Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Трошкова Валентина Леонидовна

Урок русского языка. УМК "Перспектива". Тема урока "Слово и его значение" во 2 класе составлен в соответствии с новыми требованиями. На уроке использованы новые технологии: проблемное обучение, исследовательская работа, диференцированное обучение, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_russkiy_yazyk_slovo_i_ego_znachenie.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс:

Учитель: Трошкова В. Л.

УМК: «Перспектива»

Тема урока

Слово и его значение.

Тип урока

открытие нового знания и первичного закрепления

Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
  • научатся подбирать слова при выражении чувств и мыслей;
  • получат возможность научиться оценивать уместность  использования слов в тексте и речи.

Метапредметные:

регулятивные

  • научатся ставить цель выполняемых действий (целеполагание), планировать и прогнозировать;
  • получат возможность формировать способность к организации своей деятельности;

  • получат возможность научиться ставить конкретную учебную задачу в коллективном диалоге;

познавательные

  • научатся осуществлять поиск необходимой информации и решения проблемы для выполнения  учебных  заданий, используя справочные материалы учебника;
  • получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро;
  • коммуникативные -  научатся договариваться и приходить к общему решению, ставить вопросы, гипотезы

Личностные:

  •  расширяют познавательный интерес, учебные мотивы;
  • осуществляют самооценку
  • получают возможность применять правила охраны своего здоровья.

Методы обучения

Объяснительно – иллюстративный, деятельностный, репродуктивный, словесный,

Использованные технологии

Проблемная технология, ИКТ – технология, технология сотрудничества

Основные понятия

Речь, слово  

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы

  1. Учебник Русский язык.
  2. Презентация к уроку
  3. Карточки для индивидуальной работы.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Самоопределе-

ние деятельности

Организационный момент

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Слово учителя

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Улыбнулись мне и друг другу.

-Тихо сели за парты

Настраивается на активную работу на уроке.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.

Регулятивные: коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа

Чистописание

-Пропишем в тетради правильно и аккуратно букву с соединениями

Я  яс  ясн  ясно

-Ребята, пословица рассыпалась, помогите собрать её.

-Посмотрите на доску и прочитайте начало пословицы(На доске первая часть пословицы)

Коротко и ясно,

-Давайте закончим пословицу (оттого и прекрасно).

-Поясните смысл этой пословицы.

-Что обозначают  эти слова?

(надо говорить ясно)

(на доске появляется карточка со словом)

ясно

- Пишите правильно, красиво каждую букву и их соединения.

Словарная работа

-А сейчас посмотрите на экран и запишите самостоятельно в тетрадь слова, которые изображены на картинках.

- Поставьте в словах ударение и выделите безударную гласную.

Картинный диктант

(лимон, яблоко,малина, ягода, город, деревня)

После написания слов проводится взаимопроверка. (слова написаны на экране)

-Как надо писать эти слова?

(учитель вывешивает на доску слова)

Грамотно

Разборчиво

-Молодцы, написали красиво и грамотно!

(ученик выходит к доске и читаетнаизусть

отрывок из стихотворения А Барто)

-Вы поняли из рассказа мальчика, о чём был фильм?(нет)

А почему?

(речь должна быть понятной и  разборчивой)

(на доске появляется последнее слово)

Понятно

Карточки со словами на доске

- Прочитаем хором

ясно

 понятно

 разборчиво

грамотно

-Ребята, что это?(слова)

-А каждое слово имеет своё значение

-Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема урока. (Слайд.)  

-Запишите тему урока в тетрадь

Слово и его значение.

- Но это общая тема уроков русского языка, а мы остановимся на конкретной теме.  

-Для чего нам нужны эти слова?

(понимать эти слова)

-Как лучше назвать тему?

-Если хочешь понимать и быть понятым.

-Поставьте себе цель----

-Чему вы должны научиться на уроке?

(говорить ясно, понятно, писать грамотно и разборчиво)

Работа в тетради

Добавляют 2 часть пословицы

Чтение пословицы хором

Разнообразные ответы детей

Запись пословицы в тетрадь

Запись слов в тетради, проверяют

Ученик рассказывает наизусть

Записывают тему урока в тетрадь

Ответы учащихся:

 Чтобы речь была понятной как устная, так и письменная.

Выявляют проблему, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

IIIФизкультминутка

      (подвижная)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

IV.Поиск решения. Открытие нового знания.

 Работа в группах.

Регулятивные: планирование, прогнозированиепознавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- Ребята, обратите внимание на слова  ясно-понятно- это синонимы.

Они имеют одинаковое значение, но разное написание.

- В русском языке есть и такие слова

пироги -пироги

-Что общего в этих словах? (Графическое написание)

- Чем  отличаются? (Ударением)

-От ударения меняется и значение слова.

-Посмотрите на рисунок (стр.62 учебника.)

- В чем ошибка художника?

(пироги не плавают по реке))

-А кто знает значение слова «пироги»

Работа с толковым словарем.

- Составьте предложение  с этими словами.

Мама испекла пироги.

По реке плывут пироги.

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Работа с учебником.

Читают понятие из словаря.

Ученик пишет предложение на доске, а дети

записывают в тетрадь

V. Первичное применение знаний. Работа в парах

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Языковая разминка

-Для чего в народном языке так много скороговорок?

(Чтобы научиться говорить разборчиво и выразительно)

-Какие слова непонятны?

- крошит- значение слова

(плавное чтение, с ускорениемсоревнование по рядам)

- Работа в парах.

-Вспомним правила работы в парах.

Упражнение 6  стр.63

-Какой совет дадите автору письма?

(писать грамотно, разборчиво, красиво)

-Запишите самостоятельно исправленное предложение в тетрадях грамотно и разборчиво –

 -Что значит разборчиво?

- Когда мы употребляем слово «ясно»?

- Почему автор записки сделал так много ошибок?

- Напишите к слову «плод» проверочное.

- Почему вы решили, что это плод, а не плот?

- Как объясните правильное написание слова «яблоня»

- Правильны ли были ваши мнения?

Читают скороговорку сначала плавно, затем быстро, ускоряя темп.

Правила работы в паре.

  • Работай дружно
  • Умей выслушать другого.
  • Уважай мнение других.
  • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

Работают в парах по исправлению ошибок.

Формируют умения находить ошибки в тексте.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания

Взаимопроверка

VIФизкультминутка. (для глаз)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движения

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Влево, вправо, побыстрей,

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А потом по кругу быстро,

Словно стрелочка часов

Проведем глазами дружно,

Ну,а дальше, «Будь здоров!»

VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцирован-наяработа.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

-Внимательно прочитайте все три карточки и выберите то задание, которое вам интересно и вы сможете с ним справиться

(У каждого ученика на парте лежат карточки с заданием)

- Осенью цветы увядают, а летом  расцветают.

1 группа– Списать предложение.

Ос.ньюцв.ты увядают, а летом расцветают.

2 группа – Вставить пропущенные буквыв словах. Списать .

Ос.ньюцв.ты увядают, а летом……..

3 группа – Вставить пропущенные буквы, закончив предложение. Списать.

Записывают в тетрадь

VIII. Информация о домашнем задании

Упражнение 5 стр.63-объяснение домашнего задания

Дополнительное задание.

- Придумайте еще одно предложение и запишите его.  

задания по выбору.

IХ. Подведение итога урока.  Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

-Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока?

-Вы достигли поставленную цель?

Оценивание учащихся.

- Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет.

- Если вы считаете, что  многое на уроке было непонятно, то прикрепите листик.

- А если считаете, что на  уроке было интересно, но вы испытывали некоторые  затруднения, , то прикрепите цветок.

- Если вы считаете, что на уроке  узнали интересное, новое и полезноедля вас, то прикрепите яблоко.

- Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.

- Ребята, говорю вам за работу на уроке спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.

Ответы детей

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.