Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Фомина Мария Анатольевна

    Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    корень

    существительное

    прилагательное

    глагол

    -соль-

    -звон-

    -цвет-

    корень

    существительное

    прилагательное

    глагол

    -соль-

    -звон-

    -цвет-

    корень

    существительное

    прилагательное

    глагол

    -соль-

    -звон-

    -цвет-

    корень

    существительное

    прилагательное

    глагол

    -соль-

    -звон-

    -цвет-



    Предварительный просмотр:

            



    Предварительный просмотр:

    https://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttps://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttps://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttps://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttps://www.oreilly.com/library/view/html5-canvas-cookbook/9781849691369/graphics/1369_01_03.jpghttp://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/a5/a5fdd382-9b63-4ebd-aaaf-b247ed28d53d/previews/medium/0001.png

     Подобрать  однокоренные слова

    Проверить, близки ли они

    по смыслу

    Выделить  общую частьhttp://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/a5/a5fdd382-9b63-4ebd-aaaf-b247ed28d53d/previews/medium/0001.png



    Предварительный просмотр:

    https://i.pinimg.com/236x/21/98/37/21983780ca3dc9d71bdc1d297096d27c--printable-shapes-house-template.jpg

    https://i.pinimg.com/236x/21/98/37/21983780ca3dc9d71bdc1d297096d27c--printable-shapes-house-template.jpg



    Предварительный просмотр:

    2 группа - Лингвисты

    Найдите лексическое значение и запиши.

    Стол1_______________________________________________________________________________________________________________

    Стол2 ____________________________________________________________________________________________________________________  

    __________________________________________________________

    1 группа - Лингвисты

    Найдите лексическое значение и запиши.

    Престол -_________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________

    3 группа - Лингвисты

    Найдите лексическое значение и запиши.

    Столица -___________________________________________________________________________________________________________________

    4 группа - Этимологи

    Расскажите о возникновении слова столица

     Столица - ____________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    http://4.bp.blogspot.com/-LsSmLv8pqc8/VaJw8pxoeFI/AAAAAAAAF8E/WVGciJHsy6s/s320/3539.gifhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-LsSmLv8pqc8/VaJw8pxoeFI/AAAAAAAAF8E/WVGciJHsy6s/s320/3539.gifhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-LsSmLv8pqc8/VaJw8pxoeFI/AAAAAAAAF8E/WVGciJHsy6s/s320/3539.gifhttp://4.bp.blogspot.com/-LsSmLv8pqc8/VaJw8pxoeFI/AAAAAAAAF8E/WVGciJHsy6s/s320/3539.gifhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0220/0007a33f-3bc9bf68/1/hello_html_24279e94.jpg



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка   3 класс    В.П. Канакина, В.Г. Горецкий      УМК «Школа России»                                        

    Тема урока:  Корень слова. Однокоренные слова.

    Цель:

    формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов .

    Планируемые
    результаты
    (предметные)

    Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

    Личностные
    результаты

    Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

    Универсальные учебные действия
    (метапредметные)

    Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

    Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

    Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

    Основное содержание темы, понятия
    и термины

    Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

    Образовательные
    ресурсы

    Учебник, рабочая тетрадь

    Ход урока

    Этап урока

    Содержание учебного материала и деятельности учителя.

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    I.Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    В стране родного языка

    Не всё известно нам пока,

    Мы путешествовать начнём

    И сами до всего дойдём.

    -Но чтобы отправиться в увлекательную страну исследователей нам нужно проверить д\з.

    Проверка домашнего задания. 

    - Ребята, дома вы работали в карточках. Приложение № 1

    - Какое задание выполнили?

    - Какие слова мы называем однокоренными?

     

    Ученики проверяют готовность к уроку.

    Заселили в домик однокоренные слова.

    Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением.

    Дети зачитывают слова.

    Р3

    II.Актуализация знаний

    1. Минутка чистописания. Работа  в тренажёре  по чистописанию.

    - В стране исследователей у нас обязательно спросят, откуда мы приехали, как называется наша страна. Что мы ответим?

    - Пропишите и выделите орфограмму в слове.

    - Прочитайте, какая у нас страна. Пропишите красиво это предложение.

    - Что означает волнистая линия?

    - Назовите эти прилагательные.

    - А для чего проводится минутка чистописания?

    2. Словарная работа.

    - Во время нашего пути нас встречает настоящий  листопад. Посмотрите, некоторые листочки приземлились к  вам на стол. Но они не простые, а волшебные.

    - Раскройте их и скажите, какое задание они вам приготовили.  (Приложение № 2)

    - Как назовём наш листопад?

    - Ребята, а теперь посмотрите, какое слово у вас получилась, если прочитать его сверху вниз.

    Проверим по слайду. СЛАЙД

    - Молодцы. Что вам помогло выполнить  это задание правильно.

    - Кто сделал ошибку?

    - Какой вывод вы можете сделать?

     

    - Где можно посмотреть правописание этих слов?

    Посадка при письме, положение тетради.

    Россия

    Россия – великая, могущественная , удивительная и гостеприимная страна.  

    Подчеркнуть имена прилагательные.

    Чтобы писать аккуратно, грамотно   правильно соединять буквы.  

    Вставить в окошечки нужную букву.

    Коллектив, улица, овёс, лестница, до свидания, аккуратно.

    Словарным

    Листик

    Знания  правописания словарных слов.

    Ответы детей

    Нужно запомнить правописание данных слов

    В   орфографическом словаре в конце учебника.

    П1

    Р2

    К1

    Л

    III.Мотивация учебной деятельности

    1. Работа над лексическим значением слова  «листик».

    - Наконец – то мы приехали в страну учёных. Ребята,  нас всех превратили в исследователей. Вы готовы принять такую роль?

    - Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Листик»?

    - Как называются слова, которые имеют несколько значений?  Как ещё можем назвать?

    - Я предлагаю вам найти корень в этом слове.

    - А что такое корень?

     

    - Итак, у кого появилось затруднение?

    - А у кого уже есть варианты ответа? 

     

     

    - В чем возникло затруднение?

     

    - Почему же возникло затруднение?        

    - Какова цель вашего дальнейшего исследования?

    -  Сформулирует тему урока.  

    (Учитель вывешивает карточку с изображение корня на доску) СЛАЙД

    1. Лист бумаги

    2. Лист – часть растения.

    Многозначные

    Омонимы

    Корень слова – это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение.

    Учащиеся пополняют задание

     Два ученика выходят к доске, записывают слова , выделяют корень и объясняют полученный результат) .

    У нас ребята выделили совсем разные корни.

    У нас нет алгоритма нахождения корня слова

    Найти способ нахождения корня в слове.

     Как найти корень в слове?

     

    .

    П2

    Р1

    К2

    Л

     IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

    1. Открытие нового.

    - Чему должны научиться  в ходе нашего путешествия?

    - Чтобы узнать правильный корень в слове листик, что нужно сделать в первую очередь?

    - А теперь запишите родственные слова в тетрадь.

    - Какие слова вы подобрали?

    - Посмотрите, жители этой страны нам предлагают написать   ещё одно однокоренное слово. (Листики) Вы с ними согласны?

    -Что нужно сделать, после того как подобрали однокоренные слова?  

    - Что должны выполнить в конце наше работы?

     

    - Обозначьте корень в каждом слове.

    - Посмотрите, в ходе нашего исследования мы получили алгоритм  «Как найти в слове корень»

                      ?

    Подобрать к слову однокоренные слова

          Проверить, близки ли они по смыслу

                   Выдели в них общую часть.

    Приложение № 3

    2. Самостоятельная работа

    - Предлагаю  поработать в парах и  исследовать  слово пожелтел.   Приложение № 4

    - Ваша задача подселить к этому слову его  родственников.  Для этого вам надо следовать строго по составленному алгоритму.

    - Продиктуйте, пожалуйста, какой корень вы выделили.

    - Как узнали?

    Проверка проводиться по эталону для самопроверки . Слайд

    - Благодаря этому заданию, что мы сейчас проверили у себя?

    - Очень хорошо. Молодцы!

    -  Находить и выделять корень в словах

    1. Подобрать к слову родственные (однокоренные ) слова.

    Листва, лиственный, листочек, листопад.

    Нет, это форма слова, изменилось только окончание.

    Проверь, близки ли они по смыслу

    Выделить в них общую часть

    лист

    Дети работают и отвечают

    -Желт-

    Подобрали однокоренные слова близкие по лексическому значению.

    Желтый, желток, желтеть, жёлтенький, желтизна.

    Научились ли мы находить корень в слове.

