технологическая карта урока русского языка "Разбор слов по составу"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

программа "Школа 2100" разработка урока в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razbor_slova_po_sostavu.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Маслюкова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ Новоульяновская СОШ №1

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: «Разбор слова по составу»

Тема

Состав слова

Цели

Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять корень, суффикс в словах

Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Понимать и воспроизводить алгоритм разбора слов по составу, выделять в словах корень и суффикс.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Однокоренные слова, корень, суффикс, состав слова

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина русский язык 2 класс, стр. 93

- листы для самооценки

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, коллективная работа, работа в парах.

Конспект урока.

  1. Организация начала урока.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.
  1. Работа в орфографической тетради. Знакомство с новым словом – рассказ.

- Выполните задания в словарике. Сделайте звуко- буквенный анализ слова – ра\ссказ [раскас]- 7 б., 6 зв., 2 слога.

2) Работа в парах.

Дети работают с карточками, повторяя, что такое однокоренные слова, корень и суффикс слова. Рассказывают друг другу правила, приводят примеры. Самооценка и взаимооценка работы в парах.

3) Игра «Знатоки».

К доске выходят по желанию 3 ученика, которые хотят попробовать свои силы в знании состава слова. Остальные учащиеся задают им вопросы: (что такое однокоренные слова, что такое корень, что такое суффикс, как определить корень слова, где находится в слове суффикс и др.) Подводятся итоги, работа уч-ся оценивается по рейтингу. Первым в цепочке встает тот, который всех лучше отвечал, за ним ученик допустивший ошибку, а третьим, допустивший большее количество ошибок.

4) Работа в группах.

У каждой группы свой набор слов. Дети находят родственные слова среди данных. Каждая группа озвучивает свой ответ.

    Контроль на слайде. Оценивается аплодисментами.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Тема урока: Разбор слова по составу.

Я должен знать:

Алгоритм разбора слов по составу.

Как находить корень и суффикс слова.

Я должен уметь:

Разбирать слова по составу.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

        Давайте вспомним какие бывают суффиксы.

 - Запишите, одним словом:

  - тот, кто учит детей (учитель)

- детеныш тигра (тигренок)

- маленький стакан (стаканчик)

- тот, кто водит машину (водитель)

- детеныш лисы (лисенок)

- маленький двор (дворик)

- большой хвост (хвостище)

- старая женщина ( старушка)

- Выделите суффиксы в словах.

Самопроверка.

  1. Разбор слова по составу. Стр. 93, № 130.

- Как вы думаете, в каком порядке нужно выполнять разбор слова: сначала корень или суффикс?

- Правильно, сначала нужно выделить корень, что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова, выделить корень)

- Как выделяем суффикс? (Суффикс стоит после корня и встречается в других словах).

Давайте составим алгоритм разбора слов по составу.

  1. Подбираем родственные слова.
  2. Выделяем корень.
  3. Выделяем суффикс.

Упражнение выполняется на доске, проговаривая алгоритм.  

Самопроверка.

  1. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Самостоятельная работа.

Дети получают карточки со словами. Самостоятельно разбирают слова по составу.

 хвостик, дубок, лосёнок, садик, прутик, лесник, городок, бережок.

Взаимопроверка.

  1. Постановка задания на дом.

Вам предлагаются задания 2-х уровней. 1 уровень средней сложности, 2 уровень – повышенной сложности. Выбирайте по своему усмотрению.

1 уровень.

  1. Какое слово лишнее? Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Гром, громадный, громкость, громкий.

  1. Найди слова с суффиксом – ик-. Разбери слова по составу.

Дворик, носик, крик, мячик, столик.

2 уровень.

  1. Образуй слова при помощи суффиксов –к-, -ок-, -очк-.

Мышь, друг, берег, пух, слово, ночь, гриб.

  1. Подбери родственные слова, выдели корень и суффикс..

Двор –

Дуб-

Молоко -

  1. Рефлексия.

Вернемся к целям нашего урока.

