Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

  Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_osnova_slova._razbor_po_sostavu.docx145.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВА СЛОВА. РАЗБОР ПО СОСТАВУ. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Педагогические
цели

Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; ознакомления с основой слова, словообразовательным словарем

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Выделяют опознавательные признаки однокоренных слов, различают однокоренные слова и формы одного
и того же слова, сравнивают слова по составу, разбирают слова по составу в соответствии с предложенным алгоритмом, оценивают правильность разбора слова по составу

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; проявляют интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы.

Регулятивные: контролируют процесс и результаты деятельности, принимают и сохраняют цель и учебную
задачу; планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Основное содержание темы, понятия и термины

Основа слова; порядок разбора слова по составу, словообразовательный словарь и правила работы с ним

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Схема «Состав слова».

3. Словообразовательный словарь

ЭОР определяю части слова

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/4c/03/d8/a3/d8/21/d3/24/68/c3/fb/9a/63/93/53/c9/html/content/index.html

Педагогические технологии

личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ, в том числе сетевые и дистанционные, игровые, проектные


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы, методы методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

Технологии

Осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Учебник, ручка и тетрадка?

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

личностно-ориентированного обучения

II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа. Анализ словарного материала

– Прочитайте слова.

На доске: мороз, морозный, морозилка, морозы, заморозки.

– Обозначьте орфограммы.

– Какие орфограммы обозначили?

Обозначает на доске.

– В какой части слова встретились орфограммы?

– Что такое корень?

– Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему?

– Подумайте, какое слово в данном ряду может быть лишним? Почему?

Слушают вопросы учителя, аргументированно отвечают на них, находят признаки для классификации слов и выделения в ряду одного лишнего

П – применяют в новой ситуации знания, полученные ранее; анализируют и классифицируют предложенные объекты, сравнивают их и находят признаки, по которым может быть исключено лишнее слово.

Р – принимают учебную
задачу.

К – высказывают позицию и аргументируют ее

Беседа по вопросам

Технология развития критического мышления

 

– Какая часть слова изменила его форму, оставив значение неизменным?

– Какую роль играет окончание?

– Какое слово может быть лишним по другому признаку?

– Какую роль играют приставки
и суффиксы в словах?

III. Подготовка к основному
этапу деятельности
(учебник, форзац «Состав слова и словообразование»)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство?

– Рассмотрите схемы, представленные на форзаце учебника. Что они иллюстрируют?

Рассматривают представленные на форзаце схемы, отвечают на вопросы учителя

Пр. – знают морфемы
(корень, приставка, суффикс, окончание); умеют видеть их на предложенных схемах

Беседа по вопросам

Технология развития критического мышления

ЭОР определяю части слова

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/4c/03/d8/a3/d8/21/d3/24/68/c3/fb/9a/63/93/53/c9/html/content/index.html 

Выполняют задания в ноутбуках

ЭОР

ИКТ, сетевые, дистанционные

IV. Постановка учебной задачи

(учебник, форзац «Состав слова и словообразование»)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Внимательно посмотрите на схему, расположенную на форзаце.

С какой частью слова мы пока еще не знакомы? (Основа.)

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы познакомиться
с этой частью слова

Слушают учителя. Пытаются самостоятельно сформулировать цель деятельности на уроке

П – сравнивают объекты, классифицируют их.

Р – понимают недостаточность имеющихся знаний для решения новых учебных задач, принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная. Словесный,

– Вы догадались, что среди всех морфем, имеющихся в слове, есть

Изучают схему. Применяют полученные

П – строят рассуждения по плану.

Беседа по вопросам, монологические ответы

Технология развития критического мышления

1. Наблюдение (учебник, форзац «Состав слова и словообразование»)

практический. Беседа

одна, пока не изученная нами. Это основа слова. Посмотрите еще раз на схему, представленную на форзаце, и попытайтесь
перечислить основные признаки этой морфемы. Обратите внимание на следующие пункты:

1. Как обозначается основа?

2. Где находится в слове?

3. Какова ее роль?

– А кто может объяснить, что такое словообразовательный разбор слова? Ответ спрятан все на том же форзаце. Будьте внимательны, и вы сможете его сформулировать

ранее знания для решения поставленной учебной задачи.

Высказывают свои
гипотезы

Р – принимают учебную задачу

Проектные

2. Работа с теоретичеким материалом учебника (с. 95, 96)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Проверьте правильность ваших предположений. Прочитайте
правило. Что такое основа?

– А теперь загляните на «Страничку для любознательных» (с. 96) и познакомьтесь с информацией о словообразовательном разборе

Читают, отвечают
на вопрос

П – извлекают необходимую информацию из текста

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

П – понимают необходимость последовательных действий, действуют
по алгоритму

Беседа по вопросам

Игровые

Физкультминутка

Коллективная. Практический

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали – и открыли

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Правильное выполнение движений

Здоровьесберегающие технологии

 VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа по учебнику, упр. 181

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Комментирование

Организует работу с упражнением, контролирует выполнение, оказывает помощь при необходимости

Знакомятся с памяткой. Выполняют задание по алгоритму

Упражнение

2. Работа по учебнику, упр. 183

Групповая

Организует работу групп
(каждый ряд подбирает слова для одной схемы)

Классифицируют
слова в соответствии с заданными
параметрами

П – выделяют в целом объекте части, могут работать со схематическими изображениями.

Р – принимают учебную задачу

Фронтальный

Проектные

3. Работа по учебнику, упр. 184

Фронтальная. Практический. Комментированное письмо

Организует работу с упражнением: предлагает выполнить задание по цепочке

Вставляют пропу-
щенные буквы, объясняя условия выбора написания; устно подбирают однокоренные слова, выделяют основу слова

Пр. – подбирают однокоренные слова, применяют на письме изученные орфографические правила.

П – выделяют в целом объекте части.

Р – принимают учебную задачу

Фронтальный

4. Работа
по учебнику, упр. 185

Групповая

Организует работу групп
(каждый ряд работает с одним предложением)

Исправляют речевые ошибки. Записывают отредактированные предложения, находят в них грамматические основы; выделяют основы во всех словах -

Пр. – совершенствуют навыки редактирования текста.

П – применяют на практике новые знания. 

Р – принимают учебную задачу

Фронтальный

Проектные

5. Работа в рабочей тетради,
упр. 129

Работа в парах

Организует работу в парах,
оказывает помощь при необхо-
димости

Осуществляют разбор слова по составу. Сравнивают собственный ответ с предложенным

П – применяют на практике полученные ранее знания.

Р – принимают учебную
задачу, оценивают предложенные варианты решения учебной задачи

Беседа по вопросам

6. Работа в рабочей тетради,

упр. 128

Индивидуальная

Организует индивидуальную
работу, оказывает помощь
при необходимости

Осуществляют разбор слова по составу

П – применяют на практике полученные ранее знания.

Р – принимают учебную задачу

Индивидуальный опрос

Личностно-ориентированного обучения

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Чему научились на уроке?

– Что вызвало затруднения?

– С каким настроением покидаете урок?

Отвечают на вопросы учителя

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание (рабочая тетрадь, упр. 126)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Индивидуальные исследовательские мини-проекты «В гостях у слова»

Проектная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка "Разбор слов по составу"

программа "Школа 2100" разработка урока в виде технологической карты....

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"

Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...

Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя:формирование понятия, представления о корне слова и однокоренных словах; совершенствование умения определять корень слова и распознавать и подбирать однокоренные слова.Задачи...