    П3

    Р2

    К2

    Л

                                                                                                  Физминутка

    "Мы – листики осенние"

    Мы, листики осенние, 
    На веточках сидели. 
    Ветер дунул, полетели. 
    Мы летели, мы летели. 
    И на землю тихо сели. 
    Ветер снова набежал. 
    И листочки все поднял. 
    Повертел их, покружил. 
    И на землю опустил.

    V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

    3. Работа с учебником.  

    Работаем по с.75, упр.133.

    - Ребята, какую работу нужно произвести по упражнению 133?  

    - Что нам в этом поможет? 

    - 1 ряд находит слова и записывает в тетрадь с корнем – дал-

       2 ряд – дол-, 3 ряд  -мир-

    - Выделите корень в словах.

    - Что заметили? Как пишется корень в однокоренных словах?

    - С какой целью выполняли данное упражнение?

     -  В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

    - Сейчас отправляемся  на улицу, в  которой живут  и прошлое  и настоящее. Здесь мы узнаем много интересного, того, что раньше не знали.

     - Предлагаю поработать в группах.  Приложение № 5

    -  Каждая группа  будет выполнять  свою работу.  Группа № 1, 2, 3 -лингвисты,  4  группа -этимологами.

    - Давайте уточним ещё раз,  что же такое этимология?  

      - Посмотрите, пожалуйста, на слова: стол, престол, столица.

    На слайде

    - Какое слово мы не употребляем в современной речи?

    - Скажите, дорогие мои исследователи, являются ли эти слова однокоренными?  

    - Что нам нужно сделать для того чтобы узнать истину?

    - Совершенно верно. Что нам в этом поможет?

    -  Какие Толковые словари вы знаете?  

     

    - Приведите три способа того, как можно узнать значение незнакомого слова.

    -  Давайте, проверим.

    - Вот сейчас вы поработаете с 1 и 2 способом.

     -  1 группа  лингвистов  находят  лексическое значение слова престол.

    - 2  группа лингвистов толкование слова стол в  древне – русском и современном  языке.

    - 3 группа лингвистов лексическое значение столица  

     - 4  группа этимологов  расскажет происхождение  слова столица, прочитав и изучив текст, данный в учебнике на стр. 76 упр. 15

    Проверка по слайду

     -   Что мы нового узнали из прошлого?  

    -  А теперь вернёмся к нашему вопросу.  Скажите, пожалуйста, являются ли эти слова  в современном русском языке  однокоренными?

    Фронтально, затем работают самостоятельно

    Найти слова с корнем  -дал-, - дол-, - мир-.

    Словарь однокоренных слов

    одинаково

     Научится находить корень,   подбирать однокоренные слова.

    Правила работы в группах

    Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.

    Престол

    Ответы детей

     

    Найти лексическое значение этих слов

     

    Толковый словарь

    Д. Н. Ушакова,  Владимира Ивановича  Даля, Сергея Ивановича Ожегова

    1. Посмотреть в словаре, 2. Спросить у взрослых, 3. Понять из текста.

    Самостоятельная работа в группах

    Ответы детей

    Нет

    П1,3,2

    Р2,1,3

    К1,2

    Л

    VI.Итог урока

    -Ребята, наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся домой. Скажи, дорогие исследователи,  какова была цель сегодняшнего нашего путешествия?  

     

    - Мы достигли цели урока? Докажите?

     

    - Какие слова мы называем однокоренными?

    - Что такое корень слова?

    научиться находить корень в слове..

    ДА.

    Мы выстроили алгоритм нахождения корня в слове.

    Р1,2,3

    Л

    VII.Рефлексия

     - Ребята, отравляемся домой. У вас на столах лежат билетики. Но для того чтобы тронулся наш поезд нужно выполнить задание.

    Задание: Выписать во второй вагон лишнее слово, выделить корень в словах 1 вагона. Приложение № 6 

     

    Р1,2,3

    Л

    YIII.Домашнее задание

    СЛАЙД

    Правила с.75 выучить правило, № 139.

    Р1,2,3

    Л

     

     

     

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"

    данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...

    Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

    Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"

    Технологическая карта урока русского языка   по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...

    Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

    Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе: "Связь слов в предложении." УМК "Школа России".

    На уроке, проведенном по ФГОС, использованы следующие технологии:ТРИЗ, проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.Приемы ТРИЗ: "системный лифт", "системный оператор"....

    Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".

    Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века"  с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....