Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_osnova_slova._razbor_po_sostavu.docx | 145.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВА СЛОВА. РАЗБОР ПО СОСТАВУ. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
Педагогические | Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; ознакомления с основой слова, словообразовательным словарем |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Выделяют опознавательные признаки однокоренных слов, различают однокоренные слова и формы одного |
Личностные | Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; проявляют интерес к познанию русского языка |
Универсальные учебные действия | Познавательные: анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы. Регулятивные: контролируют процесс и результаты деятельности, принимают и сохраняют цель и учебную Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Основное содержание темы, понятия и термины | Основа слова; порядок разбора слова по составу, словообразовательный словарь и правила работы с ним |
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Схема «Состав слова». 3. Словообразовательный словарь ЭОР определяю части слова |
Педагогические технологии | личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ, в том числе сетевые и дистанционные, игровые, проектные |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | Технологии | ||
Осуществляемые действия | формируемые умения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Учебник, ручка и тетрадка? – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | личностно-ориентированного обучения | ||
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа. Анализ словарного материала | – Прочитайте слова. На доске: мороз, морозный, морозилка, морозы, заморозки. – Обозначьте орфограммы. – Какие орфограммы обозначили? Обозначает на доске. – В какой части слова встретились орфограммы? – Что такое корень? – Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему? – Подумайте, какое слово в данном ряду может быть лишним? Почему? | Слушают вопросы учителя, аргументированно отвечают на них, находят признаки для классификации слов и выделения в ряду одного лишнего | П – применяют в новой ситуации знания, полученные ранее; анализируют и классифицируют предложенные объекты, сравнивают их и находят признаки, по которым может быть исключено лишнее слово. Р – принимают учебную К – высказывают позицию и аргументируют ее | Беседа по вопросам | Технология развития критического мышления | |
| – Какая часть слова изменила его форму, оставив значение неизменным? – Какую роль играет окончание? – Какое слово может быть лишним по другому признаку? – Какую роль играют приставки | ||||||
III. Подготовка к основному | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство? – Рассмотрите схемы, представленные на форзаце учебника. Что они иллюстрируют? | Рассматривают представленные на форзаце схемы, отвечают на вопросы учителя | Пр. – знают морфемы | Беседа по вопросам | Технология развития критического мышления | |
ЭОР определяю части слова | Выполняют задания в ноутбуках | ЭОР | ИКТ, сетевые, дистанционные | ||||
IV. Постановка учебной задачи (учебник, форзац «Состав слова и словообразование») | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Внимательно посмотрите на схему, расположенную на форзаце. С какой частью слова мы пока еще не знакомы? (Основа.) – Цель нашего урока состоит | Слушают учителя. Пытаются самостоятельно сформулировать цель деятельности на уроке | П – сравнивают объекты, классифицируют их. Р – понимают недостаточность имеющихся знаний для решения новых учебных задач, принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам | ||
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный, | – Вы догадались, что среди всех морфем, имеющихся в слове, есть | Изучают схему. Применяют полученные | П – строят рассуждения по плану. | Беседа по вопросам, монологические ответы | Технология развития критического мышления | |
1. Наблюдение (учебник, форзац «Состав слова и словообразование») | практический. Беседа | одна, пока не изученная нами. Это основа слова. Посмотрите еще раз на схему, представленную на форзаце, и попытайтесь 1. Как обозначается основа? 2. Где находится в слове? 3. Какова ее роль? – А кто может объяснить, что такое словообразовательный разбор слова? Ответ спрятан все на том же форзаце. Будьте внимательны, и вы сможете его сформулировать | ранее знания для решения поставленной учебной задачи. Высказывают свои | Р – принимают учебную задачу | Проектные | ||
2. Работа с теоретичеким материалом учебника (с. 95, 96) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Проверьте правильность ваших предположений. Прочитайте – А теперь загляните на «Страничку для любознательных» (с. 96) и познакомьтесь с информацией о словообразовательном разборе | Читают, отвечают | П – извлекают необходимую информацию из текста Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни П – понимают необходимость последовательных действий, действуют | Беседа по вопросам | Игровые | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | На двери висит замок, Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали – и открыли | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Правильное выполнение движений | Здоровьесберегающие технологии | ||
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа по учебнику, упр. 181 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Комментирование | Организует работу с упражнением, контролирует выполнение, оказывает помощь при необходимости | Знакомятся с памяткой. Выполняют задание по алгоритму | Упражнение | |||
2. Работа по учебнику, упр. 183 | Групповая | Организует работу групп | Классифицируют | П – выделяют в целом объекте части, могут работать со схематическими изображениями. Р – принимают учебную задачу | Фронтальный | Проектные | |
3. Работа по учебнику, упр. 184 | Фронтальная. Практический. Комментированное письмо | Организует работу с упражнением: предлагает выполнить задание по цепочке | Вставляют пропу- | Пр. – подбирают однокоренные слова, применяют на письме изученные орфографические правила. П – выделяют в целом объекте части. Р – принимают учебную задачу | Фронтальный | ||
4. Работа | Групповая | Организует работу групп | Исправляют речевые ошибки. Записывают отредактированные предложения, находят в них грамматические основы; выделяют основы во всех словах - | Пр. – совершенствуют навыки редактирования текста. П – применяют на практике новые знания. Р – принимают учебную задачу | Фронтальный | Проектные | |
5. Работа в рабочей тетради, | Работа в парах | Организует работу в парах, | Осуществляют разбор слова по составу. Сравнивают собственный ответ с предложенным | П – применяют на практике полученные ранее знания. Р – принимают учебную | Беседа по вопросам | ||
6. Работа в рабочей тетради, упр. 128 | Индивидуальная | Организует индивидуальную | Осуществляют разбор слова по составу | П – применяют на практике полученные ранее знания. Р – принимают учебную задачу | Индивидуальный опрос | Личностно-ориентированного обучения | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чему научились на уроке? – Что вызвало затруднения? – С каким настроением покидаете урок? | Отвечают на вопросы учителя | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция | ||
Домашнее задание (рабочая тетрадь, упр. 126) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Индивидуальные исследовательские мини-проекты «В гостях у слова» | Проектная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка "Разбор слов по составу"
программа "Школа 2100" разработка урока в виде технологической карты....
урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...
Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"
Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...
Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...
Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...
Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...
Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя:формирование понятия, представления о корне слова и однокоренных словах; совершенствование умения определять корень слова и распознавать и подбирать однокоренные слова.Задачи...