой пункт плана урока будет следующим?

 Впишите пропущенные буквы.
...ора — кора, жить — ...ить, ...очка — почка, ...ом — том.

Определите, какие буквы обозначают парный звонкий или глухой согласный звук. (Гора — кора, жить — шить, бочка — почка, дом — том.)

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Проводят проверку выполненных заданий.

  • Нужно выполнить самостоятельную работу.

Выполняют самостоятельную работу.

Предметные: умение самостоятельно вставить парные согласные звуки.

ПУУД: создание собственных способов решения.

РУУД: учитывание выделенных учителем ориентиров.

ЛУУД: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях

Учебник.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Формы работы: групповая, фронтальная.

1. Уточняет понимание учащимися темы и целей урока.

2. Формирует задание на проверку понимания пройденного материала.

  • Определите, в каком слове все согласные звуки звонкие, запишите и подчеркните согласные.

Точка, шина, дом. (Дом.)

  • Определите, в каком слове все согласные звуки глухие, запишите его и подчеркните глухие согласные.

Шишка, флаг, книга. (Шишка.)

  • Но(ш,ж)  шала(ш,ж)  у( ш,ж) малы( ш,ж)
  • У меня на доске записаны слова, но подружки- буквы встали в скобки. Они хотят, чтобы ребята помогли и нашли правильную букву из скобок.
  • Чтобы узнать, какие буквы нужно вставить, нужно изменить слово.
  • Рассуждать будем таким образом:
  • Один – нож, а много – ножи, хорошо слышим букву
  • Я предлагаю вам записать эти слова в тетрадь.
  • Проверим, как выполнили задание.

1. Соотнесение целей урока с полученным результатом.

2. Обобщение знаний по пройденной теме.

3. Работают в группах.

4. Проверяют выполненные задания.

  • Дом
  • Шишка

.

Предметные: умение подбирать проверочное слово.

ПУУД: умение анализировать и обобщать.

РУУД: умения планировать свои действия.

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

ЛУУД: следование в поведении требуемым нормам.

Работа с учебной презентацией.

Работа в учебнике.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесн.: учебный диалог. Форма: фронтальная.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

2. Организует беседу по уточнению понимания целей деятельности на уроке.

  • Как звучала тема нашего урока?
  • Какую цель мы перед собой ставили?
  • Все ли шаги плана нам удалось выполнить?
  • Оцените свою деятельность на уроке с помощью шкалы на доске. Выберите соответствующий цвет и прикрепите к шкале.

Верх шкалы- зеленый ( на уроке не было трудностей, материал понятен и я активно работал)

Середина шкалы – желтый (Были трудности, с которыми я справился, в течении урока работал)

Низ шкалы – красный ( Не разобрался в новом материале, на уроке был неактивен)  

1. Подводят итоги своей деятельности.

2. Соотносят результат полученный с ожидаемым.

  • Тема: как отличить звонкий согласный звук от глухого?

Цель:

Узнать , как отличить звонкий согласный звук от глухого

Предметные: научиться проводить диагностику учебных достижений.

КУУД: обобщение и взаимодействие.

ЛУУД: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью.

Работа с учебной презентацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"

Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: обобщение полученных знаний о глаголе; совершенствование умений находить в тексте глаголы ; определение числа глагола; развитие умений ...

Технологическая карта урока русского языка «Отзыв по картине В.А. Серова Девочка с персиками» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока: Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования умения составлять отзыв по картин...

Технологическая карта урока русского языка "Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письм...

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...