Технологическая карта урока русского языка «Отзыв по картине В.А. Серова Девочка с персиками» (УМК Школа России,3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хайретдинова Юлия Ураловна

Тема урока: Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: создание условий для формирования умения составлять отзыв по картине.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование умения составлять отзыв по картине.
  2. Закрепление умения составлять отзыв.

Развивающие:

  1. Развивать умения писать текст на заданную тему, соблюдая структуру текста, излагая его последовательно.
  2. Развивать диалогическую речь учащихся.
  3. Способствовать развитию памяти, внимания учащихся.

Воспитательные:

  1. Вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников.
  2. Воспитывать любовь к искусству.
  3. Поддерживать интерес к изучению русского языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 25.2022 г.

Школа: МБОУ «СОШ №89 г.Челябинска»

Класс: 3 «а»

Урок: 2

Время:  14:00-14:35  Кабинет: 33

Студент: Хайретдинова Юлия

Группа: 46

Учитель: Огородникова Е.В.

Тема урока: Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: создание условий для формирования умения составлять отзыв по картине.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование умения составлять отзыв по картине.
  2. Закрепление умения составлять отзыв.

Развивающие:

  1. Развивать умения писать текст на заданную тему, соблюдая структуру текста, излагая его последовательно.
  2. Развивать диалогическую речь учащихся.
  3. Способствовать развитию памяти, внимания учащихся.

Воспитательные:

  1. Вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников.
  2. Воспитывать любовь к искусству.
  3. Поддерживать интерес к изучению русского языка.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный:

учебный диалог.

Приветствие детей и установка на положительный лад.

- Я желаю вам всем хорошего настроения,

активности, работоспособности. Надеюсь,

что мы сегодня хорошо поработаем.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Р: нацеливание на

успешную работу.

Л: выражение

положительного

отношения к процессу

познания

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

МЕТОДЫ:

Частично-

поисковый: ответы

на вопросы

Частично-

поисковый:: формирование затруднения

Актуализация знаний, через учебный диалог.

- Сегодня урок будет посвящен развитию

речи. На последнем уроке развития речи мы

изучили новый вид работы. Как он

называется и в чем его особенность?

(по картине Валентина Серова)

- Веруша, зайка, не крутись!

Я знаю, знаю, ты устала!

- Еще немного, продержись,

Ещѐ чуть-чуть осталось, мало!

- Держи вот персик так, в ладошке,

Головку к свету разверни,

Вот-вот, так посиди немножко,

Верушка, солнышко, замри! ...

А той казалось, будто в сказке,

Сама парила кисть в руках,

И роли фей, играли краски,

На сцене белого холста...

Хотя сидеть уже устала,

Позировать, который день...

Но кисть волшебная взмывала,

И светом озарялась тень...

- Что вы представили?

        

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

- Отзыв по картине. Он краткий и пишется по плану.

- разговор художника и девочки; как Вера играет с персиком и позирует

Л: развитие

познавательных

интересов.

К: умение слушать и

говорить

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:

учебный диалог.

Формулировка темы и цели урока.

- Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какая тема урока?

- Да, сегодня мы будем писать отзыв по

картине Серова «Девочка с персиками».

- Какие мы цели поставим на урок?

Формулируют тему и ставят цель урока.

- отзыв по картине «Девочка с персиками»

- познакомиться с картиной Серова «Девочка с персиками»;

- составить план;

- написать отзыв по картине;

Р.- принятие и

сохранение учебной

задачи,

самоопределение к

деятельности.

П.- осуществление

поиска и выделение

необходимой

информации.

Р: целеполагание

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: работа с

учебником, беседа

Наглядный :

презентация

Работа по новой теме с биографией.

- Ну и для начала давайте познакомимся с

художником. В.А.Серов родился 19 января

1865 года в Петербурге. Его отец –

известный композитор. С детства Серову

прививалась любовь к искусству. С пяти

лет рисование стало его любимым

занятием. Девятилетним ребѐнком Серов

приехал в Париж, где начал заниматься с

известным художником И.Е. Репиным. В.А.

Серов писал портреты.

- Чем же отличаются портреты от других

картин?

В 1887 году, живя в имении своих друзей,

Серов написал портрет 12-летней дочери

известного русского мецената С.И.

Мамонтова – Веры Мамонтовой.

Художник писал портрет более месяца.

Первоначально работа называлась

«Портрет В.М.», но Игорь Грабарь –

известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с

персиками!!!» Это название принял и сам

Серов.

- Всмотритесь внимательно в картину,

постарайтесь увидеть еѐ не только глазами,

но и душой проникнуться в еѐ содержание.

Беседа по содержанию картины.

