Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Лазарева Светлана Николаевна

    Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lazareva_s.n.urok_r.yaz_.docx36.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лазарева Светлана Николаевна,

    СОГБОУ «Шумячская санаторная

    школа-интернат»(Шумячский район);

    Урок русского языка

                                        во 2 классе по теме : «Как переносить слова с одной строки на другую?»

                            (по курсу «Русский язык», автора Канакиной В.П., Горецкого В.Г.,УМК «Школа России»)

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

    Форма урока : интегрированный урок.

    Цели урока :систематизация правил переноса слов с одной строки на другую, обобщение знаний учащихся о правилах переноса слов, контроль применения знаний на практике; обучение наблюдению за языковым материалом, умению его анализировать, систематизировать и обобщать; развитие способности действовать в нестандартной ситуации; развивать  умение работать в парах, группах; учить слушать, прислушиваться и принимать чужое мнение; учить детей грамотно, верно формулировать свою точку зрения.

    Оборудование: учебник «Русский язык»-2 кл.,Ч.1/Канакина В.П.-М.:Просвещение.2013г.;подборка иллюстраций к уроку, таблица по русскому языку «Перенос слов»

    Ход урока.

    Этапы урока

    Цель

    этапа

    Формы

    организации

    деят-ти

    уч-ся

    Методы и

    приёмы

    Деятельность учителя

    Деятельность

    уч-ся

    Формируемые

    УУД

    Вре-

    мя

    Личностные УУД:- умение осознавать роль языка и речи в жизни людей;

                                         -волевая саморегуляция

                                          -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном ;

                                        -принятие и освоение социальной роли обучающегося.развитие мотивов учебной деятельности;

                                        -формирование уважительного отношения к иному мнению;

                                        -овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

                                        -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

                                       -развитие доброжелательности и отзывчивости;

                                        -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками ,умения не создавать

                                         конфликтов, находить выходи из спорных ситуаций;

                                       

    1.Организационный момент.

     

       

    -приветствие,

    -осуществить межличност-

    ный контакт,

    -проверить готовность уч-ся к сотрудни-

    честву,

    -организ-я внимания школьников

    фронтальная

    словесный

    -Мне приятно видеть ваши улыбки ,и думаю, что этот урок принесёт вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

    «Я в школе, я на уроке.

    Я радуюсь этому.

    Внимание моё растёт.

    Я, как разведчик, всё замечу.

    Память моя крепка.

    Голова мыслит ясно.

    Я хочу учиться. Я готов к работе.

    Я работаю.»

    Повторяют за учителем слова «мантры»,настраиваются на работу на уроке.

    (К)-обогащение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

    (П)-понимание необходимости учиться

    (Р)-самоорганизация

    2 мин

                                                2.Актуализация знаний

                                            Фронтальная

                                         

                                           Словесный ,

                                      Наглядно-иллюстративный

    1. Орфографическая минутка

               Я тетрадь  свою открою

     И наклонно положу,

    Я , друзья, от вас не скрою:

    Ручку я вот так держу,

    Сяду прямо , не согнусь,

     За работу я возьмусь.

            Чистописание.

    На доске запись:Рр

    Трава, дрова, труд ,сорока,

    - Какую букву будем писать на минутке чистописания? Какой звук она обозначает звук в данных словах.

    Мотивация на урок

    -Она обозначает

    согласный, твердый, непарный, звонкий звук

                                                     

    (К)строить рассуждения, понятные для собеседника

    (П)анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения

    (Р)поиск средств осуществления задачи

    мин

    -оздоровление

    -дать возможность детям отдохнуть,настроиться на предстоящую работу

    Запишите слова с доски. Какие орфограммы в словах вам встретились? Подчеркните их, назовите проверочные слова.

    Как определить, сколько слогов в слове?

    Назовите односложные слова (труд). Как можно назвать остальные слова? К какому слову нельзя подобрать проверочное слово? (сорока)

    Физкультминутка

    Буги — буги.

      Руку правую вперёд,

      А потом её назад.

      А потом опять вперёд

      И немного потрясём.

      Мы танцуем «Буги - буги»,

      Поворачиваясь в круге,

      И в ладоши хлопаем вот так:

      Хлоп - хлоп!

    (Аналогичные движения совершаются левой рукой и обеими ногами.)

    уч-ся выполняют задание

    -Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!

    Отвечают на поставленный вопрос

    Выполняют действия. Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу

    (К)определение способов взаимодействия

    (Р) саморегуляция

                                                     3.Словарная работа.

    -актуализация опорных знаний, ценностных отношений

                                                                     Фронтальная ,индивидуальная

                                                              Словесный ,наглядный

                                                           

    Запишите слово «словарь».Запишите слова- отгадки(ветер,береза,быстро,здравствуйте,прощай,родина,дорога,сахар) Два человека выполняют задание  за доской.

    1.Белый камень

    В воде тает

    (сахар)

    2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

     (ветер)

    3.Ствол белеет, шапочка зеленеет.

    ( береза)

    4.Синоним к слову мгновенно  (быстро)

    5. Здесь родился, живешь,

    Уезжаешь — скучаешь,

    Как зовут это место, знаешь? (Родина)

    Выполняют задание учителя

    Два ученика выполняют задание с обратной стороны доски

    (К)Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

    (П)Использовать имеющиеся знания . 

    (Р)саморегуляция ,самооценка

        мин

    6. Куда бежит – сама не знает.

    В степи ровна,

    В лесу плутает,

    Споткнется у порога.

    Что это? …

    ( дорога)

    7.Антоним к слову до свидания (здравствуйте)

    8.Синоним к слову до свидания ( прощай).

    ( Сверяем с доской. Кто не допустил ошибок, нарисуйте на полях тетради смайлик )

    Сейчас мы запишем еще одно слово: его можно отнести и к  лимону, и банану, к солнцу  и  осенним листьям.

    Запишите слово желтый.

    Проверяют свои работы, оценивают

    Какая буква пишется не так, как слышится?

    Подберите однокоренные слова.

    Какие буквы чередуются в корне?

    Выделите корень. Подчеркните букву Е. 

     Поставьте в словах ударение, подчеркните  буквы, которые надо запомнить.

    Назовите трехсложные слова

    В каком из записанных слов количество звуков не совпадает с количеством букв? Почему?

    Буква Ё на месте звука О.

    Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели

    Ё-е.

    Желт-

    здравствуйте, дорога

    здравствуйте

    ответы уч-ся

    упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания

    улучшает внимание, ясность восприятия и речь

    Физкультминутка

    «Ленивые восьмерки»,  «Шапочка умника»

    Ленивые восьмерки

    Шапка для размышлений  «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

    нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

    Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу

    (К)определение способов взаимодействия

    (Р) саморегуляция

    4.Самоопределение к деятельности

    -создать условия усвоения уч-ся изучаемого материала  

                                         Фронтальная

    Открытие нового знания путём поиска решения поставл.задачи.

    Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения?

     Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»

    Мы изучали перенос,

    Вот как слова я перенёс:

    Едва

    Я перенёс:

    Е-ДВА

    Как получил за это «ДВА».

    Укол

    Я перенёс:

    У-КОЛ

     И получил

    За это «КОЛ».

    Опять

    Я перенёс:

    О-ПЯТЬ

     Теперь,

    Наверно,

    Будет «ПЯТЬ».

    Ответы уч-ся

    (К) Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

    (П) Использовать имеющиеся знания .самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

     мин

    Как вы думаете, будет у ученика «пять»? 

    Почему? 

    Какое правило забыл мальчик? 

    Давайте подумаем,что нам нужно сделать,чтобы не получать «два»?

    Нет

    Он не знает правила переноса.

    Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.

    Мы сегодня повторим правила переноса.

    (Р)постановка учебной задачи; целеполагание; проектирование деятельности

            5. Работа по теме урока с учебником

                          Фронтальная

                       

    Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? 

    Упр. 107 (с. 71).

    Прочитайте про себя правила переноса.

    Как переносят слово? 

    Чего нельзя делать? 

    Я сейчас вам расскажу,

    Как слова переношу.

    Здесь порядок очень строгий:

    Делим все слова на слоги,

    Переносим по слогам.

    Как переносить слова с одной строки на другую

    По слогам

    Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.

    (К) -отрабатывать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с учебной задачей

    (П)устанавливать причинно- следственные связи ;выявление общих правил переноса слов

    (Р)строить рассуждения, понятные для собеседника; умение использовать речь для регуляции своих действий; взаимооценка;

        мин

    умение следовать инструкциям; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

                                                    6.Первичное закрепление

    Проконтролировать уровень усвоения учебного мат-ла по теме урока; обобщить выводы уч-ся о том, что они уже знают; выявить пробелы в первичном осмыслении и скорректировать их.

                                                       фронтальная ,групповая

            Словесный,наглядный, организация диалога ученик-учитель; сопоставление вариантов решения  учебной задачи

    Игра «Составим цветок»

    ( Значок групповой работы).

    Повторим правила работы в группах.

    На лепестках слова. Разделите их вертикальной линией для переноса: медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь(Упр. 108 (с. 71). Подумайте, все ли из них можно перенести? Соберите цветок. Остались ли у вас «лишние» слова?

     Кому бы вы хотели подарить эту ромашку?  (высказывания детей)

    Улыбнемся и пожелаем друг другу добра.

    Повторяют правила работы в группах

    Уч-ся в группах обсуждают варианты выполнения задания, выслушиваются ответы обеих команд, обсуждается правильный вариант

    (к)осуществлять совместную познавательную творческую деят-ть; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с учебной задачей

    (П)установление

    Причинно-следственных связей, моделирование

    (Р)строить рассуждения, понятные для собеседника; умение использовать речь для регуляции своего действия; умение следовать инструкции

        мин

                  7.Закрепление           изученного              материала

    Проконтролировать уровень усвоения учебного мат-ла по теме урока; обобщить выводы уч-ся о том, что они уже знают; совершенствовать умение применять полученные знания в разных ситуациях; выявить пробелы в первичном осмыслении и скорректировать их.

                            Фронтальная,работа в парах

              Словесный, наглядный

    Упр. 109 (с. 72).

    Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

    Придумайте заголовок. 

    Какие слова употреблены в переносном значении?

    Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку.(Значок «Работа в паре»).Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом.  Верните тетради обратно.

     Возьмите зеленую ручку подчеркните слова, которые нельзя перенести. Какие слова подчеркнули? 

    Прочитайте второе предложение, назовите в нем подлежащее, сказуемое. Как называют подлежащее и сказуемое?

    Осень

    Заглянула, желтые метели.

    Работают в парах

    Осень, сад, за

    Ответы уч-ся

    (к)осуществлять совместную познавательную творческую деят-ть; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с учебной задачей

    (П)установление

    Причинно-следственных связей, выявление общих правил

    Р)строить рассуждения, понятные для собеседника; умение использовать речь для регуляции своего действия; умение следовать инструкции

               мин

    -оздоровление

    -дать возможность детям отдохнуть,настроиться на продолжение работы

    Физкультминутка

    Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

    Вот помощники мои, их как хочешь поверни:

    (Смотрим на раскрытые ладони)

    И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

    (Потираем руками)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (Хлопаем в ладоши)

    Не сидится им опять.

    (Встряхиваем кистями)

    Постучали,

    (Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)

    Повертели

    (Круговые вращения кистью)

    И работать захотели.

    Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу

    А теперь работа в паре.

    Упр. 110 (с. 72).

    Прочитайте, что нужно сделать в упражнении.  Поработайте в парах.

    Какие загадки у вас получились?

    Как перенести  слово проводах?

    Составить две загадки о нотах

    Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграла  песенки.

                                                                7.Рефлексия.

    Подвести итог проделанной работе; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; соотнесение поставленных задач и достигнутых результатов.

                                               Фронтальная,дифференцированная

    Фронтальная

                                           Словесный, наглядный

    Перед вами на столе лежит по 2 карточки, и вы должны выбрать одну  по своим силам и выполнить задание.

    Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).

    Карточка №1:

    Запиши  слова ,  раздели их для переноса :

    Ваня , лайка, дубок, пеньки, ванна.

    Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).

    Карточка №2:

    Подчеркни зелёной ручкой слова, которые нельзя переносить. Запиши остальные слова, разделяя их для переноса.

    Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, лайка, дубок, пеньки, ванна.

    Выполняют работу

    (К)умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, строить рассуждения, понятные для собеседника

    (П)Структуирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

    (Р)оценивание детьми собственной деятельности на уроке, саморегуляция

      мин

    Проверка заданий у детей, работающих у доски.

                            Проверка работ у всех детей.

                           Нарисуйте на полях тетради смайлики.

     Если вы не нашли ошибки, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Правильная самооценка. Молодцы!

    Те, кто нашел одну- две ошибки, нарисуйте сосредоточенный смайлик. Тоже молодцы, внимательно работали.

    Те, кто нашел и исправил большее число ошибок, вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их ликвидировать

                             8.Подведение итогов урока

    Подвести итог проделанной работе; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; соотнесение поставленных задач и достигнутых результатов.

                      Фронтальная

                               Словесный

    Ребята, вспомним, какова была цель нашего урока.

    -Достигли ли мы поставленных целей в течение урока?

    -Давайте подведём итог нашего занятия. На доске записаны фразы:

    Я сегодня узнал(узнала)……

    Я даже не думал(не думала)…

    Продолжите эту фразу, соотнеся с темой нашего урока.

    Мы хотели узнать:

    Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?

    Какие слова нельзя переносить?

    (К)умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, строить рассуждения, понятные для собеседника

    (П)Структуирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

    (Р)оценивание детьми собственной деятельности на уроке, саморегуляция

       мин

                                                     9. Домашнее задание

    Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

                                   Фронтальная

                               Словесный

    Повторить упр. 107 (с. 71). Выполнить упр. 111 (с. 72).

    Урок сегодня был удачный,

    Не прошёл для вас он зря.

    Вы все очень постарались.

    Вам понравилось, друзья?

    Уч-ся осознают требования к выполнению домашнего задания

    (К)планирование учебного сотрудничества ученик-ученик в поиске и сборе информации, определение способов взаимодействия

    (П)понимание необходимости учения, извлекать информацию из разных источников

    (Р)саморегуляция, проектирование деятельности, умение следовать инструкции

       мин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

    карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...

    Технологическая карта урока русского языка. Обучающее изложение "Знакомые следы" (3 класс, 2 четверть, УМК "Школа России")

    Технологическая карта урока, карта изложения для обучающихся, испытывающих трудности в устной и письменной речи....

    Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А

    Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А...

    Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

    Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова....