технологическая карта урока русского языка"Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Водопьянова Татьяна Ивановна

урок русского языка в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_1_klass.doc872 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1-м классе

 

Тема урока

Перенос слов

Цель урока

 Знакомство учащихся с правилами переноса слов по слогам. 

Планируемый результат обучения

Знать:

  • правило написания большой буквы в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • правило переноса слов с одной строки на другую;
  • алгоритм выполнения звукобуквенного анализа слов.

Уметь:

  • работать в  паре и группе  (планировать работу, распределять   её между членами группы, совместно оценивать  результат работы, слушать собеседника и вести   диалог);
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • использовать  знако-символические средства при оформлении правил переноса;
  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составлять алгоритм под руководством учителя.

Основные понятия

Слог, мягкие и твердые звуки, однокоренные слова, ударение.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы

Учебник русского языка, демонстрационная таблица, карточки для работы в паре, тетрадь с печатной основой, стр. 9.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Целеполагание и мотивация

Личностные УУД

(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)

Регулятивные УУД

(Самоорганизация и организация своего рабочего места)

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Слайд 1
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

Чистописание

Познавательные УУД

(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)

Личностные УУД

(Осознание  своих эмоций, интереса к изучению языка)

Регулятивные УУД

(Учатся работать по предложенному учителем плану)

1.Рисование «бордюра», состоящего из домиков.
- Откройте тетрадь на стр. 9. Рассмотрите рисунок (В тетради рисунок с изображением цапли).
- Куда спешит цапля? Интересно, кто её там ждет?
- Нарисуем домики на строчке (Учитель показывает последовательность выполнения на доске).

2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.
- Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова
- Есть в русском языке эти заглавные буквы?
- Какой одинаковый элемент есть в написании этих букв? (ь)
- Напишите по образцу.
3. Чтение слов, их запись. 
Самостоятельное выполнение заданий с написанными словами:
а) Подчеркните слово, состоящее из одного слога.
в) Обведи в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.
г) Обведи в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.

- Запиши слова, диктуя их по слогам.
- Какую роль играют в словах буквы мягкий и твердый знак?
- Подчеркните их в словах.

Дети рассматривают рисунок.

Затем, дети рисуют самостоятельно.

Мягкий знак, твердый знак, ы.

Нет

Буква (ь)

Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.

Пишут слова с ь и ъ знаками, проговаривая по слогам.

Актуализация знаний и  фиксирование затруднения

Познавательные УУД

(Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий)

Познавательные УУД

(Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний)

На доске карточки  слов с пропущенными буквами:

Суббота, собака, класс, группа, тонна, масса.

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

-Какое задание можно выполнить со словами?

- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее?

-Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – собака, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.)

-Уберём  лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы.

(Учитель или один из учащихся пишет на доске)

-Слово масса не входит на строку.

Учащиеся читают ряд слов.

Учащиеся делают выбор.

Обоснование детьми своего выбора.

Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)

Предположения детей.

Записывают в тетради слова с комментированием.

Выявление места и причины затруднения

Познавательные УУД

(Активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)

Регулятивные УУД

(Определение  и формулирование   цели деятельности на уроке с помощью учителя)

Коммуникативные УУД

(Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений) 

- О каком сказочном герое эти слова?

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына,
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Слайд 2

- Кто еще из героев на этом слайде?                                      Из какой  они сказки?  Над каким вопросом задумался Буратино?

-Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово).
- Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

- Что бы вы предложили?  

Сообщение темы урока.

-Какая цель нашего урока? Сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.
Попробуйте каждый для себя определиться по таким направлениям:

хочу знать
хочу научиться
(выражения на доске)

- Что значит перенести?

  -Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?

- Какие у вас идеи?

Учитель фиксирует варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

- Задание было одно?

-Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

Обсуждаются различные варианты, выдвинутые детьми, выбирается оптимальный вариант.

Дети предлагают варианты.

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…

Да.

Как переносить слова; правила переноса слов.

Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные УУД

(Ориентирование   в условных обозначениях)

Регулятивные УУД

(Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Коммуникативные УУД

(Участие в работе группы, распределение роли, общение  друг с другом)

Познавательные УУД

(Сравнение  слов по нескольким основаниям; нахождение закономерности; самостоятельное продолжение  их по установленном правилу)

Познавательные УУД

(Умение  с большой долей самостоятельности работать с моделями)

-Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

-У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. Такое же правило предлагает и Мальвина  для Буратино.

А план работы такой.

Слайд 3

     1. Прочитать слова.

     2. Обратить внимание на выделенные буквы.

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса.
  2. Сформулировать правило переноса слов.

- Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

-Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Слушаем результаты работы групп.

1 группа. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

-Вы согласны с выводом группы?

Слайд 4

Фиксирует на доске модель:

- О чём говорит эта схема?

Слушаем вторую группу.

Слайд 5

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

-Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:  

Слайд 6

...С — С...

Слушаем третью  группу.

Слайд 7

-Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске:

  ..Ъ- .., …Ь- .., …Й- ….

Слушаем четвёртую группу.

Слайд 8

-Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

-Вы согласны с выводом группы?

Фиксируем модель:

Что случилось, почему буква плачет?

-Почему изменилось настроение?

Аналогично последнее правило: 1 слог–не переносим Слайд 9

-А почему нельзя переносить?

-Сколько правил мы открыли?

-Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.

-Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

-Помогите Буратино составить алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

Фиксирует на доске:

Слайд 10

  1. Читаем слово.
  2. Делим на слоги
  3. Вспоминаем, какое правило подходит.
  4. Записываем.

-Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Правило переноса слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Все читают слова: ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.

 Выделены буквы гласных, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

Слова переносятся  по слогам!

Показ задания.

Все читают хором слова: каС-Са,  тоН-На.

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания.

Все читают хором слова: конЬ-ки, заЙ-ка, подЪ-езд

Выделены Ъ, Ь, Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)

Показ задания.

Все читают хором слова: Обед, Ещё, краЯ

Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.

Не хочет стоять одна!

Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.

Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.

Слова переносятся только по слогам!

Проговаривают все правила, используя схемы-модели.

Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше  правил.

Можем перенести неправильно

Физкультминутка

Личностные УУД

(Умение применять правила охраны своего здоровья)

Звучит песня Буратино       Слайд   11  

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Выполняют под музыку  физические упражнения.

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Регулятивные УУД

(Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности)

Познавательные УУД

 (Умение следовать образцу и правилу)

Познавательные УУД

(Выведение общего для целого ряда слов на основе выделения  существенной связи)

.

- Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

Слайд 12

- Расскажите Буратино, как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку?

Слайд 13

Из предложенных Мальвиной слов: осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать:

мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты);

девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Выяснение понимания задания.

-Будут ли у вас одинаковые слова?

Взаимопроверка.

-Есть ли у вас совпадения?

Проверить вслух.

Самопроверка  

Возвращаются к заданию, которое вызвало затруднение. Не могли перенести слово МАССА.

Применяют алгоритм и объясняют перенос.

Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.

нет

Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Познавательные УУД

(Понимание  смысла  задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации)

Коммуникативные УУД

(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)

Проверка усвоения материала по уровням.

-Дети, ваша задача выбрать то задание, которое больше всего понравилось, и выполнить его.

1 уровень. Запиши по образцу, поделив слова для переноса:

СТРИЖ- СТРИ- ЖИ,  ЕЖ- ….,  БАРСУК-….,  ВОЛК-…

2 уровень. Запиши слова с противоположным значением, поделив их для переноса:

ЖАРА-….,  СУХОЙ-….,  БЫСТРЫЙ-….          (ХОЛОД,  МОКРЫЙ, МЕДЛЕННЫЙ)

3 уровень. Как зовут этих животных в сказках?

Перенос слов:  

ЛИСА               (РЫЖАЯ, КУМУШКА, ПЛУТОВКА)

МЕДВЕДЬ       (МИХАЙЛО, КОСОЛАПЫЙ)

ВОЛК               (СЕРЫЙ, ВОЛЧИЩЕ)

ЗАЯЦ                (КОСОЙ, ХВАСТУНИШКА)

Проверка по эталону (с обратной стороны карточки).

При проверке обращает внимание на правильность, в случае спорной ситуации находим истину. Особое внимание к слову «МЕДЛЕННЫЙ», предлагаю детям просмотреть все варианты и сделать вывод о переносе слов с удвоенной согласной.

Учащиеся  выбирают понравившееся задание.

После выполнения проверяют работу по эталону.

Включение в систему знаний и повторений

Личностные УУД

(Формирование личного (эмоционального) отношения к содержанию пословицы)

Познавательные УУД

(Использование простейших приемов анализа различных видов текстов, умение устанавливать аналогии)

Упражнение 19, стр. 19. 
- Прочитайте задание.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы:
Птица рада весне, а младенец - матери.
- Спишите предложение, подчеркните буквы гласных звуков, поставьте ударение.
- Разделите слова на слоги.
Образец записи:
Пти-ца ра-да вес-не, а мла-де-нец – ма-те-ри.

Людям дорога теплота отношений.


Дети записывают предложение, обозначают буквы гласных, называют их, ставят ударение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Личностные УУД

(Оценивание разного вида деятельности на уроке)

Регулятивные УУД

(Формирование  умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)

-Какое открытие мы сегодня сделали?

-Для чего нам понадобились эти правила?

-Прочитайте на зеленой полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов.

- Найдите трехсложное слово, разделите его для переноса.
- Запишите его на зеленой полосе. (Спасибо)
- Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?

 – Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …

Слайд 13 И Буратино говорит вам всем за помощь  спасибо.

Правила переноса слов.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу»....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А

Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс

Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Технологическая карта урока русского языка «Однокоренные слова. Что такое родственные слова»? (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: Научить учащихся находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое корень слова;2. Уметь: находит...