- Обратимся к плану работы: рассмотрим

картину. Для этого ответим на вопросы по

сюжету картины. Внимательно слушайте

ответы друг друга.

- Что привлекло внимание художника, что

стало предметом его описания в картине?

- Какой момент из жизни девочки

запечатлѐн?

- Пофантазируйте, а что произойдѐт через

минуту?

- Расскажите, где художник изобразил

девочку?

- Что она делает?

- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите

его.

- Кто хочет дополнить ответ ...?

- С чем можно сравнить румянец на щеках?

- Опишите, во что одета Вера?

- Что окружает девочку?

- Обратите внимание, с какой

тщательностью выписаны художником

персики. Почти физически ощутима их

бархатистая кожица. Видимо именно на

это обратил внимание Игорь Грабарь,

назвав портрет «Девочка с персиками».

- Художник на картине не нарисовал

солнце, но между тем мы понимаем, что

изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это?

Кто еще хочет ответить на этот вопрос?

- Какого цвета краски использует

художник?

Кто хочет дополнить ответ ...?

Обобщение:

- Вот мы и рассмотрели картину,

всмотрелись в нее. Портрет не может

нас оставить равнодушным.

Стоит только взглянуть на портрет,

как становится радостно на душе:

чувствуется, как нравится художнику

тот, кого он изображает. А сколько

тепла и света. Талантливому художнику

удалось создать в портрете образ

красоты, образ счастливой поры –

юности.

«Где просто, там и ангелов сто», - любимая

поговорка художника. Он еѐ повторял

неоднократно, когда речь заходила о том,

как следует писать. «Простота –

естественность – правда».

Слушают биографию художника

Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нѐм воссоздаѐтся облик конкретных людей.

- Девочка – Вера Мамонтова

- Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно

- Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир,

который видится за окном

- Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня

- В тонких загорелых руках она держит золотистый персик

- У Веры мягкий овал лица с тѐмными  непокорными волосами. Весело глядят

озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец

- Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе

- На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика

- На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож

- Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он заливает всю фигуру девочки.

- Удивительные КРАСКИ использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы

обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы

сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой

П.- осуществление

поиска и выделения

необходимой

информации.

Р.- ориентирование в

учебнике.

П.- осмысленное

чтение.

Р.- планирование своих

действий в

соответствие с задачей.

Л: развитие

познавательных

интересов.

К: умение слушать и

говорить

П: логические -

решение проблемы,

построение логической

цепи рассуждений

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практический: выполнение упражнений

Выполнение физических упражнений.

- Перед написанием вашей работы давайте

немного отдохнем.

- Повторяйте движения за мной.

Повторяют за учителем.

П.- осуществление

поиска и выделение

необходимой

информации.

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

работа с

учебником, беседа

Практический:

выполнение упражнения по

плану

Составление плана сочинения.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы

рассмотрели картину. Какой следующий

этап работы?

- Определите тип текста?

- Перечислите части сочинения.

- О чем мы напишем во вступлении?

Как можно озаглавить эту часть?

- что вы запомнили о художнике и картине,

что можем отобразить во вступлении?

- Обсудим, что вы напишите во

вступлении.

(Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с

персиками». Это портрет Веры

Мамонтовой.)

- О ком и чем вы будете писать в основной

части?

- Озаглавим основную часть.

Выделите микротемы в основной части:

Портрет девочки.

Комната, озаренная светом.

- Помните, что первое предложение каждой

части связывает текст в единое целое. С

какого предложения Вы начнете

писать основную часть?

(На переднем плане картины я вижу

девочку.)

- О чем вы напишите, описывая Веру? Не

забывайте пользоваться карточкой. Кто

хочет дополнить?

(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где

она находится)

(Девочка прибежала из сада, который

виден через раскрытое окно. Кажется,

что Вера лишь на минуту забежала в

комнату, присела и готова снова убежать

в тот солнечный мир, который видится за

окном. В тонких загорелых руках она

держит золотистый персик. У Веры

мягкий овал лица с тѐмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-

карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец. Он похож

на персики, лежащие на столе. На Вере

розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)

- С какого предложения мы начнем вторую

микротему.

(Девочка, сидит у стола, в комнате,

залитой светом солнечного дня.)

- О чем вы будете писать в этой части

сочинения?

(о солнечном свете на картине, красках

художника)

(На белоснежной скатерти

изображены бархатистые персики и

серебряный нож. Солнечный свет скользит

по стенам, падает на скатерть и фрукты.

Он заливает всю фигуру девочки.

Удивительные краски использует

художник. Розовый цвет кофточки удачно

оттеняется черным цветом бантика и

красной гвоздикой. Легкие (светлые,

радостные свежие) тона говорят о

чистоте, нежности девочки, предают

радость жизни. Красиво изображены и

предметы обстановки: белоснежная

скатерть, бархатистые плоды и

серебряный нож. Элементы натюрморта и

пейзажа, как бы сливаются и обогащают

образ Веры Мамонтовой.)

- Помните, что при записи каждую

микротему надо записывать с красной

строки.

- Как вы закончите сочинение?

Озаглавьте эту часть.

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не

будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

План

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

Портрет девочки.

Комната, озаренная светом.

3. Моѐ отношение к картине.

Анализируют картину

Отвечают на вопросы

- Необходимо составить план сочинения

- описание

- Вступление, основная часть, заключение

- О художнике и его картине

- Художник В.А. Серов и его картина

- Мы будем описывать сюжет картины

- Описание картины

П.- осуществление

поиска и выделение

необходимой

информации.

Р.- планирование своих

действий в

соответствии с задачей.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Частично-

поисковый:

формирование

затруднения

Работа с описанием картины.

- Постарайтесь так описать в сочинении

картину, чтобы еѐ ясно смогла представить

тот, кто с ней не знаком.

- Ещѐ каким требованиям должен отвечать

наш текст?

- Если вы испытаете затруднение, то

поднимите руку, и мы вместе обсудим

возникшее затруднение.

- После написания проверьте работу, для

проверки используйте памятку.

Памятка

Проверь написанное.

Подумай, всѐ ли понятно будет

тому, кто прочтѐт сочинение.

Обрати внимание на «опасные

места».

В написании каких слов ты

сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

- Как я вам говорила в начале урока, что

отзыв пишется по плану,

Теперь вы сможете самостоятельно

написать отзыв об этой картине, он должен

быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3

предложения.

Посмотрите памятку, там вы можете найти

слова, которые помогут написать отзыв.

На картине В.А. Серова я вижу

портрет Веры Мамонтовой. Девочка

сидит у стола в ..... денѐк. На ней ....

кофточка, с ..... бантом, украшенным .....

гвоздикой. Девочка прибежала из ..... В

...... руках она держит ...... персик.

(Как?) .... глядят ..... глаза. Солнечный

свет, падающий из окна, заливает всю

фигуру девочки. (Как?) изобразил

художник и .... скатерть, ..... плоды и .....

нож. Мне ......

- Теперь вы можете приступать к

написанию отзыва.

Отвечают на вопросы

- Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать

П.- построение

речевого

высказывания.

П.- осуществление

поиска и выделение

необходимой

информации.

Р.- планирование своих

действий в

соответствии с задачей.

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Частично-

поисковый:

формирование

затруднения

Анализ всего урока, повторение пройденного.

- Что же отличает отзыв от других работ по предложению?

- назовите автора картины, которую мы

описывали?

- Что вам помогло понять замысел

художника и рассказать об этом?

- Какие знания и умения вам были

необходимы для работы?

- Как вы думаете, удалось ли вам передать

словами свои впечатления от картины?

- А сейчас откройте дневники и запишите

домашнее задание

Страница 70, упражнение 123.

Отвечают на вопросы

- Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя

- Умение рассматривать картину,

составлять план, подбирать точные слова

Ответы детей

Записывают домашнее задание

П.- построение

речевого

высказывания.

П.- осуществление

поиска и выделение

необходимой

информации.

Р.- планирование своих

действий в

соответствии с задачей.

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Подведение итогов урока.

Ребята, у вас на столах лежат

смайлики, но у них есть только глаза.

Давайте мы оценим наш с вами урок таким образом: если все было легко и понятно,

если вам понравился урок – дорисуйте

улыбку, ну а если вам было трудно и скучно

на уроке – нарисуйте улыбку наоборот,

грустную (но я надеюсь, что таких

смайликов у нас сегодня не будет)

Спасибо за урок! Вы очень хорошо сегодня

поработали.

Оценивают свою деятельность на уроке.

(Дорисовывают улыбку)

Р: осуществление

итогового контроля;

оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку русского языка "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками""Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России...

Конспект урока русского языка «Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»Цели деятельности учителя: формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созда...

Конспект урока по теме "Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение навыков письма отзыва по картине; развитие умений писать текст на заданную картину; развитие умений соблюдать...

Конспект урока по русскому языку.Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками" (УМК "Школа России",3 класс)

Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками"Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение навыков письма отзыва по картине; развитие...

Конспект урока русского языка отзыв по картине В.А. Серова "Девочка с персиками" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение навыков письма отзыва по картине; развитие умений писать текст на заданную картину; развитие умений соблюдать...

Конспект урока русского языка: "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками"", УМК "Школа России", 3кл.

Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о тво...

Технологическая карта урока русского языка «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Отзыв по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»»Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине...