Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фомина Мария Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

корень

существительное

прилагательное

глагол

-соль-

-звон-

-цвет-

корень

существительное

прилагательное

глагол

-соль-

-звон-

-цвет-

корень

существительное

прилагательное

глагол

-соль-

-звон-

-цвет-

корень

существительное

прилагательное

глагол

-соль-

-звон-

-цвет-



Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр:

https://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttps://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttps://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttps://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttps://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttp://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/a5/a5fdd382-9b63-4ebd-aaaf-b247ed28d53d/previews/medium/0001.png

 Подобрать  однокоренные слова

Проверить, близки ли они

по смыслу

Выделить  общую частьhttp://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/a5/a5fdd382-9b63-4ebd-aaaf-b247ed28d53d/previews/medium/0001.png



Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/236x/21/98/37/21983780ca3dc9d71bdc1d297096d27c--printable-shapes-house-template.jpg

https://i.pinimg.com/236x/21/98/37/21983780ca3dc9d71bdc1d297096d27c--printable-shapes-house-template.jpg



Предварительный просмотр:

2 группа - Лингвисты

Найдите лексическое значение и запиши.

Стол1_______________________________________________________________________________________________________________

Стол2 ____________________________________________________________________________________________________________________  

__________________________________________________________

1 группа - Лингвисты

Найдите лексическое значение и запиши.

Престол -_________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

3 группа - Лингвисты

Найдите лексическое значение и запиши.

Столица -___________________________________________________________________________________________________________________

4 группа - Этимологи

Расскажите о возникновении слова столица

 Столица - ____________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________



Предварительный просмотр:

http://4.bp.blogspot.com/-LsSmLv8pqc8/VaJw8pxoeFI/AAAAAAAAF8E/WVGciJHsy6s/s320/3539.gifhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-LsSmLv8pqc8/VaJw8pxoeFI/AAAAAAAAF8E/WVGciJHsy6s/s320/3539.gifhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-LsSmLv8pqc8/VaJw8pxoeFI/AAAAAAAAF8E/WVGciJHsy6s/s320/3539.gifhttp://4.bp.blogspot.com/-LsSmLv8pqc8/VaJw8pxoeFI/AAAAAAAAF8E/WVGciJHsy6s/s320/3539.gifhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpg



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка   3 класс    В.П. Канакина, В.Г. Горецкий      УМК «Школа России»                                        

Тема урока:  Корень слова. Однокоренные слова.

Цель:

формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов .

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Мы путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

-Но чтобы отправиться в увлекательную страну исследователей нам нужно проверить д\з.

Проверка домашнего задания. 

- Ребята, дома вы работали в карточках. Приложение № 1

- Какое задание выполнили?

- Какие слова мы называем однокоренными?

 

Ученики проверяют готовность к уроку.

Заселили в домик однокоренные слова.

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением.

Дети зачитывают слова.

Р3

II.Актуализация знаний

1. Минутка чистописания. Работа  в тренажёре  по чистописанию.

- В стране исследователей у нас обязательно спросят, откуда мы приехали, как называется наша страна. Что мы ответим?

- Пропишите и выделите орфограмму в слове.

- Прочитайте, какая у нас страна. Пропишите красиво это предложение.

- Что означает волнистая линия?

- Назовите эти прилагательные.

- А для чего проводится минутка чистописания?

2. Словарная работа.

- Во время нашего пути нас встречает настоящий  листопад. Посмотрите, некоторые листочки приземлились к  вам на стол. Но они не простые, а волшебные.

- Раскройте их и скажите, какое задание они вам приготовили.  (Приложение № 2)

- Как назовём наш листопад?

- Ребята, а теперь посмотрите, какое слово у вас получилась, если прочитать его сверху вниз.

Проверим по слайду. СЛАЙД

- Молодцы. Что вам помогло выполнить  это задание правильно.

- Кто сделал ошибку?

- Какой вывод вы можете сделать?

 

- Где можно посмотреть правописание этих слов?

Посадка при письме, положение тетради.

Россия

Россия – великая, могущественная , удивительная и гостеприимная страна.  

Подчеркнуть имена прилагательные.

Чтобы писать аккуратно, грамотно   правильно соединять буквы.  

Вставить в окошечки нужную букву.

Коллектив, улица, овёс, лестница, до свидания, аккуратно.

Словарным

Листик

Знания  правописания словарных слов.

Ответы детей

Нужно запомнить правописание данных слов

В   орфографическом словаре в конце учебника.

П1

Р2

К1

Л

III.Мотивация учебной деятельности

1. Работа над лексическим значением слова  «листик».

- Наконец – то мы приехали в страну учёных. Ребята,  нас всех превратили в исследователей. Вы готовы принять такую роль?

- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Листик»?

- Как называются слова, которые имеют несколько значений?  Как ещё можем назвать?

- Я предлагаю вам найти корень в этом слове.

- А что такое корень?

 

- Итак, у кого появилось затруднение?

- А у кого уже есть варианты ответа? 

 

 

- В чем возникло затруднение?

 

- Почему же возникло затруднение?        

- Какова цель вашего дальнейшего исследования?

-  Сформулирует тему урока.  

(Учитель вывешивает карточку с изображение корня на доску) СЛАЙД

1. Лист бумаги

2. Лист – часть растения.

Многозначные

Омонимы

Корень слова – это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение.

Учащиеся пополняют задание

 Два ученика выходят к доске, записывают слова , выделяют корень и объясняют полученный результат) .

У нас ребята выделили совсем разные корни.

У нас нет алгоритма нахождения корня слова

Найти способ нахождения корня в слове.

 Как найти корень в слове?

 

.

П2

Р1

К2

Л

 IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

1. Открытие нового.

- Чему должны научиться  в ходе нашего путешествия?

- Чтобы узнать правильный корень в слове листик, что нужно сделать в первую очередь?

- А теперь запишите родственные слова в тетрадь.

- Какие слова вы подобрали?

- Посмотрите, жители этой страны нам предлагают написать   ещё одно однокоренное слово. (Листики) Вы с ними согласны?

-Что нужно сделать, после того как подобрали однокоренные слова?  

- Что должны выполнить в конце наше работы?

 

- Обозначьте корень в каждом слове.

- Посмотрите, в ходе нашего исследования мы получили алгоритм  «Как найти в слове корень»

                  ?

Подобрать к слову однокоренные слова

      Проверить, близки ли они по смыслу

               Выдели в них общую часть.

Приложение № 3

2. Самостоятельная работа

- Предлагаю  поработать в парах и  исследовать  слово пожелтел.   Приложение № 4

- Ваша задача подселить к этому слову его  родственников.  Для этого вам надо следовать строго по составленному алгоритму.

- Продиктуйте, пожалуйста, какой корень вы выделили.

- Как узнали?

Проверка проводиться по эталону для самопроверки . Слайд

- Благодаря этому заданию, что мы сейчас проверили у себя?

- Очень хорошо. Молодцы!

-  Находить и выделять корень в словах

1. Подобрать к слову родственные (однокоренные ) слова.

Листва, лиственный, листочек, листопад.

Нет, это форма слова, изменилось только окончание.

Проверь, близки ли они по смыслу

Выделить в них общую часть

лист

Дети работают и отвечают

-Желт-

Подобрали однокоренные слова близкие по лексическому значению.

Желтый, желток, желтеть, жёлтенький, желтизна.

Научились ли мы находить корень в слове.

П3

Р2

К2

Л

                                                                                              Физминутка

"Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

3. Работа с учебником.  

Работаем по с.75, упр.133.

- Ребята, какую работу нужно произвести по упражнению 133?  

- Что нам в этом поможет? 

- 1 ряд находит слова и записывает в тетрадь с корнем – дал-

   2 ряд – дол-, 3 ряд  -мир-

- Выделите корень в словах.

- Что заметили? Как пишется корень в однокоренных словах?

- С какой целью выполняли данное упражнение?

 -  В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

- Сейчас отправляемся  на улицу, в  которой живут  и прошлое  и настоящее. Здесь мы узнаем много интересного, того, что раньше не знали.

 - Предлагаю поработать в группах.  Приложение № 5

-  Каждая группа  будет выполнять  свою работу.  Группа № 1, 2, 3 -лингвисты,  4  группа -этимологами.

- Давайте уточним ещё раз,  что же такое этимология?  

  - Посмотрите, пожалуйста, на слова: стол, престол, столица.

На слайде

- Какое слово мы не употребляем в современной речи?

- Скажите, дорогие мои исследователи, являются ли эти слова однокоренными?  

- Что нам нужно сделать для того чтобы узнать истину?

- Совершенно верно. Что нам в этом поможет?

-  Какие Толковые словари вы знаете?  

 

- Приведите три способа того, как можно узнать значение незнакомого слова.

-  Давайте, проверим.

- Вот сейчас вы поработаете с 1 и 2 способом.

 -  1 группа  лингвистов  находят  лексическое значение слова престол.

- 2  группа лингвистов толкование слова стол в  древне – русском и современном  языке.

- 3 группа лингвистов лексическое значение столица  

 - 4  группа этимологов  расскажет происхождение  слова столица, прочитав и изучив текст, данный в учебнике на стр. 76 упр. 15

Проверка по слайду

 -   Что мы нового узнали из прошлого?  

-  А теперь вернёмся к нашему вопросу.  Скажите, пожалуйста, являются ли эти слова  в современном русском языке  однокоренными?

Фронтально, затем работают самостоятельно

Найти слова с корнем  -дал-, - дол-, - мир-.

Словарь однокоренных слов

одинаково

 Научится находить корень,   подбирать однокоренные слова.

Правила работы в группах

Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.

Престол

Ответы детей

 

Найти лексическое значение этих слов

 

Толковый словарь

Д. Н. Ушакова,  Владимира Ивановича  Даля, Сергея Ивановича Ожегова

1. Посмотреть в словаре, 2. Спросить у взрослых, 3. Понять из текста.

Самостоятельная работа в группах

Ответы детей

Нет

П1,3,2

Р2,1,3

К1,2

Л

VI.Итог урока

-Ребята, наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся домой. Скажи, дорогие исследователи,  какова была цель сегодняшнего нашего путешествия?  

 

- Мы достигли цели урока? Докажите?

 

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Что такое корень слова?

научиться находить корень в слове..

ДА.

Мы выстроили алгоритм нахождения корня в слове.

Р1,2,3

Л

VII.Рефлексия

 - Ребята, отравляемся домой. У вас на столах лежат билетики. Но для того чтобы тронулся наш поезд нужно выполнить задание.

Задание: Выписать во второй вагон лишнее слово, выделить корень в словах 1 вагона. Приложение № 6 

 

Р1,2,3

Л

YIII.Домашнее задание

СЛАЙД

Правила с.75 выучить правило, № 139.

Р1,2,3

Л

 

 

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"

данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока русского языка   по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе: "Связь слов в предложении." УМК "Школа России".

На уроке, проведенном по ФГОС, использованы следующие технологии:ТРИЗ, проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.Приемы ТРИЗ: "системный лифт", "системный оператор"....

Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".

Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века"  с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Технологическая карта урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования предста...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...