Зажгите огонек на свечке. 1 свеча – что я должен знать, 2 свеча- что я должен уметь,

Поставьте + или – отвечая на мои вопросы.

  1. Было ли тебе интересно на уроке?
  2. Получил ли ты новые знания?
  3. Ты был активен на уроке?
  4. Ты с удовольствием будешь выполнять д\з?

Я тоже зажгу свечу, оценивая нашу с вами работу на уроке. 1 – достижение целей урока, 2-активность, 3- правильность выполнения заданий, 4- взаимопомощь.

Приложение.

Работа  в группах.

1 набор. Домашний, дом, домовой, домино

2 набор. Водить, водица, водяной, вода.

3 набор. Берег, бег, беговая, бежать, бегун.

4 набор. Борьба, борец, воевать

5 набор. Веселый, радость, веселье, веселить.

6 набор. Гора, гористая, горец, горевать.

1 уровень.

  1. Какое слово лишнее? Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Гром, громадный, громкость, громкий.

  1. Найди слова с суффиксом – ик-. Разбери слова по составу.

Дворик, носик, крик, мячик, столик.

2 уровень.

  1. Образуй слова при помощи суффиксов –к-, -ок-, -очк-.

Мышь, друг, берег, пух, слово, ночь, гриб.

  1. Подбери родственные слова, выдели корень и суффикс..

Двор –

Дуб-

Молоко -

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

1. Организация начала урока.

Цели: - подготовка учащихся к работе на уроке.

.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

3.Сообщение темы и целей урока.

Цели: 

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

4.Подготовка к изучению нового материала.

Цели: 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

5.Разбор слова по составу. Стр. 93, № 130.

Цели:

- организовать и осуществитьусвоение учащимися способов действий путем их воспроизведения и применения по образцу и в измененной ситуации.

6.Первичное осмысление и

закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Самостоятельная работа.

Цели:

. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

 

7.Постановка задания на дом.

Цели:

 - Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

8.Рефлексия.

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Проверяют готовность к уроку.

1)Работа в орфографической тетради. Знакомство с новым словом – рассказ..

2) Работа в парах.

3)Игра «Знатоки».

4) Работа в группах.

Анализируют работы уч-ся, дают устную оценку.

Дети с помощью учителя формулируют цели урока.

Запись слов с суффиксами.

 Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают алгоритм разбора слов по составу, с помощью учителя.

 

Выполняют задание самостоятельно.

Определяются с объемом домашнего задания

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников

Организует учащихся на начало урока.

.Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение вида работы на данном этапе урока.

.

Организует проверку самостоятельной работы уч-ся.

Помогает учащимся сформулировать целеполагание урока

Диктует признаки слов, которые дети должны записать одним словом.

Организует выявление места затруднения.

Организует правильного оформления алгоритма разбора по составу слов.

Объяснение учебной задачи.

Анализирует задание с уч-ся.  Обеспечивает понимание уч-ся предстоящей самостоятельной работы.

 

 Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домашнего задания.

Анализ деятельности на уроке.

Выполните задания в словарике. Сделайте звуко- буквенный анализ слова – ра\ссказ [раскас]- 7 б., 6 зв., 2 слога.

Дети работают с карточками, повторяя, что такое однокоренные слова, корень и суффикс слова. Рассказывают друг другу правила, приводят примеры. Самооценка и взаимооценка работы в парах

К доске выходят по желанию 3 ученика, которые хотят попробовать свои силы в знании состава слова. Остальные учащиеся задают им вопросы: (что такое однокоренные слова, что такое корень, что такое суффикс, как определить корень слова, где находится в слове суффикс и др.) Подводятся итоги, работа уч-ся оценивается по рейтингу. Первым в цепочке встает тот, который всех лучше отвечал, за ним ученик допустивший ошибку, а третьим, допустивший большее количество ошибок.

У каждой группы свой набор слов. Дети находят родственные слова среди данных. Каждая группа озвучивает свой ответ.

    Контроль на слайде. Оценивается аплодисментами 

Я должен знать:

Алгоритм разбора слов по составу.

Как находить корень и суффикс слова.

Я должен уметь:

Разбирать слова по составу.

 -Давайте вспомним какие бывают суффиксы.

 - Запишите, одним словом:

  - тот, кто учит детей (учитель)

- детеныш тигра (тигренок)

- маленький стакан (стаканчик)

- тот, кто водит машину (водитель)

- детеныш лисы (лисенок)

- маленький двор (дворик)

- большой хвост (хвостище)

- старая женщина ( старушка)

- Выделите суффиксы в словах.

Самопроверка.

- Как вы думаете, в каком порядке нужно выполнять разбор слова: сначала корень или суффикс?

- Правильно, сначала нужно выделить корень, что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова, выделить корень)

- Как выде

ляем суффикс? (Суффикс стоит после корня и встречается в других словах).

Давайте составим алгоритм разбора слов по составу.

1.Подбираем родственные слова.

2.Выделяем корень.

3.Выделяем суффикс.

Упражнение выполняется на доске, проговаривая алгоритм.  

Самопроверка.

Дети получают карточки со словами. Самостоятельно разбирают слова по составу.

 хвостик, дубок, лосёнок, садик, прутик, лесник, городок, бережок.

Взаимопроверка.

 Вам предлагаются задания 2-х уровней. 1 уровень средней сложности, 2 уровень – повышенной сложности. Выбирайте по своему усмотрению.

  1. уровень.

1)Какое слово лишнее? Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Гром, громадный, громкость, громкий.

2)Найди слова с суффиксом – ик-Разбери слова по составу.

Дворик, носик, крик, мячик, столик.

2 уровень.

  1. Образуй слова при помощи суффиксов –к-, -ок-, -очк-.

Мышь, друг, берег, пух, слово, ночь, гриб.

  1. Подбери родственные слова, выдели корень и суффикс..

Двор –Дуб-Молоко -

Вернемся к целям нашего урока.

Зажгите огонек на свечке. 1 свеча – что я должен знать, 2 свеча- что я должен уметь,

Поставьте + или – отвечая на мои вопросы.

  1. Было ли тебе интересно на уроке?
  2. Получил ли ты новые знания?
  3. Ты был активен на уроке?
  4. Ты с удовольствием будешь выполнять д\з?

Я тоже зажгу свечу, оценивая нашу с вами работу на уроке. 1 – достижение целей урока, 2-активность, 3- правильность выполнения заданий, 4- взаимопомощь.

Уметь делать фонетический разбор слов

Уметь правильно формулировать изучаемые понятия

Оперировать своими знаниями

Уметь самостоятельное выполнять задания.

Уметь составлять план действий.

Уметь формулировать цели урока  

Уметь самостоятельно выполнять задания.

 

Уметь правильно составлять алгоритм разбора слов по составу.  Выполнять учебную задачу по алгоритму.

Уметь самостоятельно выполнять работу по ранее составленному алгоритму.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Учиться  совместно с учителем и другими детьми определять степень успешности выполнения своей и чужой работы.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь правильно оценивать результат коллективной работы ( самооценка + внешний контроль).

Уметь правильно оценивать результат коллективной работы ( самооценка + внешний контроль).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь правильно оценивать результат коллективной работы ( самооценка + внешний контроль).

(Организационные умения)уметь самостоятельно формулировать цели; составлять план решения учебной задачи вместе с учителем; работать по плану, сверять свои действия с планом и целью; делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученный результат путем возвращения к плану и вторичного движения по пунктам плана; оценивать результат на основе анализа работы по плану.

(интеллектуальные умения) представлять информацию в виде схемы; находить информацию в схемах.

(коммуникативные умения) делать выводы на основе обобщения знаний(формулировать логично обоснованные высказывания)4 (интеллектуальные умения) Представлять информацию в виде текста, схемы; находить информацию в схемах, в текстах.

Уметь правильно оценивать результат коллективной работы ( самооценка + внешний контроль).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке